Методическая разработка по изучению темы "Блокада Ленинграда" в помощь учителю
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Арсиенко Татьяна Владимировна

Одним из постулатов патриотического воспитания в школе является формирование чувства уважения к традициям нашей страны, бережное отношение к памяти плошлого, расширение мировоззрения о героическом прошлом детей и подростков во время блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

3 «А»

Предмет

Окружающий мир

Час:

1

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный

Тема:

Ангелы осажденного города

Цель:

- расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне;

 - показать героическое прошлое детей и подростков во время ВОВ в блокадном Ленинграде.

- формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории города - героя, страны

- расширить мировоззрение школьников на основе изучаемого материала

Задачи

- создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны, образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и мира от ужасов фашизма;

- совершенствовать умения работы с источниками знаний;

- совершенствовать навыки анализа, обобщения;

- развивать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать познавательный интерес к героическому прошлому;

-  развивать    память, внимание;

- создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны

Воспитательная задача

- воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма

Планируемые результаты

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы, работать с текстом, самостоятельно добывать информацию.

метапредметные:  

познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал ;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;

коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;

Методы

частично-поисковые, объяснительно — иллюстративные, словесные, наглядные

Формы деятельности

фронтальная, групповая

Технологии

ИКТ, педагогика сотрудничества

Оборудование

видеоролик, презентация, проектор, музыкальное сопровождение

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

Регулятивные УУД: волевая регуляция эмоциональных проявлений.

2. Целеполагание и мотивация

- С чего начинается память?

С берёз,

С речного песка,

С дождя на дороге.

А может со слез?

А может с воздушной тревоги?

И в пять, и в пятнадцать, и в тридцать лет

Войной начинается память!

Здесь, в этой стране,

Где непомнящих нет,

Попробуем это представить.

К.Симонов

Муз. заставка «Школьный вальс».

Дети танцуют вальс.

Учащийся:

Июнь, клонился к вечеру закат                                                                                                              И теплой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

3. Постановка проблемы

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

- Почему война получила такое название «Великая» и «Отечественная»?

 Отечественная война.  

О Великой Отечественной войне.

Великой она называется из-за своего масштаба. Это была война на уничтожение нашего народа. В случае поражения такой страны больше не было бы. Это была судьбоносная веха для нашей страны.

Все люди, все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности.

  Отечественной данная война была названа потому, что весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины.

Первичное формирование регулятивных умений: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

4. Актуализация знаний учащихся.

- Что вы уже знаете о начале ВОВ? Давайте выясним границы ваших знаний.

- Слова "дети" и "блокада" трудно поставить рядом. Но война соединила их вместе. И далеко не всех удалось вывезти по Дороге Жизни. Малышей блокадного Ленинграда можно назвать «ангелами осажденного города».

Дети выполняют задания в группах.

Задание группы №1.

В 1933 году власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Фашисты внушили немецкому народу, что он будет властелином мира. Все остальные народы будут рабами или будут уничтожены.

 Гитлеровцы начали Вторую мировую войну в 1939году. Вскоре они захватили почти всю Европу.

Задание группы №2.

22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли границу Советского Союза. Немецкие самолёты стали бомбить советские города, воинские части, аэродромы. Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости.  Бои в крепости продолжались больше месяца.

Задание группе №3

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска полностью отрезали Ленинград от всей страны с суши. Город был взят в кольцо. Этот день считается началом блокады, которая длилась долгие 872 дня (900 дней). Люди остались без связи с внешним миром, без еды. Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро.

Формирование регулятивных и предметных умений, осознание качества и уровня усвоения знаний Познавательные УУД: строят речевое высказывание.

Познавательные УУД: воспринимают учебный материал на слух

Формирование личностных УУД:

чувство гордости за героическое прошлое своей страны

4.Решение конкретно- практических задач. Осознание и осмысление учебного материала.

- Предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Давайте мысленно, на время, вернемся в те военные годы и узнаем, что же пришлось пережить ленинградским детям во время блокады.

20 ноября 1941 года суточная норма хлеба на человека составляла рабочие 250гр, служащие и дети по 125гр.

«Дети войны» - минус. Илья Резник. Тамара Гвердцители

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей. Детей надо было учить.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети.

Страна всеми силами старалась помочь Ленинграду.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Каждый день на полуторках водители везли продукты голодающим Ленинградцам, спасали людей, переправляя на Большую Землю.

Кадр из фильма «Ладога»

Когда дети попадали на большую землю, их узнавали сразу - ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все.

В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище.

- Ребята, кто знает дату полного снятия блокады Ленинграда от несмецко-фашистских захватчиков?

-         Мы с вами перелистали лишь некоторые страницы дневников, записанных в те страшные, тяжелые месяцы, годы.

-Скажите, можно ли детей блокадного Ленинграда назвать героями? Почему?

- Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.

Они сумели  совершить невозможное - пережить ледяной ад.

 И не только пережить, но и остаться людьми.

