Рабочая программа по внеурочной деятельности "Открывая мир"
рабочая программа по окружающему миру (2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Открывая мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом требований Федеральных государственных стандартов начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ№4 г.Закаменск», на основе программы факультатива Самковой В.А. «Открывая мир»
Содержание программы разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих). Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Открывая мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом требований Федеральных государственных стандартов начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ№4 г.Закаменск», на основе программы факультатива Самковой В.А. «Открывая мир»
Содержание программы разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих). Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:
- развитие у младших школьников эколого- эстетического восприятия окружающего мира; формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе; изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).
Место курса «Открывая мир» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30–35 минут.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Содержание учебного раздела (темы) | Количество часов |
1 | ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ТРОПИНКЕ ОТКРЫТИЙ | О качествах, необходимых каждому исследователю. Ваш помощник – полевой дневник. Заповеди друзей леса. Необычные прогулки. «Лесное» настроение. | 4 |
2 | ПРИРОДА В НАШИХ ОЩУЩЕНИЯХ | Вглядись, и ты увидишь… Праздник цвета. «Тепло» или «холодно»? Мир полон звуков. Вдохните полной грудью! «На вкус и цвет…» «Форма, движение, ритм» + «воображение» Удивительный музей. Секрет хорошего настроения. Путешествие березового листочка и другие удивительные приключения. | 10 |
3 | ГЕОМЕТРИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | Был ли прав ученый? Живые организмы и симметрия. Спираль жизни. Учимся различать форму: разнообразие крон деревьев и кустарников. Многообразие листьев лесных растений. Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения. Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников. « А что у вас?» (игра). Конкурс знатоков фольклора. | 8 |
4 | ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ | Наблюдения за растениями леса. Театр на лесной опушке. Мой первый микроскоп. «Белки, сойки и орехи» (игра). Кое-что из жизни дождевых червей. Как живешь, муравей? Коллекционируем перья. Делаем приборы для определения направления и силы ветра. Проект «Мы ждем вас, птицы!» | 6 |
5 | ЛЕСНЫЕ РЕМЕСЛА | «Русь деревянная». Лес в работах народных умельцев. Лес – источник природных красителей. Лесное меню. Лес – целитель. Подведём итоги. | 6 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Вид деятельности |
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ТРОПИНКЕ ОТКРЫТИЙ (4Ч) | |||||
1 | 1.О качествах, необходимых каждому исследователю. Ваш помощник – полевой дневник | 1 | Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы в природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? | Познавательные беседы, наблюдения | |
2 | 2.Заповеди друзей леса. | 1 | Десять заповедей друзей леса, составленных ученым-экологом Франко Тасси. Предложить свой вариант «Заповедей друзей леса». Записать их на альбомном листе и красиво оформить. Познакомить с ними своих сверстников и взрослых. | Познавательные беседы, | |
3 | 3.Необычные прогулки. | 1 | Упражнения для развития наблюдательности: «в гармонии с природой», «ходим, подняв голову вверх», «смотрим под ноги», «ходим задом-наперед», «прогулка вслепую» и др. Сделать рисунки и фотографии, которые позволят вспоминать увиденное во время этих прогулок. | Экскурсия | |
4 | 4.«Лесное» настроение. | 1 | Рассказывать о том, какие чувства испытывают, когда находятся на природе. Передавать «лесные», «морские», «горные» и другие настроения на бумаге с помощью красок. | Творческая | |
ПРИРОДА В НАШИХ ОЩУЩЕНИЯХ(10Ч) | |||||
5 | 1.Вглядись, и ты увидишь… | 1 | Восприятие цвета и формы различных природных объектов. | Наблюдения | |
6 | 2.Праздник цвета. | 1 | Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета — основного цвета леса, коричневого — цвет коры и почвы, или голубого — цвет неба | Экскурсия, наблюдения | |
7 | 3.«Тепло» или «холодно»? | 1 | Выделить природные объекты, окрашенные в теплые и холодные цвета | Экскурсия, наблюдения | |
8 | 4.Мир полон звуков. | 1 | Слушать и понимать звуки природы. Различать по голосу несколько видов птиц. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха | Экскурсия. Конкурс на лучшего знатока птичьих песен или лучшего «подражателя» птичьим голосам. | |
9 | 5.Вдохните полной грудью! | 1 | Составлять коллекцию любимых запахов. Она может быть воображаемой или вполне реальной, хранящейся в особых баночках разных форм, цветов и размеров. | Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием обоняния | |
10 | 6.«На вкус и цвет…» | 1 | Завязав глаза, распознвать различные фрукты, овощи или другие пищевые продукты | Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием вкуса | |
11 | 7.«Форма, движение, ритм» + «воображение» | 1 | Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр | |
