Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Краснова Мария Александровна

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по окружающему миру ( базовый уровень)  1  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_ir_1_klass_2018-2019.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЛЕБОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

 (МОУ «Глебовская СОШ»)

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

______________О.В. Жукова

«___»_______________2018г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по окружающему миру

( базовый уровень)

на 2018 – 2019 учебный год

1  класс

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей

начальных классов

заместитель директора по УВР

Протокол от «___»___________2018 г.

№____

___________Павлючкова Е.А.

«______»__________2018г.

п. Глебовский

2018г.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе

  •  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», входящей в УМК «Школа России» (Просвещение 2017г.),
  • - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.10 г;
  •  особенностями МОУ «Глебовская СОШ», образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66ч (33 учебные недели).

Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.

2.  Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
  • Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
  • Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
  • Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
  • Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
  • Формировать умение работать в группах и парах.
  • Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметные результаты

Человек и природа

Ученик научится:

-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Ученик научится:

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Ученик получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3. Содержание учебного курса.

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (17 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (13 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (24 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

4. Тематическое планирование

Разделы, темы

Кол-во часов на изучение темы (ч)

1.

Введение

1

2.

Что и кто?

17

3.

Как, откуда и куда?

13

4.

Где и когда?

11

5.

Почему и зачем?

24

Итого:

66

Итоговая контрольная работа – 1

5. Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения.

  1.  

№п/п

Наименование

Программы

1.

А.А. Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2017.

Учебники

2.

Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (А.А.Плешаков). – М.: Просвещение, 2018. 

Методические пособия

3.

Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 класс

Рабочая тетрадь

4.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2018г.

Интернет- ресурсы

5.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Приложение 1

5. Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема

I триместр

04.09.17 – 17.11.17г.

1

03.09.18 –

07.09.18

Первичный  инструктаж по ОТ 8/2 УЧ.

Вводный урок. Задавайте вопросы! (с. 3 -8) Урок фантазий

Раздел «Что и кто? (17 часов)

2

Что такое родина? (с. 10 – 11) Урок викторина

3

10.09.18 –

14.09.18

Что мы знаем о народах России? (с. 12-13) Урок игра

4

Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина»

(с. 14 – 17) Урок путешествие

5

17.09.18-

21.09.18

Что у нас над головой? (с. 18 – 19) Урок игра

6

Что у нас под ногами? (с. 20 – 21) урок игра

7

24.09.18-

28.09.18

Что общего у разных растений? (с. 22 – 23) Урок экскурсия

8

Что растёт на подоконнике?

Что растёт на клумбе? (с 24 – 27) Урок экскурсия

9

01.10.18-

05.10.18

Что это за листья? Что такое хвоинки? (с 28 – 31) Урок экскурсия

10

Кто такие насекомые? (с. 32 – 33) урок игра

Каникулы  08.10.18 – 14.10.18 г

11

15.10.18-

19.10.18

Повторный инструктаж по ОТ 8/2 УЧ.

Кто такие рыбы? (с. 34 – 35) Урок викторина

12

Кто такие птицы? (с. 36 - 37) Урок викторина

13

22.10.18-

26.10.18

Кто такие звери? Что такое зоопарк? (с. 38 - 41) Урок игра

14

Что нас окружает дома? (с. 42 - 43) Урок игра

15

29.10.18-

02.11.18

Что умеет компьютер? (с. 44 - 45) Урок игра

16

Что вокруг нас может быть опасным? (с. 46 - 47)

17

05.11.18-

09.11.18

На что похожа наша планета? (с.48 - 49)

18

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» (с. 50 - 54)

Раздел «Как, откуда и куда?» (13 часов)

19

12.11.18-

16.11.18

Как живёт семья? Проект «Моя семья» (с. 56 - 59)

20

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

(с. 60 - 61)

Каникулы 19.11.18 – 25.11.18

II триместр 26.11.18 – 15.02.19 г.

