Летние наблюдения по окружающему миру.
материал по окружающему миру

Шойдонова Цырегма Шойдоновна

В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.

Наблюдения желательно начинать с первых летних каникул. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnie_nablyudeniya_po_okruzhayushchemu_miru.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Летние наблюдения по природоведению

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).

В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.

Наблюдения желательно начинать с первых летних каникул. Сначала в своем классе мы завели рабочие альбомы, которые называли тетрадями, дневниками. В этих альбомах ребята составляли схемы, таблицы, рассказывали о своих наблюдениях, делали зарисовки, подбирали пословицы и стихи.

Задания построены по следующему плану: наблюдения за строением и формой тела животных, их поведением и использованием в хозяйстве человека.

I. Наблюдения за домашними птицами

Куры, утки, индюки, гуси – разные виды домашних птиц. Желательно наблюдать за несколькими видами, сравнивая их между собой.

1. Наблюдения за строением и формой тела домашних птиц

Наблюдай и заполняй таблицу 1.

Таблица 1

Строение тела домашних птиц

Наблюдения

Куры

Утки

Гуси

 

 

 

Наблюдения:

1. Чем покрыто тело домашних птиц?
2. Есть ли у домашних птиц крылья и сколько их?
3. Сколько ног у домашних птиц?
4. Какие ноги: длинные или короткие?
5. Какая шея: длинная или короткая?
6. Есть ли у домашних птиц на лапах широкая перепонка?
7. Какой формы клюв: острый, сжатый с боков или широкий и тупой?
8. Мигают ли птицы, могут ли они закрывать глаза?
9. Есть ли у домашних птиц на голове заметные уши?
10. Есть ли у птиц на голове какие-нибудь украшения: гребень, яркие кожистые выросты, хохлы из перьев и т.п.?
11. Можно ли отличить самца от самки и если да, то чем они отличаются?
12. Попроси взрослых помочь тебе. Поймайте птицу. Потрогай рукой ее спинку.
13. Просунь ладонь под крыло птицы поглубже и немножко подержи там. Теплая или холодная птица внутри?
14. Намокают ли перья птиц перед дождем?
15. Какого цвета бывают домашние птицы?
16. Что получает человек от домашних птиц?

2. Наблюдения за передвижением птиц

Наблюдай и заполняй таблицу 2 “Передвижение домашних птиц” (по форме таблицы 1).

Наблюдения:

1. Могут ли домашние птицы летать ( например взлетать на забор)?
2. Могут ли домашние птицы плавать?
3. Легко ли ходят и бегают по земле?

3. Наблюдения за поведением домашних птиц

Наблюдай и заполняй таблицу 3 “ Поведение домашних птиц” по той же форме.

Наблюдения:

1. Любят ли птицы, чтобы их гладили и брали в руки?
2. Что едят домашние птицы?
3. Где ищут корм: на лугу, среди мусора, в реке, в озере?
4. Скребут лапами землю, когда ищут корм, или нет?
5. Как едят: склевывают с земли, обрывают листья растений, вылавливают частички пищи из воды, процеживая ее клювом?
6. Как птицы рассматривают мелкие предметы: двумя глазами или одним, склонив голову набок?
7. Дерутся ли между собой птицы разных видов (например, куры и гуси)?
8. Дерутся ли между собой птицы одного вида (куры с курами и т. п.)?
9. Как выражают угрозу: кричат, пищат, взъерошивают перья, хлопают крыльями, делают вид, что нападают?
10. Узнают ли птицы одного двора друг друга “в лицо”? Прогоняют ли чужих?
11. Узнают ли птицы свою хозяйку “в лицо” или по голосу?
12. Далеко ли домашние птицы отходят от своего дома и знают ли они дорогу домой?
13. Чувствуют ли домашние птицы: собираются ли к определенному часу к кормушке, в сарае на ночь?
14. Ухаживают ли и как за своим оперением?
15. Где любит купаться : в песке или в воде?

