Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Путешествие к А.С.Пушкину" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  знаний  с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина 

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, близости интересов.

- уметь характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своей деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Перспектива», 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, карточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3r_23_ur_puteshestvie_k_a_s_pushkinui.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        19.04.19                                                                                                                ФИО учителя: Никитина М.Н.

Школа: № 1                                                                                                                        ФИ студента: Першина А.Д.

Класс:                                                                                                                                ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

Кабинет: 27                                                                                                                                                                                                                                          

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  знаний  с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, близости интересов.

- уметь характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своей деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Перспектива», 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, карточки.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке русского языка. Присаживайтесь.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.

Л: самоопределение

II. Актуализация и мотивация

Словесный (беседа)

4 мин

 На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Мудрость старости».

1.Скажите, пожалуйста, с каким временем года у вас ассоциируется старость? Почему?

2. Как молодым следует относиться к советам мудрых старых людей?

3. Какие пословицы из текста «Мудрый учится у мудрого» вас заинтересовали больше всего?

4. А теперь откройте печатные тетради. Посмотрите на ваше чудо-дерево и скажите, какие качества, составляющие богатство души, вы записали? Есть дополнения?

(Зима)

Прислушиваться

Качества:
1. Милосердие.
2. Нежность.
3. Верность.
4. Сострадание.
5. Мудрость.
6. Бескорыстность.
7. Прощение.
8. Честность.
9. Добросердечие.
10. Чуткость.
11. Вежливость.
12. Уважение.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков

ПЛ: синтез – составление целого из частей.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа, фронтальный опрос)

2 мин

- Прочитайте на доске («Как называется произведение?») стихотворные строки и назовите произведения.

- А сейчас послушайте  музыкальный отрывок и назовите произведение.  (Римский- Корсаков «Полет шмеля»).

- Что общего у прочитанных отрывков  и прослушанной мелодии?

- Догадались ли вы, какая будет тема нашего урока?

- Правильно.

- Сформулируйте цель.

Читают на доске отрывки из сказок А.С. Пушкина.

1 отрывок «Сказка о золотом Петушке»

2 отрывок «Сказка о золотой рыбке»

Полет шмеля. «Сказка о царе Салтане…»

Автор А.С. Пушкин.

- Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте – А.С. Пушкине, о его предках и потомках.

Познакомится с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина

Р: целеполагание.

Л:смыслообразование.

ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Словесный (беседа)

Работа с правилом

Словесный (беседа)

7 мин

- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина («Высказывание А.С. Пушкина»).

Как вы его понимаете?

- Александру Сергеевичу есть чем гордиться, ведь среди его предков были великие люди, заслужившие уважения многих людей.

- У А.С. Пушкина есть стихотворение «Моя родословная». Оно наполнено  подробным, бережным и полным любви и уважения рассказ о предках его славного рода.

- Так что только на основании записей самого поэта можно составить родословное древо его семейства. Мы сейчас это и сделаем. А для начала вспомните, что такое родословное древо?

- Давайте прочитаем определение на слайде. «Родословное древо».

- Сегодня наша работа с учебником будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий.

- Сначала проследим предков А.С. Пушкина по линии отца.

- О своих предках по отцу он пишет в 1830—31 гг.: «Мы ведем свой род от прусского выходца Ратмира или. Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского.

- «А вот и слова самого А. С. Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей ( «Отрывок из стихотворения А.С, Пушкина «Моя родословная»»)

- Летописи позволяют проследить начало пушкинского рода от Гаврилы Алексича, тоже служившего Александру Невскому.

- Давайте прочитаем, что говорится о предках Пушкина на страницах «Умного Совенка» (с.131)

- Предки А. С. Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины»?

- Правнук Гаврилы Алексича Григорий Александрович был прозван Пушкой.  Почему Пушка? Точных сведений нет, но, скорее всего, он был военным  и увлекался стрельбой из нового по тому времени оружия или у него характер был громогласный, взрывной.  От его прозвища и произошла фамилия Пушкин. Отец Александра Сергеевича – Сергей Львович Пушкин был  военным, дослужился до звания майора, а также он был и поэтом. Он писал стихи на французском языке.  

