Урок по окружающему миру в рамках экологического воспитания.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

КОРОЧКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Цель: Расширять  и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.

Задачи: Формировать представления о раздельном сборе и вторичной переработке упаковки; целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в рамках экологического воспитания.

Учитель: Корочкова Ирина Николаевна.

Дата: 13.03.2014, 1 урок

Тема:   Займёмся добрыми делами.      

Цель: Расширять  и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.

Задачи: Формировать представления о раздельном сборе и вторичной переработке упаковки; целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).

I. Подготовительный этап. Домашнее задание.

Обратить внимание на мусор, который мы выбрасываем каждый день дома. Какой вид мусора преобладает в вашем мусорном ведре? Куда он девается? Можно ли увидеть мусор в окрестностях школа? Откуда он там берётся? Есть ли рядом мусорные контейнеры, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду?

Материалы и оборудование:  Мусорный мешок, в котором лежат стеклянные бутылки и жестяные банки из-под сока. Картонная коробка из-под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга. Консервная банка, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты. Пищевые отходы (огрызок яблока, сухарик). 

Ход урока: 1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Мы урок начать готовы.

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Тема нашего урока сегодня неслучайна, она звучит так: «Займёмся добрыми делами » Слайд 1

Девиз нашего урока:

                            “Не бросайте никогда корки, шкурки, палки  –
                             Быстро наши города превратятся в свалки!” Слайд 2

- Попробуем сделать предположение, о чём же мы будем сегодня с вами говорить, рассуждать и принимать важные решения. (как сделать город чистым, что надо делать, чтобы меньше было отходов, что из них можно сделать, думать о природе)

- В настоящее время во всем мире остро стоит вопрос загрязнения окружающей среды. На сегодняшний день существует несколько технологий, применяющихся в этой сфере. Поэтому пришло время понять всю важность проблемы и внести свой вклад в защиту окружающей среды. Слайд 3. Сценка «Отдых на природе» учащиеся 2А класса

-  Как вы думаете, откуда берётся мусор?

Дети: Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки и другое.

- Что произойдёт, если мусор не убирать?

-  Как назвать мусор другими словами?

Дети: Сор, отходы, хлам, бросовый материал.

- Чаще  всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем — в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором.

Дети: На свалку!

-  Как вы думаете, свалка — это хорошо или плохо? Нужны ли свалки?

Дети: Свалки мусора нужны, но они загрязняю землю, воздух, и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку. Слайд 4.

Чем меньше отходов упаковки попадает на мусорный полигон, тем меньше происходит самовозгорание на полигоне, загрязняющее атмосферу в городском округе Саранск – нашу среду проживания.

- Кому из вас знакомо это название? «РЕМОНДИС»

- А чем занимается эта компания?

- Борются с проблемой сбора и утилизации мусора, их девиз  « Отходам - вторую жизнь». Давайте тоже займёмся добрыми делами, научимся сами, и подскажем взрослым, что загрязнение окружающей среды бытовым мусором приобретает угрожающие масштабы, и нам надо сделать всё для того, чтобы изменить эту ситуацию.  Слайд 5.

Учитель: Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора — полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле?

 Вероятно, скоро человечеству  придётся спасать себя от мусора.

Сейчас нам Савва и Лиза прочитают стихотворение

                              Андрея  Усачёва  «Мусорная фантазия».

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда начнут летать в школу на ракете -

Пострашней, произойдут беды на планете...

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

 Как пойдёт круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школу не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Учитель: - Давайте рассмотрим содержимое мешка для мусора. 

- В такие мешки обычно мусор складывают в каждой семье.

                                   - Какой мусор у нас накопился?

( Учитель и дети надевают резиновые перчатки. Учитель расстилает на полу плёнку и выкладывает на неё содержимое корзины)

Комментарии учителя: Посмотрите, какую красивую коробку из-под конфет мы выбросили. Баночки из-под напитков, бутылка после минералки, контейнер для яиц, упаковка из-под чипсов, плёнка и другая упаковка.

-  Скажите, весь мусор в корзине одинаковый? Чем различаются выброшенные предметы?