4. Наблюдения за развитием домашних птиц
(можно ограничиться наблюдением за одним видом)

Пронаблюдать и ответить письменно на вопросы:

1. Что нужно сделать с яйцами, чтобы из них вылупились птенцы?
2. Сколько дней домашняя птица насиживает яйца? Запиши дату, когда наседка начала насиживать яйца, и дату, когда вылупились первый и последний птенцы.
3. Кто насиживает яйца: петух или курица, селезень или утка и т.п.?
4. Отличается ли оперение наседки от оперения других птиц того же вида, не выпали ли у нее перья на брюшке?
5. Чем покрыто тело маленьких птенцов: перьями или пухом? Какого цвета?
6. Могут ли птенцы вскоре после вылупления ходить, бегать, пищать, клевать, открыты ли у них глаза?
7. Сколько птенцов бывает у одной домашней птицы?
8. Учит ли птица-мать своих птенцов находить пищу, показывает ли она им, что нужно клевать?
9. Охраняет ли птица-мать своих птенцов от опасности, например от кошки или собаки? Проследи, как она это делает?
10. Защищает ли птица-мать своих птенцов от дождя и холода и как?
11. Есть ли у птицы-матери особый “язык”, на котором она “разговаривает” с птенцами?
12. Издают ли такие же звуки другие куры, у которых нет птенцов?
13. Слушаются ли птенцы свою мать?
14. Как ведет себя птенец, отбившийся от выводка?
15. Запиши число, когда у птенцов начали расти перья. Сосчитай, через сколько дней после вылупления птенцов ты это заметил.
16. Чем кормят маленьких птенцов?
17. Если дома есть точные кухонные весы, можно следить за скоростью роста, взвешивая одного и того же птенца через равные промежутки времени, например, каждый третий день. Птенца при этом нужно сажать в коробку. Птенца лови осторожно, не причини ему вреда! Результаты взвешивания и свои подсчеты аккуратно записывай в таблицу 4.

Таблица 4

Скорость роста цыпленка (утенка и т.п.)

Дата

Масса пустой
коробки

Масса коробки
с цыпленком

Масса
цыпленка

Прибавка в массе
цыпленка

 

 

 

 

 

Примечание: чтобы определить массу цыпленка, нужно от массы коробки с цыпленком отнять массу пустой коробки; чтобы определить прибавку в массе цыпленка, нужно от последнего результата взвешивания отнять предыдущий.

18. Сосчитай, через сколько дней цыпленок стал в два раза тяжелее, чем был в первое взвешивание.
19. Какова масса твоего тела? Какой она будет, если станешь в два раза тяжелее?
20. Сможешь ли ты стать в два раза тяжелее за столько же дней, что и цыпленок?
21. Сделай вывод, кто быстрее растет: ты или цыпленок.

5. Выводы из наблюдений

Внимательно просмотри записи своих наблюдений и определи:

1. Какие признаки у домашних птиц одинаковы?
2. Чем разные виды домашних птиц отличаются друг от друга?
3. Что нового для себя ты узнал, наблюдая за домашними птицами?
4. Для чего человек содержит домашних птиц?
5. Нарисуй в альбоме домашних птиц, за которыми ты наблюдал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Летние задания по окружающему миру"

Статья для журнала "Первоклассные родители" №3, 2010...

Проект по окружающему миру в 1 классе "Наблюдение за развитием растения"

Обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира....

Наблюдение за окружающим миром как один из основных методов обучения в начальной школе.

Развитие уменя наблюдать и видеть различние вещи вокруг, умение  анализировать и обобщать их - залог успешного обучения в начальной школе и далее в течение всего времени, пока человек живет и акт...

Летние наблюдения

В классный уголок "Летние наблюдения"...

Дневник наблюдений за погодой по окружающему миру

В процессе изучения предмета: "Окружающий мир" ученикам начальных классов не обойтись без дневника наблюдений за погодой. В него школьники систематически отображают погодные условия, темпера...

Наблюдения на уроках окружающего мира.

Один из методов работы на уроках окружающего мира. Наблюдения за явлениями природы как эффективный способ познания окружающей среды....

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....