Окружающий мир, 2 класс. Тема « Домашние опасности»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Савельева Вера Викторовна

На уроке дети знакомятся с домашними опасностями, работают над  проектом (создают несколько страничек журнала для дошкольников), работая в группах. Результаты  проекта  дети представляют в виде журнала «Безопасный дом», который вывешивается на доску в конце урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема « Домашние опасности»

Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся.

Задачи:

- научить правилам безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций);

 - формировать умение классифицировать и находить основание для классификации;обобщать, сравнивать, делать выводы.

- формировать умение работать в группах;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать логическое мышление;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать уважение к чужому мнению;

- воспитывать бережливое отношение к своему здоровью.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формирование УУД.

Личностные УУД.   Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД.   Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.

Познавательные УУД.   Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУД.  Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение, совместно договариваться о правилах работы.

Оборудование:сюжетные картинки с изображением домашних опасностей, карточки–плакаты для журнала (разложены по конвертам), стихи для журнала, карточки с заданиями (для  1 практической работы), ПК, экран (телевизор), названия групп, заготовка для 4 страниц журнала, клей, А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 2 кл. Москва. Просвещение. 2017, А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь окружающий мир 2 кл. Москва. Просвещение. 2017, оборудование для практической работы (ножницы, шило, кастрюля, 2 прихватки, спицы, подставка под горячее), презентация, салфетка (закрыто оборудование), оборудование для сценки( очки, сумочка), готовая обложка журнала «Безопасный дом», вилка со шнуром , розетка. Дифференцированное задание для тех, кто выполнит работу очень быстро.

На столе каждой группы: солнышко, название группы, ножницы, клей, учебник, дневник, пенал и тетрадь ( у каждого ученика).

Технологии: групповая, проектная, игровая, информационно-коммуникатвная, личностно-ориентированная.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Ребята, у нас на уроке присутствует  гость. Давайте постараемся порадовать Светлану Владимировну  нашей хорошей работой.

Проговорим наш девиз:

ВМЕСТЕ НЕ ТРУДНО, ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО,

ВМЕСТЕ ЛЕГКО И ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО.

2.  Формулирование темы и целей урока. Постановка проблемы.

 - Посмотрите    на доску. (чайник, мясорубка, пылесос, спички, газовая плита, ножницы, булавки, нож,  окно, балкон).

- Что видите? Что это? …

-Что общего у этих предметов? (все находятся в доме у человека, всё это можно купить в магазине). Переворачиваю картинку дома и карточки 

 ( опасность, крепость).

-Прочитаем.

-Как вы думаете, почему я поставила эти 2 слова рядом  с домом?

-  Разве в наших домах, квартирах есть что-то опасное?

- Кто так не считает, поднимите руку?

- Наши мнения разделились.

Существует такая пословица: «Мой дом – моя крепость». Что это означает? (В доме  человек защищён. В старину люди строили крепости для защиты себя от врагов).

-Кто догадался, какая сегодня тема урока?

-Что значит «опасность»? (словарь С.И. Ожегова: угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья)

-Какие цели поставим перед собой?

-Посмотрим, какие цели поставил на сегодня Муравьишка.

Откроем учебник на с. 18.

-Прочитает…..

- Что значит «предвидеть»? (словарь Ожегова: заранее знать, предполагать возможность появления, наступления чего-нибудь)

Вывод: нужно уметь предвидеть, чтобы не допустить беду.

-Как вы думаете, для кого  в  доме существует много опасностей? (для детей)

Чем меньше ребёнок, тем больше опасностей подстерегает его.

-Поднимите руки, кому нужны знания по данной теме?

-Для чего? (Сохранение здоровья. Здоровье - самое ценное, что есть у человека(единственная ценность).

Мы определили  ПРОБЛЕМУ: будем выяснять: ДОМ= КРЕПОСТЬ   ИЛИ    ДОМ= ОПАСНОСТЬ.

3. Работа в группах.

Сегодня мы будем работать в группах.

- Вспомним  правила работы в группе (+сигнал: солнышко вверх)

А. Определения названия групп.

-Чтобы узнать название своей группы, возьмите  белый лист,  который лежит у вас на столе, переверните его.

Слушаем задание: необходимо составить слово (  слова) из  рассыпавшихся букв.

-Приступаем к работе.

-Какие слова составили? (открываю название на доске)

● 1 группа –электроприборы, спички

 ● 2 группа – острые предметы

 ● 3 группа – лекарства, бытовая химия

 ● 4 группа –окно, балкон.

Б. Выбор нужных картинок по названию группы.

Слушаем следующее задание: 1 представитель от группы должен подойти к доске и  выбрать  картинки, соответствующие названию группы.

-Пожалуйста.

-Назовите, что выбрали.

В. Обсуждение в группах.

 Послушайте задание: обсудите в группах,  чем могут быть опасны  предметы, которые вы выбрали?

-Пожалуйста, 1 группа.

Отвечает 1 представитель от  1 группы (удар током, травма, ожог, пожар).

 …и т.д.  2 группа (травма)

…и т.д.    3 группа (отравление)

…и т.д.    4 группа (болезнь, травма, смерть)

-Что делать, чтобы избежать опасностей?(все вещи должны быть на своих местах, во всём должен быть порядок, надо быть внимательным, знать правила обращения с этими предметами)

-Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сделать свой дом безопасным, как для взрослых, так и для детей, особенно маленьких.

-Как вы думаете, почему необходимо позаботиться особенно о  маленьких детях? (они нуждаются в максимальной  заботе и внимании, так как у них совсем нет жизненного опыта, они не могут предусмотреть какую-то опасность)

-Давайте посмотрим, как вы знаете правила обращения с опасными предметами.

Г.  Практическая работа .