21

26.11.18-

30.11.18

Повторный инструктаж по ОТ8/2УЧ.

Откуда в наш дом приходит электричество? (с. 62 - 63)

22

Как путешествует письмо?(с. 64 - 65)

23

03.12.18-

07.12.18

Куда текут реки? (с. 66 - 67)

24

Откуда берутся снег и лёд? (с.68 - 69)

25

10.12.18-

14.12.18

Как живут растения? (с. 70 - 71)

26

Как живут животные? (с. 72 - 73)

27

17.12.18-

21.12.18

Как зимой помочь птицам? (с.74 - 75)

28

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? (с. 76 - 77)

29

24.12.18-

29.12.18

Откуда берётся и куда девается мусор? (с. 78 - 79)

30

Откуда в снежках грязь? (с.80 - 81)

Каникулы 31.12.18 – 08.01.19г.

31

09.01.19-

11.01.19

Повторный инструктаж по ОТ8/2УЧ.

Проверяем себя и оцениваем  свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

(с. 82 - 87)

Раздел  «Где и когда?» (11 часов). 2 часть учебеика

32

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа» (с. 4 - 7)

33

14.01.19-

18.01.19

Когда придёт суббота? (с. 8 - 9)

34

Когда наступит лето? (с. 10 - 11)

35

21.01.19-

25.01.19

Где живут белые медведи? (с.12 - 13)

36

Где живут слоны? (с. 14 - 15)

37

28.01.19-

01.02.19

Где зимуют птицы? (с. 16 - 19)

38

Когда жили динозавры? (с. 18 - 19)

39

04.02.19-

08.02.19

Когда появилась одежда? (с. 20 - 21)

40

Когда изобрели велосипед? (с. 22 - 23)

41

11.02.19-

15.02.19

Когда мы станем взрослыми? (с. 24 - 25)

42

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

(с. 26 - 30)

Каникулы 18.02.19 – 25.02.19

III триместр 26.02.19 – 24.05.19 г

Раздел «Почему и зачем?» (24 часа)

43

26.02.19-

01.03.19

Повторный инструктаж по ОТ8/2 УЧ.

Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? (с.32 - 33)

44

Почему луна бывает разной? (с. 34 - 35)

45

04.03.19-

08.03.19

Почему идёт дождь и дует ветер? (с. 36 - 37)

46

Почему звенит звонок? (с. 38 - 39)

47

11.03.19-

15.03.19

Почему радуга разноцветная? (с 40 – 41)

48

Почему мы любим кошек и собак?

Проект «Мои домашние питомцы» (с. 42 - 45)

49

18.03.19-

22.03.19

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

(с. 46 - 47)

50

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? (с. 48 - 51)

51

25.03.19-

29.03.19

Зачем мы спим ночью? (с. 52 - 53)

52

Почему нужно есть много овощей и фруктов? (с. 54 - 55)

53

01.04.19-

05.04.19

Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (с. 56 - 57)

54

Зачем нам телефон и телевизор? (с. 58 - 59)

Каникулы 08.04.19 – 14.04.19г

55

15.04.19-

19.04.19

Повторный инструктаж по ОТ8/2 УЧ.

Зачем нужны автомобили? (с. 60  61)

56

Зачем нужны поезда? (с. 62 - 63)

57

22.04.19-

26.04.19

Зачем строят корабли?(с. 64 - 65)

58

Зачем строят самолёты? (с. 66 - 67)

59

29.04.19-

03.05.19

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (с. 86 - 69)

60

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (с. 70 - 71)

61

06.05.19-

10.05.19

Итоговая контрольная работа

62

Зачем люди осваивают космос?(с. 72 - 73)

63

13.05.19-

17.05.19

Мы часто слышим слово «Экология» (с. 74 - 75)

64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». (с. 76 - 83)

65

20.05.19-

24.05.19

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

66

Викторина «Что узнали, чему научились?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...