12 | 8.Удивительный музей. | 1 | Экскурсия в музее, где вместо табличек «РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ!» висят таблички «ДОТРОНЬСЯ И ПОЧУВСТВУЕШЬ!». Нарисовать экспонаты, которые попали в музей из леса. | Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием осязания | |
13 | 9.Секрет хорошего настроения. | 1 | Называть и рисовать ощущения «чувствую- себя- хорошо» на пустых этикетках воображаемых коробочек, баночек, флакончиков, в которых они будут храниться. | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | |
14 | 10.Путешествие березового листочка и другие удивительные приключения. | 1 | Передавать свои впечатления с помощью бумаги, кисточки и красок. | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | |
ГЕОМЕТРИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ(8Ч) | |||||
15 | 1.Был ли прав ученый? | 1 | С помощью лупы, а еще лучше – микроскопа, рассмотреть различные детали строения растений, животных, лишайников или грибов. Какие геометрические узоры наблюдали? Зарисовать увиденное. Поделится своими впечатлениями со своими товарищами. | Наблюдение, рисунок | |
16 | 2.Живые организмы и симметрия | 1 | Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. | Рисунок, иллюстрирующий наблюдения по теме «Живые организ- мы и симметрия». | |
17 | 3.Спираль жизни. | 1 | Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развертываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. | Исследование: зарисовать или сфотографировать растительные и животные организмы, в строении которых обнаружили «принцип спирали». | |
18 | 4.Учимся различать форму: разнообразие крон деревьев и кустарников. | 1 | Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. | Нарисовать или сфотографировать дерево, которое чем-то понравилось или поразило своей необычностью | |
19 | 5.Многообразие листьев лесных растений. | 1 | Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни | Нарисовать композицию из листьев любым из известных способов, например, поместив их под лист белой бумаги и «проявив» рельеф грифелем простого карандаша | |
20 | 6.Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения. | 1 | Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни | Составление коллекции поперечных срезов стеблей различных травянистых растений. | |
21 | 7.Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников. | 1 | Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни | Зарисовать небольшой участок коры 2-3 деревьев. | |
22 | 8.Конкурс знатоков фольклора. | 1 | Загадки и поговорки о лесе и лесных обитателях | ||
Лес и его обитатели(6ч) | |||||
23 | 1.Наблюдения за растениями леса. Театр на лесной опушке. | 1 | Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение за- висимости состояния растений от условий произрастания | Наблюдение, игровая | |
24 | 2.Мой первый микроскоп. | 1 | Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной пленки и резинового колечка. | ||
25 | 3.Кое-что из жизни дождевых червей. | 1 | Изучение характера движения дождевых червей и проделанных ими ходов | Наблюдение | |
26 | 4.Как живешь, муравей? | 1 | Выполнение предложенных заданий и совместная обработка результатов исследования. Оформление «Паспорта» рыжего лесного муравья. | Исследование | |
27 | 5.Делаем приборы для определения направления и силы ветра. | 1 | Прибор для измерения скорости ветра анемометр. Прибор для определения направления ветра – флюгер. | Наблюдение | |
28 | 6.Коллекционируем перья. Проект «Мы ждем вас, птицы!» | 1 | 1. Зарисовать и описать свои наблюдения. 2. Предложить план действий по привлечению птиц в свой двор или на пришкольный участок | Наблюдение | |
ЛЕСНЫЕ РЕМЕСЛА(6Ч) | |||||
29 | 1.«Русь деревянная». | 1 | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. | Экскурсия | |
30 | 2.Лес в работах народных умельцев. | 1 | Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрешки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. | Разыскать интересные деревянные поделки местных умельцев. Сфотографировать или зарисовать их. | |
31 | 3.Лес – источник природных красителей. | 1 | Лесная палитра: растения - красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. | Составить палитру известных природных красителей. Указать названия растений, которые являются их источниками. | |
32 | 4.Лесное меню. | 1 | Лес кормилец и врачеватель. Лесное меню. | Конкурс на лучшее меню в «лесной столовой». | |
33 | 5.Лес – целитель. | 1 | Лекарственные растения леса. | Экскурсия | |
34 | 6.Подведём итоги. | 1 | Оценка достижений |
Использование программы «Открывая мир» для организации занятий во внеурочной деятельности, позволит достичь следующих результатов:
Личностные
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные
- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
- элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Рекомендуемая литература:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие России.
http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах. http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт Лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой пр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...