Урок-путешествие: Что вы знаете о своей стране? Учебный предмет: Окружающий мир. Класс: 1
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Пучкова Ольга Владимировна

Мероприятие: урок

Тема: Что вы знаете о своей стране?

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 1

 

Тип урока: урок изучения нового материала  (Урок-путешествие).

Цель урока: сформировать у учащихся представление о родной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что вы знаете о своей стране?167.76 КБ
Файл analiz_uroka.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие: урок

Тема: Что вы знаете о своей стране?

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Учитель начальных классов  Пучкова Ольга Владимировна

Дата проведения: 26.04.2018

Время проведения: 08:00-08:45

Тип урока: урок изучения нового материала  (Урок-путешествие).

Цель урока: сформировать у учащихся представление о родной стране.

Задачи:

  создать условия для развития у учащихся умения:
- устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей;

- познакомить с богатством и уникальностью природы России; учить видеть географические объекты, правильно их показывать.

- развивать познавательный интерес, умение работать с картой, в группе;

- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к окружающему;

Метапредметные задачи
• создать условия для развития у учащихся:

- интереса к учебному материалу;

- умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- навыков находить нужную информацию на карте, рисунке и в тексте;

- умения сравнивать изучаемые объекты по самостоятельно найденным основаниям.

Оборудование:  учебник «Окружающий мир» 1 класс А.Н. Казаков, Н.Я. Дмитриева; презентация; физическая карта России, карта природных зон России, школьные атласы, карточки и плакаты к основным разделам урока, магнитная доска, карточки с названиями географических и природных объектов, карточки для работы в группах.

Предметные результаты обучения (УУД):

человек и природа:

ученик научится:

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; сравнивать объекты природы;

- различать объекты, сделанные руками человека;

 ученик получит возможность научиться:

- экологической грамотности;

- описывать природные объекты;

- получать знания топонимики;

человек и общество:

ученик научится:

- понимать, что Россия – многонациональное государство;

- узнает названия морей, рек, озёр, городов  России;

ученик получит возможность научиться:

- находить на карте мира Россию, Москву, регионы России, ее основные географические объекты и достопримечательности.

Ход рока.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

УУД:

I. Орг. момент.

1 мин

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Здравствуйте, ребята!

-Давайте  подарим  друг  другу  улыбки, поприветствуем наших гостей  и  начнем  урок  с  хорошим настроением.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова ясно работает.

Создаёт психологический настрой на урок и приветствует обучающихся.

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют друг друга и гостей.

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствует одноклассников и гостей.

Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.

Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

УУД: 

личностные: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;

регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу и понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

познавательные: учить понимать информацию, представленную в игровой форме;

-коммуникативные:  учиться  использовать средства общения для решения коммуникативных задач.

II.Актуализация опорных знаний

5 мин

    Ребята, какое государство изображено на карте?

(физическая карта России)

(Слайд  2)

Молодцы!

А сейчас, давайте послушаем стихотворения, которое подготовили для нас ребята.   

(Слайд  3)

Презентация

    Слайды меняются по ход чтения стихотворения

 (Слайды 4-11)

 

  - Предположите, какая тема нашего урока?

- Молодцы!  Тема нашего урока:  «Что мы знаем о нашей  стране?» 

(Слайд  12)

- Что вы знаете о своей стране?

Какую задачу мы перед собой поставим?

Дети рассматривают карту.

Отвечают на вопросы.

Россия. Российская Федерация.

2. Агапова Вероника

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим  мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймёшь тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна.

Отвечают на вопрос.

Отвечают:

РФ находится на материке Евразия.

Самое большое по территории государство.

Наша страна многонациональная.

Столица России – Москва.

Государственные символы: флаг, герб, гимн.

Высказывают свои

предположения.

Отвечает: Россия.

1.Андрей читает стихотворение

(Слайд  3)

Копия Scan10064

Проговаривает тему урока: «Что мы знаем о нашей  стране?» 

Отвечает на вопрос.

Проговаривает…

III.Изучение нового материала.

1) Работа в группах.

2) Ответы групп.

Физминутка

3) Фронтальная работа

4) Работа в парах.

5 мин

4 мин

7 мин

3 мин

1 мин

7 мин

7 мин

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране.

Если готовы -  кивните головой?

Работать будете в группах.

Назовите правила работы в группе.

(Слайд  13)

Получают  1 задание:

«Мореплаватели»

1 ряд – (1-2 группы)

2 ряд – (3- 4)

Найдите на карте моря, которые омывают нашу страну.