-  Они сделаны из разных материалов. Их по-разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы.

-  Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать?

- Как вы думаете, можно ли сжигать пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты?

Дети: Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.

- Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов и всевозможные картонные коробки из-под молока, сока, различных предметов. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение. А ведь это упаковка.  

- А кто из вас сам выбрасывает мусор? Все ли  контейнеры одинаковые? А чем они отличаются? Для чего нужен контейнер с жёлтой крышкой?

Чтобы вещи полезными стали опять

Их нужно правильно сортировать!

И только в контейнер с крышкой жёлтой

Будем мы складывать всю упаковку! Слайд 6.

                                       Упаковка – “королева мусора”?

         Специалисты подсчитали,  что более трети мусора на городских свалках составляет различная упаковка (коробки, пакетики из-под молока, соков и других пищевых продуктов, полиэтиленовые мешки и пакеты, пластиковые бутылки и баночки.

                                      Помните:

Бумага,  брошенная вами будет лежать более 2-х лет.

Консервная банка – более 30 лет.

Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.

Стекло – 1000 лет.

1. Видеофильм «Раздельный сбор 1»

 Из упаковок и даже картона

Получаются вещи – полезные, новые.

Из пластика – плёнка, теплицы, бутылки,

Из старой бумаги – новые книги.

2. Работа на листочках. Соедини линией пары «товар - упаковка»

- Куда необходимо отнести всю упаковку?
(В контейнер с желтой крышкой, так как из них сделают новые вещи)

С каждым годом все острее становится вопрос: «Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора? К тому же многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды.

Главным же залогом чистоты города является осознание каждым из нас того, что начинать решение этой проблемы надо с себя, не оставаться равнодушным ко всем его проблемам, в том числе к проблеме экологического состояния.

Наверное, и взрослым и детям надо задуматься и серьёзнее подойти к этому вопросу. Я предлагаю “правило трёх П” – использовать поменьше, повторно и переработать.

  1.     Брать с собой еду (например, маме на работу) в контейнерах многоразового использования, а не в одноразовых пакетах.

2.     Покупать продукты в больших упаковках, а не упакованные поштучно.

3.     Использовать сумки из ткани, чтобы донести покупки до дома.

4.     Сортировать отходы и сдавать мусор, который можно переработать и вновь использовать (стеклянные бутылки, жестяные банки, макулатуру и т.п.)

5.     Использовать упаковочный материал по своему назначению повторно и не один раз, если это возможно (например, полиэтиленовые мешки).

6.     Использовать упаковку повторно не по своему прямому назначению, а находя ей новое, порой неожиданное, применение.

  Я предлагаю  повесить этот список на видное место в доме – на холодильник, чтобы все в семье всегда помнили эти правила

3. Мы с вами, дети – можем направить данные предметы на развитие творческих способностей. 

Что полезного вы взяли для себя? 

Правильно мусор смогли мы отдать,

Знаем, как мусор теперь разделять.

Скажут спасибо нам сотни людей,

Сделают множество новых вещей.

  Обобщение. 
- Какой главный вывод мы сделаем?

Желтый контейнер используем смело,

Делаем вместе – доброе дело! Слайд 7.

Каждый из нас может способствовать улучшению санитарного состояния, улучшению экологической обстановки и экологической безопасности в нашем городе. Для этого всего лишь необходимо собирать бытовые отходы раздельно.

- Так давайте возьмём нашу планету в добрые чуткие руки и защитим её.

- Урок хочется закончить словами из замечательного произведения, а мы, будем, с ним знакомится в 4 классе Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

       - Тут есть такое твердое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)

Дата проведения: 05.12.2009г.ТЕМА:  Защитники земли Русской.ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины».             2)...

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о  природе, защите воздуха и вод...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"

Конспект открытого урока  с презентацией согласно ФГООС...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экологическая безопасность"

На уроке используется технология РКМ через чтение и письмо, групповая форма работы....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"

Тема урока: Экологическая безопасность.Цель урока: знакомство с понятием «экологическая безопасность» и правилами личной экологической безопасности.Учебные задачи, направленные на достижение:1) л...