Они уходят,

 и вместе с ними уходит история.

 А от  нас с вами  зависит, чтобы  она не ушла навсегда.

- Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. И он наступил, этот долгожданный День Победы.

- Назовите мне дату, когда фашисты признали свое поражение.

В этот день маршал Г. К. Жуков подписал акт о капитуляции врага. Этот день стал Днём Победы в Великой Отечественной войне.

- Каждый год празднует наша страна День Победы.  Память о тех страшных событиях навсегда останется в наших сердцах.

- Знаете ли вы, что является символом великой Победы, символом доблести и отваги? Символом уважения к подвигу ветеранов является георгиевская ленточка особой расцветки – чёрный цвет - это дым, а оранжевый - это огонь. Их прикалывают к груди. (Показываю).

-Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад.  И не только пережить, но и остаться людьми.  Они уходят, и вместе с ними уходит история. А от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.

- В заключении ваших выступлений, хочу вам предложить выполнить тест.

Доклад творческой группы №1.

Блокадное детство.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает»; дети, которые  попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября, как теряли родителей, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года, забыли, что такое хлеб. Голод и дети. Блокада и дети.

СЦЕНКА

Сценку показывают мальчик и девочка.

Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

 А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.

Из дневника:

Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой - жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, - сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер.

Отчет творческой группы №2

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон

(Ю. Воронов)

3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые.

8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело.

12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое. Учителя советуют подтянуть кушаки.

15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки

Отчет творческой группы №3.

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили

свой вклад в разгром врага.

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Дети старались  так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Во время авиа налётов фашистов на города дети дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы. Чинили белье для раненых и выступали перед ранеными.

Дети исполняют песню «Катюша»

Более 8 человек в один  кузов  брать нельзя, иначе машина может уйти под лед. В самый сильный мороз двери всегда открыты, чтоб успеть выпрыгнуть. Полыньи заранее не видно. Во время воздушного налета на бескрайнем белом пространстве каждую машину видно, как на ладони.

Вот точно также, как показано в фильме «Ладога», моя прабабушка Евдокия Климова переправляла из блокадного Ленинграда на Большую Землю своих сыновей Толика и Мишу. Фашистский самолет расстрелял машину, в которой ехали дети. Мальчики утонули в Ладожском озере.

Ветер минувшего память колышет, 
В странных виденьях тревожит во сне. 
Сняться мне часто большие глазища 
Тех, кто остался на ладожском дне.

Отчет творческой группы №4

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Одним из самых известных документов является ее дневник, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт Петербурге.

Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

 «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

 «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

 «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

 «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

 «Умерли все». «Осталась одна Таня».  

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

В блокадном Ленинграде на Васильевском острове   жила еще одна Таня – Таня Вассоевич, которая тоже вела дневник.  Этот дневник хранится в доме её сына, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Андрея Вассоевича.

Таня Савичева умерла в эвакуации, а Таня Вассоевич выжила. Дневники двух Тань — как две стороны медали. Тёмная сторона — трагическая смерть, светлая — победа выживших.

«Мемориал»

27 января 1944 года – это дата полного снятия Блокады.

Эти дети и многие-многие другие любили свою Родину, были настоящими героями-патриотами. И сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины.

9 мая 1945 года

Фашисты признали свое поражение 9 мая 1945 года.    

 

9 мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем Печали о всех тех, кому не суждено было вернуться.

Дети отвечают на вопросы теста. Проводят самоанализ в парах.

 

5. Рефлексивно- оценочный этап

- А теперь подведём итоги нашего урока.

- Что нового узнали?

- Что помогло узнать новое?

- Что бы вы хотели узнать ещё?

- Что вас особенно затронуло, чем бы вы хотели поделиться с близкими вам людьми?

-Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний на этом уроке?

-Где пригодятся знания?

- Оцените работу членов своей группы.

Взаимооценка

-Каждой группе в начале урока были даны 2 карточки с «пятерками». Группа может отдать «5» самым активным участникам работы или вернуть карточки учителю.

Проводят рефлексию

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями; слушать другого – ученика;

Регулятивные УУД: осуществляют итоговый контроль

6. Домашнее задание

Дома вам предстоит провести небольшую исследовательскую работу, узнать кто в вашей семье участвовал в ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по изучению правил дорожного движения в 1 классе

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с учас...

Методическая разработка при изучении темы "Твёрдые и мягкие согласные звуки,их обозначение на письме" к УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Перспектива") русский язык 2 класс

Сценарий урока по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме". Представлен тест, который можно использовать на заключительном уроке по изучению данной темы, карточки дл...

Методическая разработка приготовления домашних заданий в помощь ученикам и родителям.

Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно разделить на: письменные, текстовые, математические.К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в тетрадь...

Методическая разработка на тему "Блокада Ленинграда"

Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся....

Методическая разработка классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка предназначена для учеников 1-2-х классов....

Методическая разработка классного часа "Блокада Ленинграда"

Классный час  «Блокада Ленинграда»Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным перио...