Главные вкладки

    Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Моя малая родина»
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

    Котрехова  Ирина Александровна

    Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлую историю своего края, своей семьи, своего имени.  Приходя в школу, дети не знают - в каком районе они живут, чем славится  край?  Я считаю, что каждый ученик нашего района, края должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за  свой край.  В разработке  проекта раскрываются такие вопросы,  как  история нашего края, жизнь и быт народов севера, промышленности нашего района, округа.   Обучающиеся знакомятся с символикой Октябрьского района, ХМАО. Знакомство с темами проходит через проектирование, проводится исследовательская  работа по нахождению информации.  Я думаю,  что  эта тема актуальна, каждый житель нашего края обязан знать происхождение района, края, а так же современный человек  должен проявлять способность к проектной деятельности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kotrehova_i.a.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир

    «Моя малая родина»

    Выполнила:

                                                                             Котрехова   Ирина Александровна                                                                         

    учитель начальных классов

     

    МКОУ «Приобская средняя

     общеобразовательная школа»

    Пояснительная записка

          Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлую историю своего края, своей семьи, своего имени.  Приходя в школу, дети не знают - в каком районе они живут, чем славится  край?  Я считаю, что каждый ученик нашего района, края должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за  свой край.  В разработке  проекта раскрываются такие вопросы,  как  история нашего края, жизнь и быт народов севера, промышленности нашего района, округа.   Обучающиеся знакомятся с символикой Октябрьского района, ХМАО. Знакомство с темами проходит через проектирование, проводится исследовательская  работа по нахождению информации.  Я думаю,  что  эта тема актуальна, каждый житель нашего края обязан знать происхождение района, края, а так же современный человек  должен проявлять способность к проектной деятельности.

    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

          Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование к организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В  ФГОС  НОО воспитание рассматривается как  ценностно-ориентированный процесс. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через  внеурочную деятельность.

          Основной из характеристик  современного человека,  действующего  в пространстве культуры,  является способность к проектной деятельности, которая направлена на выработку: объединений знаний, полученных в ходе учебного процесса; развитие творческих способностей  и логического мышления; самостоятельных исследовательских умений (сбор и обработка информации, постановка проблемного вопроса, проведение экспериментов, анализ результатов), приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

            Цель  курса:  сформировать у обучающихся знания семье,  о родном крае; научить проектированию минимального уровня сложности; подвести их к пониманию своего места в округе и в стране.

    Задачи курса:

    1. Ознакомление  обучающихся с компьютером;
    2. Приобретение навыков и умений  в использовании ИКТ;
    3. Обработка информации;
    4. Развитие интереса к использованию современной техники;
    5. Формирование умений учебного проектирования;
    6. Воспитание коммуникативности  инициативности самостоятельности  и предприимчивости;
    7. Развитие опыта неформального  общения взаимодействия;
    8. Расширение рамок общения в соцуме.

         Обучающиеся начальных классов в основном не обладают умением  работать  с учебной техникой,  в связи с этим  практические занятия проводятся с ознакомлением  с учебной аппаратурой  и умение  работать с ней под руководством учителя.

          В результате изучения  курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    Личностные:

         позволяют сделать учение осмысленным, учитывая их реальные жизненные цели и ситуации;  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (а уровне соответствующем возрасте); воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

    Регулятивные:

         обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности; адекватно воспринимать оценку учителя, партнера; вносить в свою работу исправления, дополнения; в сотрудничестве с учителем, одноклассниками ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

    Познавательные:

           включают действия: исследования, поиска, отбора информации, используя справочные материалы, интернет;  моделирования- изучаемого содержания; использования на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); выделения существенной информации из небольших текстов; использования  ИКТ, справочников.

    Коммуникативные:

         обеспечивают возможности сотрудничества: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; договариваться и приходить к  общему решению, работая в паре; вступать в диалог  (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

    Особенность программы:

         Особенностью программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования обучающихся. Реализация курса рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время, занимающихся  проектной деятельностью под руководством учителя начальных классов.

        Работа над проектом способствует активному сотрудничеству: с семьей, социальными партнерами (МКОУ ДДТ «Новое поколение», музеями, городской и школьной библиотеками); установлению партнерских отношений с одноклассниками; сплочению классного  коллектива, коллектива обучающихся и родителей. Обучающиеся должны осознавать значимость своей работы, аргументировано излагать свои мысли,  идеи, расширять свой кругозор, отстаивать  свою точку зрения,  анализировать свою деятельность. Развивается интерес к истории своей семьи, края, поселка,  города, семейным традициям, традициям своего края. Во взаимодействии обучающиеся с учителем, родителями работают над проектами, которые публично защищают. Для облегчения процесса исследования, учителю необходимо обеспечить обучающихся дополнительными средствами сбора и обработки информации.

    Основные направления содержания деятельности:

         В рамках курса образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на развитие природных задатков обучающихся, реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечить развитие личности ребенка, поэтому целесообразно использовать личностно-ориентированную технологию и проблемные методы обучения.

        Необходимо уделить внимание   особенностям организации учебного процесса как:  комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях; включение в занятия игровых элементов,  стимулирующих инициативу и активность обучающихся; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; моральное поощрение инициативы и творчества;  регулирование активности и отдыха.

    Формы контроля и оценки  планируемых результатов:

        Текущий контроль (на каждом занятии проводить опрос), промежуточный контроль(в конце четверти –самостоятельные работы, тесты), итоговый контроль(в конце года- защита проектов, тестирование).

        Для оценки достижения планируемых результатов использовать различные методы формы:

    • практические работы;
    • проекты;
    • творческие работы;
    • самоанализ и самооценка;
    • выставки, показ работ.

           Занятия во 2 классе проводятся по 40 минут (1ч в неделю). Курс рассчитан на 34 недели.  Каждое занятие делится на теоретическую (обучающиеся создают материальную базу  данного проекта) и  практическую (переводят собранную информацию в электронный вид).

          На занятиях применяются компьютер, веб-камера, фотоаппарат, видеокамера, по возможности – сканер и принтер. Для работы используются: среда для   программирования Microsoft Power Point, Microsoft Movie Maker, Microsoft Office Word средства интернета.

           Курс тесно связан с предметом «Окружающий мир». Объектами изучения данного курса являются: семья, экологическое и культурное развитие Октябрьского района  ХМАО - Югры. Обучающиеся могут на уроках Окружающего мира демонстрировать свои проекты, использовать свои знания приобретенные во внеурочной деятельности.

    Планируемые результаты:

          В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования.

          Первый уровень (для 2 класса) – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах: приобретение обучающимися  социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

         Чтобы достичь уровня результатов, большое значение имеет сотрудничество обучающегося с учителем как значимым для него носителями положительного  социального знания  и повседневного опыта.

          В ходе реализации внеурочной проектной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

    * формирование умений учебного проектирования;

    * приобретение конкретных технических учений в использовании ИКТ;

    * приобретение социальных знаний (понимание социальной реальности);

    * развитие индивидуальности обучающегося в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    * формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (семья, Отечество, природа, труд, культура);

    * формирование гражданской, коммуникативной, социальной, этической компетентности обучающегося;

    * воспитание толерантности, навыков здорового образа жизни.

         В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающиеся

    должны знать:

    1. Структуру проектной и исследовательской деятельности;
    2. Основные отличия цели и задачи проектной исследовательской деятельности;
    3. Способы обработки информации;
    4. Информационные источники поиска  необходимой информации;
    5. Первоначальное представление о компьютере, принтере, сканере, некоторых программ, фотоаппарате;
    6. Историю своей семьи, края.

    должны уметь:

    1. Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка и определение цели);
    2. Проектную и исследовательскую деятельность разделять на этапы;
    3. Планировать совместную деятельность по реализации оценивание своего вклада в решение общих задач группы, учитывая особенности ролевого поведения;
    4. Пользоваться библиотечными справочниками, энциклопедиями, ресурсами интернета для поиска информации.

    Форма подведения итогов

         По окончании курса (1 уровень) производится оценивание предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся в следующих формах:

    • беседа, тестирование;
    • защита проектов, сообщений, материалов презентаций, исследовательских работ на занятиях, классных часах, школьных, муниципальных и региональных конкурсах, фестивалях.

    Содержание курса:

    Название темы

    Содержание

    теория

    практика

    1

    Знакомство с компьютером.

    Правила поведения в компьютерном классе. Первоначальное знакомство  с компьютером.  Правила работы с компьютером (включить, выключить). Работа в программе Microsoft Office Word. Оформление надписей имен. Оформление титульного листа. Сохранение страницы.

    2

    Я и мое имя.

    Знакомство с Интернетом (как осуществить поиск информации), с возможностями поиска информации в сети Интернета о своем имени, имени близких. Изображение предмета на слайдах. Оформление страницы в электронном альбоме. Составление и запись имен. Нахождение и запись значения имени.

    3

    Мой класс.

    Знакомство с фотоаппаратом, возможностями цифровых фотоаппаратов. Соблюдение правил пользования им. Проведение фотосессии в классе. Оформление страницы. Вставка фотографий в электронный альбом. Создание надписей, содержащих фамилию и имя одноклассника под фотографией. Как уменьшить, увеличить размер фотографии, рисунка.

    4

    Моя школа.