3 ряд – (5 группа)

- Найдите на карте озёра:

Каспийское море

Байкал

(У детей на столах раскрыты атласы с картой России, карточки и т.д.)

Каждой команде на выполнение задания даётся  4 мин!

1- 2 - 3 -4  группы

- Какие моря омывают нашу страну?

На каком виде транспорта мы отправимся в путешествие по водным просторам?

(Кораблики – 12 шт.)

(по ходу ответов на карту прикрепляются кораблики).

Оцените работу в группе

5 группа

Учащиеся 5 группы читают загадку.

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты.

И среди озер у нас есть самые-самые.

- А вы знаете, какое самое большое, а какое самое глубокое озера?

Об этом нам расскажут ребята 5 группы.

_ . _ . _ . _ . _.  _ . _ . _ . _

Андрей читает загадку.

Реки России

Кстати, а знали ли Вы, что на территории России существует порядка 2,5 миллионов рек?

Сегодня мы назовём только самые большие реки.

Я предлагаю вам отгадать названия рек, зашифрованные в ребусах.

- Найдите на карте и покажите крупные реки России.

Вывод:

Наша страна богата водными ресурсами

Совершим путешествие по крупным городам России

Какой вид транспорта нам понадобится?

- Если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю.

- Найдите на карте и покажите крупные города России.

Как вы оцениваете работу в парах?

Вам нравится результат вашей работы?

Отвечают на вопрос кивком головы.            

- Называют правила работы в группах.

Картинки по запросу правила работы в группе

ГРУППЫ 1-2-3-4

Находят на карте моря:

  1. Чёрное море
  2. Азовское море
  3. Балтийское море
  4. Белое море
  5. Баренцево море
  6. Карское море
  7. Море Лаптевых
  8. Восточно-Сибирское море
  9. Чукотское море
  10. Берингово море
  11. Охотское море
  12. Японское море

ГРУППА 5

Находят на карте озёра:

  1. Каспийское море

2. Байкал

 Байкал - это самое глубокое и чистое озеро в мире.

Учащиеся 1- 2 – 3-4  групп

- Отвечают на вопрос.

На водном: корабле, теплоходе, катере, яхте…

Показывают  на карте у доски моря, которые омывают Россию с запада на восток.

1) Чёрное море

Азовское море

Балтийское море

2)  Белое море

Баренцево море

Карское море

3)Море Лаптевых

Восточно-Сибирское море

Чукотское море

4)Берингово море

Охотское море

Японское море

Учащиеся 5 группы

Загадка

Посреди поля 
Лежит зеркало: 
Стекло голубое, 
Рама зеленая.

Озеро

Каспийское море

- Крупнейшее озеро в мире. Из-за огромных размеров его называют озером - морем.

- Байкал - это самое глубокое и чистое озеро в мире.

_ . _ . _ . _ . _.  _ . _ .

Все учащиеся отгадывают загадку 

Река 

Отгадывают названия рек, зашифрованные в ребусах.

Находят и показывают  на карте у доски реки России

Амур

Лена

Енисей

Обь

Волга

Отвечают на вопрос: ПОЕЗД (наземный вид транспорта)

Пары находят на карте в учебнике города.

Показывают города на карте у доски города

  1. Владивосток
  2. Хабаровск
  3. Братск
  4. Красноярск
  5. Ачинск        
  6. Новосибирск

  1. Челябинск
  2. Самара
  3. Пенза
  4. Москва
  5. Санкт-Петербург
  6. Мурманск

Отвечает на вопрос.

- Включается в работу в 4 группе.

Отвечает на вопрос.

Показывает  на карте у доски море…

Проговаривает названия морей

Даёт ответ на загадку – Озеро.

.

_ . _ . _ . _ . _.  _ . _

Читает загадку.

Загадка

Течет, течет - 
Не вытечет, 
Бежит, бежит- 
Не выбежит. 

(Река)

Отгадывает ребусы.

Отвечает на вопрос: ПОЕЗД

Работает в паре. Находит на карте в учебнике город.

У доски на карте показывает город.

Цель: формировать представление  о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия; развивать любознательность, умение работать в группе.

Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера; беседа.

Вид деятельности: познавательная, репродуктивная.

УУД:

личностные:  формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; гражданскую идентичность – «Я – гражданин России»; представление о ценности и уникальности природы России;

регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; уметь выполнять учебные действия в устной речи, работать в сотрудничестве в группе;

познавательные: понимать знаки, символы, схемы, карты; понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; обобщать ранее полученные знания и использовать их в новой учебной ситуации; воспринимать смысл познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

-  коммуникативные:  учиться принимать участие в работе группы, допускать существование разных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости; использовать средства общения для решения коммуникативных задач.

