Мультимедийный урок-игра "Насекомые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Егорова Милания Саввична

Нетрадиционный урок позволяющий в игровой форме познакомить учащихся начальных классов с разнообразием и особенностями такихживотных, как насекомые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийный игровой урок «Насекомые»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель занятия:  систематизировать знания о представителях класса насекомые;

Задачи: • сформировать первоначальные представления детей о насекомых, получить практические навыки по определению насекомых по описанию; развить внимания, сообразительности обучающихся, умение обучающихся работать в коллективе, воспитать чуткого отношения к  насекомым, к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

МетапредметныеПознавательные 

сформировать первоначальные представления детей о насекомыхи их роли в природе и жизни  людей,

- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

• умение  работать  в группах

• сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

 •первоначально познакомить с понятием «насекомые», «экология»;

 • усвоить, что насекомые – это класс принадлежащий царству животные, которые имеют ряд внешних и внутренних особенностей, составляют большую часть всех видов обитающих на нашей планете. •сформировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Задачи:

Образовательная - 

Структура занятия

№ этапа

Название этапа

Время, мин

1

Организационный момент

5

2

Актуализация знаний

3

3

Изучение и поэтапное закрепление знаний в игровой форме

27

4

Рефлексия

5


Ход урока

Этап и  его цель

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап

Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся

2 этап

Актуализация знаний

Цель: переключить учащихся на деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

3 этап

Конкурсы

Цель: систематизировать знания о представителях класса насекомые:

- закрепить практические навыки по определению насекомых по описанию;

- развитие внимания, сообразительности обучающихся;

- умение обучающихся работать в коллективе;

- воспитание чуткого отношения к  насекомым, к природе;

По ходу занятия педагог использует мультимедийную презентацию, иллюстрирующую ответы на конкурсные вопросы.

4 этап 

рефлексия

Цель: по количеству бабочек-жетонов и по количеству набранных баллов командой и капитаном подводятся итоги конкурса.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию

-  Рядом с нами живет мир существ так мало похожих на нас своим строением, образом жизни, что их легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа насекомые. Их всех больше на Земле, около 10,3 млн видов, 75% всех животных . Современным систематикам известно до 25 отрядов, но самыми многочисленными являются жесткокрылые, перепончатокрылые, чешуекрылые, двукрылые. Сегодня мы проведём с вами внеклассное мероприятие на тему «Эти загадочные насекомые» Давайте посмотрим с вами видео, при помощи ЦОР, расскажите каких насекомых Красной Книги вы запомнили?

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%ED%E0%F1%E5%EA%EE%EC%FB%E5&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=49&class%5B%5D=uid%3DVY4THlVUp3tPgUJ6FuDdAg%3D%3D%3B+__utma%3D254735498.2121045195.1432032728.1432032728.1432032728.1%3B+__utmz%3D254735498.1432032728.1.1.utmccn%3D%28direct%29%7Cutmcsr%3D%28direct%29%7Cutmcmd%3D%28none%29%3B+sess_authcook_778534_stat%3Db341fefe54753466fba18778b16a8fe8%3B+sidebar%3D2%3B+_ga%3DGA1.3.687819278.1432030338%3B+_gat%3D1&subject%5B%5D=29&subject%5B%5D=uid%3DVY4THlVUp3tPgUJ6FuDdAg%3D%3D%3B+__utma%3D254735498.2121045195.1432032728.1432032728.1432032728.1%3B+__utmz%3D254735498.1432032728.1.1.utmccn%3D%28direct%29%7Cutmcsr%3D%28direct%29%7Cutmcmd%3D%28none%29%3B+sess_authcook_778534_stat%3Db341fefe54753466fba18778b16a8fe8%3B+sidebar%3D2%3B+_ga%3DGA1.3.687819278.1432030338%3B+_gat%3D1

Ребята, скажите, к каким последствиям привело бы полное внезапное исчезновение насекомых?

Мир насекомых прекрасен, они вдохновляют нас. Насекомые нужны растениям, животным, а также человеку.

Сегодня мы с вами проведём разнообразные конкурсы с насекомыми.

Для этого разделимся на команды с помощью бабочек. (В коробке бумажные бабочки четырёх цветов количеством в соответствии с числом обучающихся.  По цвету бабочки разделяется команда на четыре группы. Каждой группе выдаётся карточка –подставка с названием команды в соответствии с заранее приклеенной бабочкой определённого цвета. Команда «Стеклянница» с зелёной бабочкой, «Крапивница» - с красной бабочкой, «Голубянка»- с синей бабочкой, «Лимонница» с жёлтой бабочкой).

За каждый правильный ответ команда получает жетоны.

  1. Конкурс «Значение насекомых в природе и в жизни человека»

 Каждая команда по очереди высказывают по одному значению насекомых в природе и в жизни человека (не повторять высказывания других команд).  

  1. Конкурс «Да или нет?»  

(За каждый правильный ответ по 1 баллу).

1.Насекомые есть везде, кроме Антарктики.

2. Самые крупные насекомые- обитатели тропиков.

3. Дыхание насекомых осуществляется с помощью трахейной системы или через покровы.

4. Конечности, служащие для передвижения, находятся на грудном и брюшном отделах.

5. Крылья насекомых- не конечности, а специализированные складки, листовидные выпячивания покровов средне и задне -спинки.

6. На голове насекомых находятся основные органы чувств и органы захватывания пищи.

7. Насекомые размножаются только половым путём.

8. Взрослые насекомые не линяют, и следовательно, не растут.

9. Все виды муравьёв и термитов – общественные насекомые.

10. Большинство насекомых- вредители.

11. самый многочисленный отряд насекомых- жуки.

  1. Конкурс капитанов – «Пятый лишний»

Капитанам команд предлагается список насекомых, в котором 4 насекомых относятся к одному отряду, а 5 – лишнее.

За правильный ответ – 1 балл. 

  1. Кузнечик зеленый, саранча пустынная, медведка обыкновенная, кобылка бескрылая, цикада певчая.
  2. Комнатная муха, слепень бычий, овод овечий, комар обыкновенный, шершень обыкновенный. 
  3. Жук-плавунец, божья коровка, бабочка махаон, жук-олень, бронзовка.
  4. Капустная белянка, бабочка махаон, бражник, крапивница, плавунец.
  5. Наездник, пилильщик, сверчок, пчела, шмель;

4 Загадки. «Догадайся!!! Кто это??»

По стихотворным строчкам, установить о каких насекомых идёт речь (за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу). 

Пока капитаны работают над заданиями, параллельно команда разгадывает загадки. На слайды выводятся картинки с правильным насекомым.

Не птица, а летает,

С хоботком, а не слон.

Никто не приручает.

А на нас садится.

2.Нос долог,

Голос тонок,

Летит- пищит,

Сядет- молчит.

Кто его убьёт-

Свою кровь прольёт.

3.Не солнце, не огонь,

А светит.

4.Черен, а не ворон,

Карий, а не конь,

С рогами, а не бык,

Шесть ног без копыт.

              5.С цветка на травинку,
             С листочка на былинку,
             Отталкиваясь ножками,
             Летает над дорожками.

     

 6.Пища моя сладкая, 
       А мщение – ужасно.

7.Утром ползает, в полдень неподвижна, 
       А вечером летает.


     8.Самого не видно, а песню слышно; 
        Летит, пищит, случай не упустит: 
        Сядет и укусит.

 5 Викторина «В тёмной комнате». 
Каждая команда вытягивает жетон с номером вопроса (за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу). 

1. В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем ее мы?
2.Это насекомое знали еще до н.э. в Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в 10 веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто же это?
3. Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий - наряду с чумой и холерой, наводнениями и воинами. Так, в 125 г. н.э. в римских колониях Киренаике и Нумидии после опустошительного нашествия этих насекомых от голода умерло 200 тыс. человек.
4. Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом Солнца.
5. Личинки этих насекомых, называемые наядами, живут в водоемах от 1-3 лет .Взрослым же насекомым отведено на жизнь лишь несколько часов или даже минут. Отложив яйца в воду, они сразу погибают.
6. При малейшей опасности этот жук подворачивает брюшко и из отверстий, расположенных на его конце, выстреливает во врага едким горючим веществом (t +100 0С). При этом раздается громкий хлопок. Брюшко жука очень подвижно, и оно может «стрелять очередями».

6 тур «В травяных джунглях».

Отрывки из книги Я.Л. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», по которым нужно отгадать, какие животные в них описаны. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. «По листу ползла огромная черепаха, чуть-чуть только поменьше танка. Спина черепахи блестела красным лаком. Чёрные пятна на спине сияли, точно лакированные японские тарелки. Черепаха подобралась к стаду зелёных коров, остановилась и вдруг, точно лев, сшибая ударом лапы одну из них, подмяла под себя и , навалившись на корову всем телом, впилась в неё. В одно мгновение от коровы осталась только зелёная шкурка».
  2. «… Иван Гермогенович  увидел неподалёку зелёное чудовище, сверкающее на солнце. Оно стояло, расставив длинные ноги, покрытые острыми шипами-шпорами. Могучие голени поднимались углами над гигантским туловищем. Толстый изогнутый хвост, почти вдвое длиннее самого животного, лежал на земле… Услышав голос профессора, животное повернуло к нему сплюснутую большеротую голову, шевельнуло усами неимоверной длины… Зелёное, точно покрытое лаком животное пошевелило ногами…

-- Ах, вот ты кто! – закричал профессор. – ты слушаешь меня ногами?...»

  1. Голову и переднюю часть туловища прикрывал широкий выпуклый щит. Из-под щита высовывались зубчатые лапы, короткие, но очень широкие… Но и сзади животное было неуязвимо. Два перепончатых крыла, сложенных вместе, прикрывали туловище крепкой бронёй. «Но кто же это? Кто?» Профессор приподнялся на цыпочки, вытянул шею и вдруг с ужасом увидел две пики с острыми шипами, которые волочились по земле, как два хвоста».
  2. «По краям листа- лужайки бродили, перебирая тонкими ногами, зелёные животные, похожие на исполинские груши. Некоторые из них сидели, опустив на мясистую поверхность листа и глубоко вонзив в него загнутый хобот».

Конкурс капитанов «Допишите текст». 

За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Наука, изучающая насекомых, называется…
  2. Насекомые с неполными превращениями проходят стадии: …
  3. Насекомые с неполным превращением проходит стадии: …
  4. Отряд «Жесткокрылые» или …

  1. Отряд «Полужесткокрылые:  или …
  2. Отряд «Чешуекрылые» или …
  3. Среди насекомых с полным превращением единственный отряд, все представители которого совершенно бескрылы, - ...
  4. Главное экономическое значение домашних пчёл состоит в том, что они …
  5. Коллекционеры насекомых наносят наибольший ущерб популяциям …
  6. Гусениц, живущих внутри листьев и их черешков и прокладывающих внутренние ходы, называются …

А пока капитаны заняты следующим конкурсом, команды выполняют другое задание.

 8 Конкурс «Чьи ноги»

Установить соответствие  насекомых и их конечностей. За каждый правильный выбор конечностей для насекомого 1 балл.

См. слайд № 35

9 Ребус «Общественные насекомые»

За правильно отгаданный ребус- 10 баллов.

См. слайд № 38

Итоговый круг, каждой команде дается слово, чтобы высказать мнение по теме занятия, сделать самостоятельные выводы о многообразии, строении и значении насекомых.

Озвучивание победителей и призеров. Награждение.

Учащиеся готовятся к работе.

Учащиеся внимательно смотрят видео и отвечают на заданный вопрос.

С исчезновением насекомых исчезли бы и птицы, пресмыкающиеся и некоторые животные, поскольку насекомые являются одним из звеньев в цепи питания  

Формируются команды, выбирается капитан.

Отвечают на вопросы, выполняют задания:

  • Опыление цветковых растений.
  • Участие в почвообразовательных процессах.
  • Осуществление санитарной функции.
  • Регуляция численности других насекомых.
  • Участие в трофических цепях биоценозов.
  • Использование человеком продукта их жизнедеятельности.
  • Использование для биологической борьбы.
  • Вредители сельскохозяйственных культур.
  • Кровососущие паразиты человека и животных.
  • Переносят возбудителей заболеваний.

 (Нет, В Антарктике найдены бескрылые комары-дергуны, ногохвостки).

 (Да).

 (Да).

 (Нет, только на грудном отделе).

(Да).

(Да).

(Нет, у некоторых мелких наездников известно вегетативное размножение на стадии яйца- полиэмбриония; кроме того, у некоторых кузнечиков, жуков долгоносиков, пилильщиков и других видов имеет место партеногенез без предварительной редукции числа хромосом).

 (Нет, линяют во взрослом состоянии- щетинохвостки, у подёнки есть стадия субимаго, а после линьки- имаго).

Да

(Нет, заведомо вредные виды составляют лишь 1% от числа известных).

(Да).

(лишнее цикада певчая - отряд равнокрылые).

(лишнее шершень обыкновенный- отряд перепончатокрылые).

 (лишнее бабочка махаон- отряд чешуекрылые или бабочки). 
(
лишнее плавунец – отряд жесткокрылые или жуки).

(лишнее сверчок- отряд прямокрылые).

(Муха)

(Комар)

(Светлячок)

(Жук)

(Кузнечик)

(Пчела). 

(Бабочка). 

(Комар

 (Божья коровка). 

(Постельный клоп

 (Саранча) 

(Скарабей

(Поденки) 

(Бомбардир). 

Божья коровка

Зелёный кузнечик

Медведка

Тля

 (энтомологией).

(яйцо – личинка – имаго).

(яйцо – личинка – куколка – имаго).

(жуки).

(клопы).

(бабочки)

(блохи).

опыляют большое число видов растений, в том числе сельскохозяйственных

(дневных бабочек).

(Минёрами).

А-1, б- 3, в- 4, г- 6. Д- 5. Е- 6.

пчёлы, муравьи и термиты живут большими семьями.

Высказывают выводы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация по физике на тему "Динамика периодического движения"

Данная презентация "Динамика периодического движения" предназначена для использования на уроках физики в 10 классе при объяснении нового материала, повторения материала....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Материалы из опыта работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства....

Мультимедийная физкультминутка "Обезьянки"

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: www.guru1.ucoz.ru Весёлая, зажигательная и ритмичная песенка, интересный видеоряд из GIF-анимашек поможет оживить урок. Уверена: дети будут просить вас прове...

«Формирование общеучебных навыков посредством систематизации и интеграции мультимедийных обучающих программ в начальной школе для детей с ЗПР.»

Обучение детей, по своей природе  и по особенностям его организации,  процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний...

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Внеклассное мероприятие с мультимедийной презентацией Тема: Пионеры – герои

Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной о...

Мультимедийный урок. Окружающий мир. 1 класс

Данный урок был представлен на конкурсе "Мультимедийный урок в школе реализованных возможностей". По результатам конкурса заняла I место. Предлагаю данный урок в качестве образца для аттестации....