- Теперь проследим историю рода по линии матери – Надежды Осиповны Пушкиной (Ганнибал)).

Давайте прочитаем информацию учебника. Найдем предков по линии матери на генеалогическом древе.

Нужно помнить о том, что совершали наши предки, быть им благодарными, потому что они многое делали для нас, их потомков. Они воспитали нас, дают то, что мы сейчас имеем.

- Схема семейного рода и родственных связей.

Читают определение со слайда. Родословное древо – это условная схема семейного рода и родственных связей в символическом виде дерева.

Р: саморегуляция.

ПО: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО: структурирование знаний.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Работа в группах

Практический (работа в учебнике)

Самопроверка

10 мин

- - Что вы знаете о  Петре Первом?

- давайте обратим внимание на слайд  («Родители А.С. Пушкина») там можете увидеть портреты родителей Александра Сергеевича.

- Как звали жену А.С. Пушкина?

- У Александра Сергеевича и Надежды Осиповны было четверо детей. Откроем учебник на стр.85, рассмотрим их изображения и  прочитаем, как их звали.

- Ребята, рассмотрите в учебнике портреты предков и потомков А. С. Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты».

Дети рассматривают изображения, решают, кто из потомков наиболее похож на поэта, похож ли сам А. С. Пушкин на своего прадеда или на мать.

Царь, основатель Санкт-Петербурга.

- Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал)

- Мария Александровна Пушкина, Александр Александрович, Григорий Александрович, Наталья Александровна.

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ПО: поиск и выделение необходимой информации.

Динамическая пауза

1 мин

Видеофрагмент

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический (работа в карточке)

7 мин

Сейчас откроем рабочие тетради на стр. 56 и выполни задание 2, которое позволит нам соотнести не только изображение детей А.С. Пушкина, но и их возраст.

- Кто прожил дольше?

- Сейчас мы с вами отправимся в родовое имение Михайловское.

Главными достопримечательностями Михайловского являются — дом поэта с музейной экспозицией, представляющей предполагаемые интерьеры времен Пушкина; домик няни Пушкина — Арины Родионовны, фруктовый сад и парк с декоративными прудами, мостиками и аллеями, наиболее известной из которых является аллея А. П. Керн.

Выполняют задание в рабочей тетради.

- Мария Александровна Пушкина.

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

Работа в группах.

10 мин

А сейчас мы так же посмотрим видеофрагмент, который покажет нам достопримечательности Святогорского монастыря.

Вот мы с вами заочно и побывали в местах, где жил и работал А.С. Пушкин.

- Александр Сергеевич много путешествовал.

- Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев

-  Часто он бывал в Санкт-Петербурге. На Мойке, 12 находится музей-квартира А.С. Пушкина.

Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12 посвящен последнему периоду жизни и творчества А. С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный (беседа, опрос)

3 мин

 - Ребята, как вы думаете, почему все, кто знает и любит творчество Пушкина, могут считать себя его духовными потомками?

Давайте прочитаем вывод, который обозначен в учебнике.

-Закончить урок хотелось бы стихотворением А.С. Пушкина.

Ещё дуют холодные ветры
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались раннин цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

-Итак, ребята, скажите.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Что новое для себя открыл каждый из вас?

- «Я сегодня научился…», «Мне понравилось…», «Мне это обязательно пригодится….»

- Спасибо за урок.

Познакомится с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина

Да

Р: оценка.

ПО: структурирование знаний.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Путешествие по Москве" 2 класс

Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представления об городе Москва; об его достопримечательностяхПланируемые результаты:   Предметные:- Знать как...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» - 2 класс

Тема урока «Путешествие по Москве» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествуем с археологами" УМК "Плешаков А.А. Окружающий мир" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические...