Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Калиниченко Ольга Викторовна

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивание почвы, набухание почек, цветение растений, гнездование.

Экскурсиюжелательно провести в парке или в смешанном лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_vesen._izmen._3_kl.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира (экскурсия)

3 класс

Тема: «Весенние изменения в неживой и живой природе».

Цели:

1) провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь;

2) результаты наблюдений оформить в виде рисунков и загадок в альбом «Тайны весны»;

3) сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивание почвы, набухание почек, цветение растений, гнездование;

4) развивать логическое мышление, речь, творческие и коммуникативные способности;

5) воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1) обучать приёмам информационной деятельности: наблюдение, описание, сравнение объектов; работа с информационными источниками;

2) активно использовать разнообразные приёмы (рассказ, беседа, чтение стихотворения, рассматривание объектов природы и предметных картинок, проведение практических работ), средства (наглядные пособия, раздаточный дидактический материал, эмоциональный окрас речи учителя) и формы организации учебного процесса (индивидуальная, групповая, фронтальная);

3) создавать проблемные ситуации для решения поставленных целей;

4) мотивировать учащихся к выполнению поставленных целей.

Оборудование:

1) детские рисунки-схемы правил поведения на экскурсии в лесу, парке;

2) карточки с заданиями для организации наблюдений в группах;

3) образцы раннецветущих растений (в ящике с грунтом);

4) нож и кусочек глины;

5) рисунок скворца и ласточки;

6) каждый ребёнок приносит ведро и перчатки.

Ход урока.

I. Оргмомент. Обсуждение актуальности владения приёмами информационной деятельности. (в классе)

 Мы отправляемся на экскурсию в лес. Там мы постараемся увидеть весенние изменения в неживой и живой природе.

- Какие умения нам помогут получить необходимую информацию,  раскрыть тайны природы?

(умение наблюдать, описывать предметы, сравнивать объекты; работать с информационными источниками)

Будьте внимательны и наблюдательны по дороге. Во время экскурсии будьте организованы, не отвлекайтесь, идите только по тропинке, чтобы не топтать растения леса, не шумите, чтобы не беспокоить лесных жителей.

II. Проверка домашнего задания.

(Вспомните правила поведения в лесу, парке друзей природы.

Используйте учебник, Интернет, посоветуйтесь с родителями.

Правила оформите в виде рисунков-схем.)

- Какие ещё правила поведения на экскурсии вы должны помнить?

(Дети выходят с рисунками-схемами и рассказывают правила.)

III. Организация наблюдений. (в смешанном лесу, парке)

1. Актуализация знаний с опорой на стихотворный текст. Постановка целей.

Сегодня на экскурсии мы будем наблюдать за весенними изменениями в неживой и живой природе, познакомимся с новыми понятиями.

       Начнём с наблюдений за неживой природой. Но сначала послушайте, как поэт А.С. Пушкин красиво описал природу весной:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года!

Синея, блещут небеса.

- Какое время года Пушкин называет сном?

- С каким временем суток поэт сравнивает весну? Почему?

      А как просыпается природа, мы увидим собственными глазами.

- Какие весенние месяцы знаете?

     А так как на дворе сейчас апрель месяц, то наблюдать мы будем в основном за природными изменениями в апреле.

2. Наблюдение за погодой, изменениями в неживой природе.

Начнём с наблюдения за погодой этого весеннего апрельского дня.

- Какого цвета небо сегодня? Какое небо чаще всего бывает весной? А зимой чаще всего?

- Какие облака?

- Как светит солнце весной? Как высоко оно находится?

- А зимой?

- Как теплота и яркость солнечных лучей зависит от его высоты?

- Какова сегодня температура воздуха? А зимой?

- Есть ли ветер? Какой? А зимой?

А теперь посмотрите вокруг.

- Видите ли вы вокруг снег?

- Что с ним произошло? (растаял)

- Оттаяла ли почва?

- Почему происходят все эти изменения? (потепление)

3. Обобщение наблюдений за неживой природой.

Таяние снега начинается в марте и завершается в апреле. Недаром апрель называют «зажги снега». Весна до конца освобождает из-подо льда воду. Вот и проснулась неживая природа.

4. Самостоятельное наблюдение за изменениями в живой природе. Работа в группах.

А как же просыпается живая природа, пронаблюдаете вы самостоятельно, а потом поделитесь результатами своих наблюдений. Разделимся на четыре группы.

(Каждая группа получает задание на карточке.)

5. Вербализация результатов наблюдений I, II, III групп.

Примерные ответы детей:

I группа.

Скоро зацветёт сосна. А на месте «свечек» появятся шишки.

II группа.

Почки набухли, некоторые распускаются, появляются молодые листочки.

На таких деревьях как верба, ива появились «барашки». Так цветут деревья.

III группа.

Травянистые растения зацветают.

6. Практическая работа. Создание проблемных ситуаций.

Рассмотрите растения, которые я выкопала со своей клумбы.

- Как называются эти растения?

(калужница, пролеска, гусиный лук, крокус, адонис)

А так как они зацветают раньше других, лишь только сойдёт снег, их называют … Верно, подснежниками или раннецветущими, первоцветами.

- А кто с родителями ходил на луг, в лес и сам видел первоцветы?

- В каких местах они растут?