IV.Итог урока. Рефлексия.

3 мин

2 мин

Наше путешествие подошло к концу. Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей?

На следующем уроке нас ожидают новые открытия.

А теперь я предлагаю ответить на вопросы:

- Что из услышанного сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?

- Что вас удивило?

- Что вы узнали о нашей стране?

Что расскажете дома?

 УЗНАЛ

     ЗАПОМНИЛ

     НАУЧИЛСЯ

Мы  с  улыбкой  начали  урок с улыбкой  и  заканчиваем.

Возьмите стикер  и  разместите его на одном из островов:

Остров  Удовольствия

Остров Грусти

Остров Надежды 

Остров Радости

Всем спасибо за урок!

Да. Мы узнали о морях, омывающих нашу страну, о реках и озёрах, совершили путешествие по городам.

Отвечают по алгоритму на слайде.

Делятся впечатлениями.

Размещают стикеры на островах.

Отвечает на вопрос.

Отвечает по алгоритму на слайде.

Размещает стикер на островах.

Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.

УУД:

личностные:  формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

познавательные:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-коммуникативные:  адекватно использовать средства устного общения.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира в 1 «Г» классе

26.04.2018 г.

Тема: Что мы знаем о своей стране.

Учитель: Пучкова Ольга Владимировна

     Преподавание окружающего мира в 1 А классе ведется по учебнику Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова «Окружающий мир» (2 ч в неделю).

     Урок окружающего мира по теме «Что мы знаем о своей стране» проводится в конце учебного года, когда большинство тем курса «Окружающий мир» уже изучено. Поскольку курс 1 класса, в основном, носит ознакомительный, пропедевтический (вводный) характер, то и темы, соответственно, взяты обширные. Как, в данном случае, темы о России.

     Урок «Что мы знаем о своей стране» - первый по теме из двух уроков. Это урок изучения нового материала.

     Для успешного проведения урока была поставлена следующая триединая цель:

  • формировать представление  о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России; учить видеть географические объекты, знать их названия;
  • расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
  • прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. По истечении урока можно сказать, что цели были достигнуты

в результате совместной работы учителя и учащихся. Дети получили большую палитру информации о своем родном государстве – России, заинтересованно слушали информацию, активно участвовали в обсуждении и ответах на вопросы.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала (работа по теме урока). При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

Учащиеся ответственно отнеслись к подготовке сообщений для урока.

         В течение учебного года у учащихся в ходе изучения курса «Окружающий мир» шел процесс активного формирования различного рода УУД. На данном уроке также можно проследить формирование, совершенствование и дальнейшее развитие следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учебе;

- интерес к учебному материалу;

- осознание своей национальной, гражданской идентичности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать смысл познавательного текста;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные - растения и т.д.);

- познакомиться с основами топонимики;

- проводить аналогии между знаниями и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

    Данный урок служит хорошей основой для дальнейшего расширения знаний учащихся о своей стране, для самостоятельного поиска знаний.

    Учащиеся на уроке показали умение не только оперировать знаниями, полученными на предыдущих уроках, но и знаниями, полученными вне урока (Интернет-ресурсы, детские энциклопедии, журналы, телепередачи). Учащиеся называли соответствующие источники информации, если об этом спрашивал учитель. Ребята учатся слушать и слышать других людей, стараются вежливо работать и договариваться в группе. Стараются внимательно слушать и запоминать то, что говорит учитель на уроке (о чем свидетельствуют ответы учащихся во время итоговой рефлексии).

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися, сообщения учащихся);
  • наглядные (иллюстрации, атласы, фотографии, карты);
  • практические (работа с карточками, игра).
  1. по виду учебной деятельности:
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная (фронтальная), индивидуальная, групповая, работа в паре, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся, высокий темп урока в целом.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал, игровая форма подачи материала. Урок был представлен как путешествие над просторами нашей России и открытие для себя неизвестных, удивительных, запоминающихся  сведений о родной стране.

Ребёнок с ОВЗ был задействован на каждом этапе урока, к нему были применены все формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в паре, которые в ходе урока сменяли друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе

Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...


 

Комментарии

Пучкова Ольга Владимировна

Урок «Что мы знаем о своей стране» - первый по теме из двух уроков. Это урок изучения нового материала.
Для успешного проведения урока была поставлена следующая триединая цель:
 формировать представление о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России; учить видеть географические объекты, знать их названия;
 расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
 прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.