    Поиск информации об истории школы. Посещение школьного музея.   Запись информации. Фотосессия школьного здания, внутреннего интерьера, класса. Изображение школьного здания с помощью графического редактора. Фотосессия  учеников на различных режимных моментах. Оформление альбома.  Вставка рисунков и фотографий  в электронный альбом. Мини – сочинение о школе.

    5

    Школьная жизнь.

    Беседа с социальным педагогом, завучем по воспитательной работе о школьной жизни, проводимых мероприятий. Изображение правил поведения  в школе с помощью встроенного графического редактора. Выставка и вставка фотографий, создание надписей. Знакомство с принтером. Завершение альбома. Демонстрация своей работы. Запись мини- сочинения о школьной жизни.

    6

    Моя семья.

    Исследовательская работа по нахождению данных о своей семье (беседа с родителями, родственниками). Вставка изображений на страницы альбома. Знакомство со сканером. Правила пользования со сканером. Фотосессия членов семьи.  Сканирование фотографий членов семьи. Вставка фотографий, рисунков, полученных с помощью сканирования, на страницу. Составление древа семьи. Оформление альбома «Моя семья».

    7

    Здоровье и правильное питание.

    Поиск рисунков овощей, фруктов, информации о полезных продуктах. Составление режима дня, меню обеда. Оформление работ в виде презентаций. Создание и оформление слайдов. Вставка заранее подготовленных фотографий, рисунков на слайды. Запись правил правильного  питания. Показ слайд-шоу.

    8

    Мой край.

    Экскурсия в природу. Фотосессия природы. Знакомство с анимацией в презентации. Создание фотографий с помощью Веб-камеры. Вставка фотографий в электронный альбом. Продолжение работы со сканером. Повторение правил. Оформление альбома «Мой край». Вставка изображений. Поиск информации о крае. Мини- сочинение о своем  крае.

    9

    Экология нашего края.

    Поиск информации об экологической среде нашего края. Знакомство с программой Microsoft Movie Maker. Знакомство с видеокамерой. Правила работы с ней. Создание презентаций. Сканирование фотографий.  Составление и вставка рисунков, схем экологии. Запись правил по экологии.

    10

    Реки и озера нашего края.

    Экскурсия на реку. Фотосессияна берегу реки. Поиск информации  о реках, озерах нашего края, экологической проблеме. Создание альбома. Анимации. Поиск информации  и создание  изображения подводных жителей рек, озер.  Правила техники безопасности работы с компьютером.

    11

    Заповедники  нашего края.

    Поиск информации с помощью средств Интернета, справочников об Унторском, Елизаровском, Сорумском заказниках, о заповеднике «Малая Сосьва», парке «Самаровский чугас», Ханты – Мансийские холмы. Запись информации. Работа в таблице. Сканирование фотографий. Создание презентаций. Вставка анимированных картинок на слайды. Показ слайд – шоу.  Защита проектов. Подведение итогов.

    Итого

    15ч

    19ч

    Материально- техническое обеспечение:

    1. Компьютер (подключенный к локальной сети Интернет) документ – камера,   проектор, экран, интерактивная доска, фотоаппарат, сканер, принтер.

    2. Учебные средства (столы, доска, стулья)

    3. Информационные материалы (программно- методическое обеспечение).

    Учебно-методическая литература:

    1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., Просвещение, 2000.
    2. https://educontest.net/component/content/article/19022
    3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998.
    4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников \\ Начальная школа, 2005, №9.

       5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников:                    Книга для учителей начальных классов. – М., Вентана – Граф, 20-4.

    6. festival.1september.ru/articles/606215/presentation/pril.ppt         

    7. Фролов М.И. Учимся на компьютере: самоучитель – М., Бином, 2006.

    8. Шесталов Ю. Земля Югория.- М., 1985.

    9. Югорские хроники. 1996-2000. «В прошедших днях такая точность»: библиографический указатель. Тюмень, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Моя малая родина"

    Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по духовно-нравтсенному направлению "Моя малая родина". 3 класс...

    Программа внеурочной деятельности в 1-4 кл. Моя малая родина Республика Марий Эл

    С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о воспитании настоящего гражданина россиянина. Новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриоти...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

    Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

    Программа внеурочной деятельности по предмету технология, 2- 3 класс.

    Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....

    Программа внеурочной деятельности по предмету «Духовное чтение» 2 класс

    Данная программа составлена для учащихся 2 класса с учетом их возрастных особенностей, способствует формированию духовно-нравственной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и разви...

    Программа внеурочной деятельности по предмету технология, для 2-3 классов.

    Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....

    Проект программы внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"

    Проект программы внеурочной деятельности составлен с учетом требований ФГОС, направлен на  формирование универсальных учебных действий,  овладение спосoбами работы c информацией, достижение ...