1 класс.Урок-экскурсия. Осенние изменения в неживой и живой природе.
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему

Пузик Наталья Васильевна

Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков естествознания, кубановедения, расширить и углубить знания учащихся и , самое главное, способствует формированию экологического мировоззрения.

Ребята на экскурсиях воочию видят природные объекты, наблюдают явления в неживой природе, устанавливают взаимосвязь между неживым и живым в природе- всё то, о чём они читали в учебнике, художественных или научно-популярных книгах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс

Урок-экскурсия

ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Цели:

  1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
  2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
  3. Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений.
  4. Учить наблюдению за поведением животных.
  5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
  6. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов,плакат.

Ход экскурсии

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

          Унылая пора! Очей очарованье!

          Приятна мне твоя прощальная краса –

          Люблю я пышное природы увяданье,

          В багрец и в золото одетые леса...

- О какой поре пишет поэт?

Дети: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа -ветер, дождь, солнце.

Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?

Ученики: Немного тепла.

Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе легом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель: Крупно, дробно, зачастил

                 И всю землю напоил.

  1. Что это?

Учащиеся: Это дождь.

Учитель: Два дня назад «небо прохудилось» и прошел первый осенний дождь. Сравните но продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.

Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

         Летят орлицы по синему небу,

         Крылья распластали.

         Солнышко шептали.

  1. Что это?

Дети: Мы видим облака.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу? Дети: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

           Неизвестно, где живет.

           Налетит - деревья гнет.

          Засвистит - по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер, если он дуст сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке

             Ствол белеет,

             Шапочка зеленеет.

             Стоит в белой одежке,

             Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

Учитель: В красном платьице девица 

           Вышла с осенью проститься,

           Осень проводила

           Платье снять забыла.

Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

           Что же это за девица?

            Не швея, не мастерица,

            Ничего сама не шьет,

           А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо.

Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

 Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

           Как была молода - была бела,

           А как постарела — то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель: Стоит зеленый кустик

           В красный горошек,

           А тронешь - укусит.

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны? Тогда за работу.

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нём висят «парашютики».

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберём в гербарий. А растение называется- клён американский. Вы знаете клён с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

       Осенние лмстья по ветру кружат,

      Осенние листья в тревоге вопят:

      «Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

      О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

Учитель: Так написало листопаде русский поэт А.Майков. Какой признак подчёркивает поэт?

Учащиеся: Листья по ветру кружат – это потому, что они слетели с деревьев.

Учитель: Давайте пойдём тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Ученица: Я вижу бабочку и кого-то,  похожего на осу.

Учитель: Это цветочная муха. В отличии от бабочки у неё два крылышка. Что видно ещё на их теле?

Дети: Усики, ножки, красивая окраска.

Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?

Дети: Это насекомые.

Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.

Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.

Учитель: Зачем он это делает?

Дети: В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.

Учитель : К какой природе относятся увиденные нами животные?

Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.

Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

           Озорной мальчишка

       В сером армячишке

           По двору шныряет.

           Крошки собирает.

Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями. живем во дворе рядом с человеком.

Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.

Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела- хвост.

Учитель: Что он делает?

Дети: Клюёт семена травы.

Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и  многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение.

            Промелькнуло быстро лето,

          Пробежало по цветам,

          За горами бродит где-то

          И без нас скучает там.

          В двери к нам стучится осень,

          А за осенью - зима

         Мы её не ждём, не просим,

         А она идёт сама.

                         (В.Маликова и Л.Некрасова)

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Дети: конечно, но его уже не вернёшь. Пришла осень.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ и ли сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неживая и живая природа. Явления природы."

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....

Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»

Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....

Неживая и живая природа. Явления природы.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....

Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...

Урок-экскурсия во 2 классе по теме "Осенние изменения в неживой и живой природе"

Урок-экскурсия во 2 классеТема "Осенние изменения в неживой и живой природе"...

Неживая и живая природа. Явления природы

Конспект и презентация урока помогут сформировать: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу...