Программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Новожилова Алевтина Леонидовна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_2_okruzhayushchiy_mir.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель МО

_________________

Протокол № _____

На Педагогическом совете

Протокол №_______

Директор ГБОУ СОШ № 547

_________________/А.Г. Малая/

Приказ от «___»_________2018

№_______

«___»__________2018

«__»__________2018

Рабочая программа

по окружающему миру для 2ж класса

Срок реализации программы: 2018/2019 учебный год

Программу составила:

Новожилова Алевтина Леонидовна,

учитель начальных классов, высшая категория.

Санкт-Петербург

2018

  1. Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе нормативных документов:

Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2015/2016 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Устав ГБОУ СОШ № 547. Учебный план ГБОУ СОШ № 547 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ГБОУ СОШ 547 Санкт-Петербурга

Структура документа

Рабочая  программа включает  разделы: пояснительную записку, основное содержание по разделам курса, планируемые результаты освоения программы на данном этапе обучения, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).

Цели и задачи курса

Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

Задачи курса:

Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Общая характеристика учебного предмета

«Окружающий мир» — предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии.

Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличие от высших животных и др.)

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
  • педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;
  • культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;
  • необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;
  • принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;
  • краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.
  • «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Методы и формы обучения предмета:

  • продуктивные (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды)
  • тематические экскурсии; - рассматривание пейзажей;
  • использование художественной литературы и научно-познавательной книги;
  • практические методы изучения окружающего мира;
  • дидактические игры; — проблемные методы.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.

Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.

Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Особенности курса предмета для данного класса

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты  такой»

Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.

Состав класса неоднородный: есть слабые и сильные дети, поэтому необходимо вести коррекционно-развивающую работу, не забывая об одаренных детях.

Внесение изменений в программу и их обоснование

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной программе.

Интегрированно добавлено в уроки 10 тем из курса «Введение в изучение родного края» согласно региональному базисному плану.

Место предмета в учебном плане

Программа начального общего образования по окружающему миру во 2 классе  составлена в соответствии с количеством часов, указанным в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №547 выделено 68 часов (34 учебные недели) по 2 урока в неделю.  

Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Общие учебные умения и способы деятельности

I. Организация учебного труда

  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II. Работа с книгой и другими источниками информации

  • Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

IV. Мыслительные умения

  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
  • Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  • Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях.
  • Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Аттестация обучающихся

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ГБОУ СОШ №547.

Формы организации учебного процесса

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.  

Основными формами организации учебного процесса являются индивидуальные, в парах, групповые, фронтальные.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологии: личностно-ориентированное, проблемное обучение, обучение с применением опорных схем, дидактическая игра.

Основными формами текущего контроля являются:

  1. устный опрос;
  2. диагностические работы;
  3. тестовые задания;
  4. самостоятельные работы.

В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Учебно – методическое обеспечение программы

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом, утвержденным  приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения. 

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно – методического комплекта: «Начальная школа XXI века»:

  1. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений , 1 часть – М.: Вентана - Граф", 2017
  2.  Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений , 2 часть – М.: Вентана - Граф", 2017
  3. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Рабочая тетрадь - М.: Вентана - Граф", 2018

Содержание рабочей программы (68 ч)

        Введение.Что окружает человека. (1 ч)

        Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:  «читать» информацию, представленную в виде схемы; сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

,

        Раздел 1 Кто ты такой (15 ч)

        Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание.

Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

  • описывать кратко особенности разных органов чувств;
  • сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
  • анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
  • различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
  • характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
  • реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
  • Тест №1 по теме «Кто ты такой?»
  • Практическая работа №1 «Составление режима дня»

        Раздел 2 Кто живет рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы.

Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия:

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
  • реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
  • Тест №2 по теме «Кто живёт рядом с тобой?»
  • Практическая работа №2 «Составление семейного древа»

        Раздел 3 Россия — твоя Родина (14 ч)

        Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
  • различать флаг и герб России, основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
  • ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

        Контрольная работа №1 по теме «Россия – Родина твоя»

        Раздел 4 Мы — жители Земли (9 ч)

        Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
  • выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  • называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

Тест №3 «Солнечная семья»

Практическая работа №3 «Работа с глобусом»

Практическая работа №4 «Разнообразие растений»

Практическая работа №5

        Раздел 5 Природные сообщества (23ч)

        Царство природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле.

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые.

Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток.

Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические работы. Составление режима дня для будней выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Тест №4 «Растения леса»

Тест №5 «Животные леса «

Практическая работа  №6 «Травянистые растения»

Практическая работа №7 «Растения луга и поля»

Практическая работа №8 «Заглянем в кладовые земли»

Итоговая контрольная работа

Учебно – тематический план

Содержание учебного материала

68 ч.

Введение Что окружает человека.

1

1

Кто ты такой

15

15

1/1

Кто живет рядом с тобой

6

6

1/1

Россия — твоя Родина

14

13

1

Мы — жители Земли

9

9

1/3

Природные сообщества

23

23

2/3

1

Итого

68

66

2

Примечание: практические и тестовые работы являются частью уроков, которые состоят из теории и практики.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: 

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

— называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания; К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: 

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это: формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

 овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.

С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Всё это учащиеся должны использовать в повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»  (68 ч.)

1 четверть – 16 часов

Дата

Тема урока

Что окружает человека (1 ч)

1

Что окружает человека (1 ч)

Кто ты такой? –15 ч.

2

Я, ты, он, она...

Все мы люди…

3

Наши помощники – органы чувств.

4

Наши помощники – органы чувств.

5

Поговорим о здоровье

Будь заботлив

6

Поговорим о здоровье

Будь заботлив

7

Режим дня.

8

Практическая работа №1

«Составление режима дня для будней и выходных».

9

Физическая культура.

10

Закаляться может каждый

11

Почему нужно правильно питаться.

12

О витаминах

13

Умеем ли мы есть?

14

Почему нужно быть осторожным.

Как управляют движением

15

Чтобы избежать неприятностей

16

Можно ли изменить себя.

Тест №1 «Кто ты такой»

2 четверть – 16 часов

Дата

Тема урока

Кто живёт рядом с тобой? – 6 ч.

1

Семья – коллектив близких людей

Практическая работа «Составление семейного «древа».

2

Кто занимается домашним хозяйством

3

Чем семья занимается в свободное время

4

О правилах поведения.

5

О правилах поведения.

6

О правилах поведения.

Россия – твоя Родина –(14 ч)

7

Родина – что это значит?

8

Прошлое, настоящее и будущее.

9

Как Русь начиналась

10

Москва – столица России. Заочная экскурсия по Москве.

11

Как Москва строилась

12

Города России

13

Родной край – частица Родины

14

Как трудятся россияне

15

Хлеб – главное богатство России.

16

О занятиях наших предков.

3 четверть – 20 часов

1

Все профессии важны. О труде фермера и экономиста,

Программиста

2

Мы – граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

3

Россия – многонациональная страна

4

Контрольная работа №1

по теме «Россия  - Родина твоя»

Мы – жители Земли -9 ч

5

Твоё первое знакомство со звёздами

Солнечная семья

6

Твоё первое знакомство со звёздами

Солнечная семья

7

Земля – планета Солнечной системы.

Луна – спутник Земли

8

Глобус – модель Земли.

Практическая работа №3

Работа с глобусом.

9

Царства живой природы.Бактерии.

Тест 3  по теме «Солнечная семья»

10

Грибы.

11

Какие животные живут на Земле.

12

Разнообразие растений Практическая работа №4

Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности).

13

Условия роста и  развития растений

Практическая работа №5

Проведение опыта «Как развивается фасоль»

Природные сообщества – 23 ч

14

Среда обитания – что это такое

15

Лес и его обитатели

16

Деревья леса.

17

Кустарники леса.

18

Травянистые растения. Практическая работа № 6

с натуральными объектами, гербариями, муляжами.

19

Лесная аптека.

Тест  №4

по теме «Растения леса»

20

Животные леса.

4 четверть – 16 часов

Природные сообщества – (продолжение)_

1

Птицы – лесные жители.

2

Пресмыкающиеся – обитатели леса

3

Насекомые леса.

4

Мы пришли в лес.

Правила поведения в лесу

Тест № 5

по теме «Животный мир леса»

5

Что мы знаем о воде

6

Свойства воды.

Круговорот воды в природе

7

Какие бывают водоёмы. Болото и рек – пресные водоёмы

8

Рыбы – обитатели пресных водоёмов.

Насекомые.

9

Обитатели пресных водоёмов.  Водоплавающие жители.

10

Растения пресных водоёмов

11

Обитатели солёных водоёмов.

12

Луг и его обитатели.

13

Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.

Практическая работа  №7

с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга и поля).

14

Растения и животные сада

15

Человек – часть природы

Будем беречь

природу.

16

Итоговая контрольная работа

Учебно-методическое обеспечение

УМК:

  1.  Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений , 1 часть – М.: Вентана - Граф, 2017
  2.  Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Учебник для учащихся 1класса общеобразовательных учреждений , 2 часть – М.: Вентана - Граф, 2017
  3. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Рабочая тетрадь - М.: Вентана - Граф, 2018

Учебно-методическая литература:

  1.  Н.Ф.Виноградова Окружающий мир Программа 1 – 4 классы "Начальная школа" XXI века" - М.: Вентана-Граф, 2013
  2. Беседы с учителем. 2 класс. Под редакцией Л.Е.Журовой, М.: Вентана-Граф, 2009
  3. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир Методика обучения 1-2 классы "Начальная школа" XXI века" - М.: Вентана-Граф, 2013

Справочная литература:

  1. Шалаева Т.П.Новейший справочник школьника, М., Слово "Эксмо", 2011
  2. Атлас Окружающий мир 1-4 класс, М.: Вентана-Граф, 2008
  3. В.И.Даль "Иллюстрированный толковый словарь русского языка", М., 2009
  4. Тера - Лексикон: "Иллюстрированный энциклопедический словарь, М., 2011

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук.
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.

Наглядные пособия:

  1. Карта народов мира
  2. Комплект наглядных пособий «Правильная осанка»
  3. Таблица «Береги зрение»
  4. Таблица «Правила дорожного движения»

Информационно-коммуникативные средства:

Электронный образовательный ресурс: Окружающий мир 2 класс: проект «Начальная школа XXI века». Издание второе, переработанное. М.: Вентана-Граф, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»

Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....