Проведём практическую работу: за  заданием подходит 1 представитель от группы.

1 группа: Передай товарищу шило.

2 группа: Передай товарищу ножницы.

3 группа: Сними с плиты горячую кастрюлю.

4 группа: Передай товарищу спицы для вязания.

На столе находится нужное оборудование.

-Пожалуйста, 1гр. и т.д.

4. Физминутка.

5. Работа по учебнику с.19-20.

- Сейчас поработаем по учебнику.

-Прочитаем текст и скажем, о каких опасностях ещё не говорили? -Прочитает …

- О каких ещё  опасностях говорится в тексте? (соковыжималка, стул, табурет, утюг, уксус).

-По  какому номеру мы должны звонить, если потребуется скорая помощь? (03)

-Прочитаем вывод.

- Каким нужно быть, чтобы избежать опасностей? (внимательным)

6.Объявление старта проекта.

Сегодня я предлагаю вам начать работу над проектом «Безопасный дом» для малышей, воспитанников детского сада.

-Кто догадался, какая будет цель у проекта? (познакомить малышей с домашними опасностями и научить их избегать)

-А каким может быть результат? Какие у вас есть предложения?

Результаты  проекта  предлагаю представить в виде журнала «Безопасный дом». Вывешиваю готовую обложку.

Предлагаю создать сегодня   несколько страничек журнала для малышей.

Г.

7. Практическая работа над проектом.

Сейчас каждая группа будет создавать 1 страничку для журнала «Безопасный дом».

-Какие материалы туда можно разместить?( загадка, картинка, стихотворение, интересная информация).

-Как вы думаете, раз это журнал для дошкольников, должно ли быть много текста, или должно быть больше картинок?

-Почему так думаете?

В конверте, который я вам раздам, находятся материалы, которые  помогут вам создать страничку журнала.

- Вы ознакомитесь с ними и  совместно решите, какие из них можно использовать для создания вашей странички для журнала, а какие нет.

При помощи клея материалы поместите  на страничку.  Лист располагаем вертикально. Не забудьте сначала обдумать правильное расположение материала. Постарайтесь, чтобы ваша страница была красивой. ТБ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ!!!

-Приступаем к работе.

-Закончили.

Давайте посмотрим, что получилось.

8. Театрализация. Ролевая игра «Советы родителей».

-А теперь поиграем.

–Представим, что мама или папа уходят в магазин, а ребёнок на некоторое время остается дома один.(Войти в образ поможет сумочка, очки)

-Необходимо дать совет своему ребёнку, который на некоторое время остаётся дома один.

- Пожалуйста.

9. Работа в тетради. С. 12-14.

- Теперь проверим, как вы научились применять эти правила безопасности.

10.  Игра.

-Поиграем.

Если согласны с высказыванием – встаем,  если не согласны – сидим.

1.Нельзя играть с острыми предметами.

2. Во время пользования режущими  предметами , размахивай руками.

3. Передавать ножницы, нож, шило нужно ручкой вперёд.

4.Пей жидкости из незнакомых бутылок.

5.Не пользуйся приборами с повреждёнными, оголёнными проводами.

6. Во время работы с острыми предметами будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.

7 .Если ты пользовался ножом или ножницами, то брось их там, где работал.

8. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

11.Рефлексия.

Вернёмся к проблеме, которую ставили в начале урока: дом – это крепость или опасность?

- Достиг наш урок своих целей?

Мы поняли, что дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила безопасности, быть внимательным.

-Кто доволен своей работой?

-Кто узнал нужную информацию?

 -Кому хочется продолжить работу над проектом?

Вы хорошо работали и, действительно,  доказали:

ВМЕСТЕ НЕ ТРУДНО,

ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО,

ВМЕСТЕ ЛЕГКО И ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО!

12.Откройте дневники и запишите задание на дом.

Домашнее задание (2 варианта): 1)уч. с. 18-21,  подробный пересказ, тетр. с. 12-14

2)уч. с. 18-21,  краткий  пересказ, тетр. с. 12-14

*подготовить материал для журнала

РЕЗЕРВ

  1. «Как   надо   действовать ,  если вы  почувствовали  запах  газа»

Срочно сказать   об этом взрослым.          

Сразу же открыть  окна и проветрить комнату.

Проверить  закрыты ли краны на плите.      

Немедленно  позвонить  по телефону 04.

Ни в коем случае   не включать свет и электроприборы.          

Не  зажигать спички и свечи.

Если взрослых нет дома,  выключи  конфорки и перекрой газовый кран.

«Как действовать, если возник пожар»

01

«Как действовать, если нужна медицинская помощь?»

03

2. Игра

1)Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.

2)Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.

3)Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

4)Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.

5)Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру Плешаков А.А. 2 класс тема: "Домашние опасности"

предлагаю вашему вниманию конспект урока по теме "Домашние опасности2 во 2 классе по программе " Школа РОССИИ"....

Мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме: "Домашние опасности". 2 класс ("Школа России" автор учебника А.А.Плешаков)

Урок выполнен в рамках технологии деятельностного метода. Соответствует всем требованиям ФГОС....

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности. Пожар" для 2 класса УМК "Школа России"

Данный план-конспект содержит материал, который поможет учителю эффективно организовать работу на уроке....

Тест по окружающему миру на тему: "Домашние опасности" (2 класс)

Тест по окружающему миру на тему: "Домашние опасности" (2 класс)...

Мастер класс по окружающему миру во 2 классе. Тема : «Домашние опасности».

Мастер-класс по окружающему миру во 2 классе на тему "Домашние опасности"...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе Тема: Домашние опасности

Цель урока: Формирование правильное поведения при обращении с приборами и предметами в бытуТип урока: Изучение нового материалаФорма организации: ГрупповаяОборудование: учебник, карточки с изображения...