- Подумайте, кто даёт команду «Зацветать! Распускать листья!» (солнце)

Разберёмся, как это происходит.

- Чем питаются растения?

      Зимой растение не может получить этого раствора, т.к. замёрзла вода и почва. Но пригрело солнце. Растаял снег, почва напиталась влагой. Вода растворила минеральные соли в почве, и этот раствор корнями впитывает растение. По стволу он подаётся в ветки к почкам. Почки распускаются, появляются листочки. Под воздействием тепла и солнечного света в листочках этот водный раствор превращается в живой сок (процесс фотосинтеза). Сок разносится по всем частям растения: листьям, цветам, и способствует росту растения. Движение сока называется сокодвижением.

Опыт № 1.

- Сделаем надрез ветки. Что замечаете?

(Выступает сок. Сокодвижение началось.)

(Не забудем замазать надрез глиной!)

     Но вдруг весна окажется холодной и затяжной, а в холодной воде плохо растворяются питательные вещества. Природа позаботилась и об этом. Для этого ещё с осени в растениях запасаются питательные вещества.

- Догадайтесь, где травянистые растения хранят питательные вещества.

Опыт № 2.

Выкопаем одно из принесённых мной растений.

- Какая часть самая толстая, сочная?

(Корень. Именно здесь растение хранит питательные вещества.)

Зацветая рано весной, первоцветы радуют нас своей красотой. Умейте любоваться ими в природе, не рвите их. Сорванные растения быстро погибают. А многие первоцветы занесены в Красную книгу и могут исчезнуть.

7. Вербализация результатов наблюдений IV группы.

Примерный ответ детей:

На цветущих растениях, пригретых солнцем предметах мы увидели насекомых: муравьёв, божьих коровок, мошек, жуков, мух. Они бегают взад и вперёд. Наверно, заняты поиском пищи.

8. Практическая работа. Создание проблемных ситуаций.

- Чем же привлекают цветущие растения насекомых?

Опыт № 3.

- Пожуйте цветок ивы, пролески. Что замечаете?

Сладкий вкус свидетельствует о нектаре. Нектар и пыльца цветов – это пища насекомых.

- А какую пользу насекомые приносят растениям, ведь не зря же растения привлекают их своими цветами? (опыление)

8. Проверка домашнего задания. Вербализация результатов наблюдений.

Несколько недель назад я просила понаблюдать вас за птицами.

- Чем заняты птицы?

- Прилетели какие-нибудь перелётные птицы?

Рассмотрите иллюстрации.

(учитель показывает рисунки скворца и ласточки)

- Кто видел, что эти птицы уже прилетели?

9. Наблюдение за живой природой. Создание проблемных ситуаций.

Прислушайтесь к пению птиц.

- Больше или меньше певцов участвует в весеннем хоре по сравнению с зимой? Почему?

- Для чего поют птицы?

IV. Подведение итогов наблюдений. Анализ реализации учебных задач.

- Связаны ли весенние изменения в неживой природе с изменениями в живой природе? Как?

(Всё в природе взаимосвязано: неживая и живая природа. Солнце поднялось выше – стало больше тепла и света. Растаял снег, в почве образовались водные растворы минеральных веществ, началось сокодвижение в растениях, распустились почки, появились листья, цветы, образуется сок и нектар, а это пища для насекомых. Поэтому появляется всё больше насекомых. Насекомые служат кормом птицам. Прилетают птицы. Птицы строят гнёзда, куда отложат яйца. Так просыпается живая природа.)

- Поднимите руку, кому удалось развить свои информационные умения: лучше научился наблюдать, описывать предметы, сравнивать объекты; работать с информационными источниками?

- Чему ещё надо учиться?

V. Эколого-практическая работа.

- Ребята, как вы думаете, приятно наблюдать за природой, любоваться ею или просто прогуливаться в лесу, где валяются

 пакеты, бутылки и другой мусор, оставленные человеком?

Поможем природе?! Давайте на этом небольшом участке соберём мусор!

VI. Творческое домашнее задание.

Предлагаю результаты наблюдений оформить в виде рисунков и загадок в альбом «Тайны весны».

I группа.

- Выполните рисунки на тему «Весенние изменения в неживой природе».

II группа.

- Выполните рисунки на тему «Весенние изменения в живой природе».

III группа. (задание повышенной сложности)*

- Подберите и напечатайте загадки о весенних явлениях природы, перелётных птицах, весенних месяцах. Нарисуйте отгадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс.Урок-экскурсия. Осенние изменения в неживой и живой природе.

Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков естествознания, кубановедения, расширить и углубить знания учащихся и ...

Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»

Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....

Урок-экскурсия во 2 классе по теме "Осенние изменения в неживой и живой природе"

Урок-экскурсия во 2 классеТема "Осенние изменения в неживой и живой природе"...

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе".

В занимательной, игровой форме с помощью презентации можно подвести итоги знаний об изенениях в природе весной, полученных на предыдущем уроке во время экскурсии. Презентация к уроку состоит из двух ч...

Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе". часть 2

2 часть презентации к уроку окружающего мира "В гости к весне.(урок0. Весенние изменения в неживой и живой природе"...

Рабочий лист по окружающему миру "В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе"

Рабочий лист по  окружающему миру "В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе"...