КТП по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Некрасова Елена Александровна

Школа 2100, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_obitateli_zemlimoyo_otechestvo.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). По рабочей программе – 69 ч (согласно календарному графику учебного процесса 2018/19 учебного года и расписанию школы). Увеличение часов за счет темы «Живые участники круговорота веществ».

В рабочую программу и КТП внесены изменения с учётом методических рекомендаций от 16.11.2017г. № 01-11/50 «О реализации регионального компонента». Протокол ШМО №_______от _______________.

№ п/п

Разделы, темы

Iч.

IIч.

IIIч.

IVч.

Год

«Обитатели Земли»

1.

Вещество и энергия

4

4

2.

Оболочка планеты, охваченная жизнью

4

2

6

3.

Экологическая система

6

4

10

4.

Живые участники круговорота веществ

6

9

15

Итого

8

8

10

9

35

«Моё Отечество»

5.

Твои родные и твоя Родина

            5

5

6.

Времена Древней Руси. IX – XIII века

3

3

6

7.

Времена Московского государства.

XIV – XVII века

5

5

8.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века

5

5

9.

Времена Советской России и СССР.

1917 – 1991 годы

5

5

10.

Современная Россия

8

8

Итого

8

8

10

8

34

Всего:

16

16

20

16

69

         

Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир»

(«Обитатели Земли»)

п/п

Дата

Тема урока

ЦОР,

ЭОР

Деятельность учащихся

План

Факт

Вещество и энергия – 4 часа

1

04.09

Тела и вещества.

Презентация

Приводить примеры веществ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

Приводить примеры движения под действием энергии

Приводить примеры движения под действием энергии

2

11.09

Вещество состоит из частиц. Три состояния вещества.

Презентация

3

18.09

Проверочная работа по теме: «Тела и вещества». Энергия – источник движения.

Презентация

4

25.09

Превращение энергии.

Презентация

Оболочка планеты, охваченная жизнью – 6 часов (5 ч + 1 ч из резерва)

5

02.10

Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Живая оболочка Земли – биосфера. Проверочная работа по теме: «Энергия».

Презентация

Характеризовать место обитания живых организмов

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных  

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей

Приводить примеры веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

6

09.10

Большой круговорот веществ.

Презентация

7

16.10

Участники круговорота веществ. Роль живых организмов в экосистеме.

Презентация

8

23.10

Обмен веществ в организме. Проверочная работа по теме: «Круговорот веществ».

Презентация

9

06.11

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Презентация

10

13.11

Контрольная работа   по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью».

Экологическая система – 10 часов (9 ч + 1 ч из резерва)

11

20.11

Экологическая система. Живые и неживые компоненты экосистемы.

Презентация

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма)

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности. Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности). Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме.

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

12

27.11

Почва – важнейшая часть экосистемы.

Презентация

13

04.12

Экосистема озера.

Презентация

14

11.12

Экосистема болота.

Презентация

15

18.12

Экосистема луга. Проверочная работа по теме: «Экосистема луга, озера, болота».

Презентация

16

25.12

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. РК

Презентация

17

15.01

Потребители и разрушители экосистемы леса.

Презентация

18

22.01

РК  Экскурсия в краеведческий музей «Многообразие растений и животных».

19

29.01

Поле – искусственная экологическая система. Проверочная работа по теме: «Экосистемы леса и  поля».

Презентация

20

05.02

Аквариум – маленькая искусственная экологическая система.

Презентация

Живые участники круговорота веществ – 13 часов

21

12.02

Растения и их роль на  Земле. Основные органы цветкового растения.

Презентация

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Определять части цветкового растения.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности)

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения.

Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей.

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Оценивать влияние современного человека на природу.

Оценивать свою личную роль в охране природы.

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

22

19.02

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Черви. Моллюски.

Презентация

23

26.02

Насекомые и их разнообразие. Раки, пауки и их особенности. Проверочная работа по теме: «Насекомые».

Презентация

24

05.03

РК Рыбы – позвоночные животные. Особенности строения и образа жизни земноводных.

Презентация

25

12.03

Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела.

Презентация

26

19.03

Птицы и их приспособления к полёту.

Проверочная работа по теме: «Птицы».

Презентация

27

        02.04

Звери. Мозг и органы чувств млекопитающих.

Презентация

28

09.04

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с  домашними животными.

Презентация

29

16.04

Грибы – разрушители древесины.

Проверочная работа по теме: «Грибы».

Презентация

30

23.04

Бактерии универсальные разрушители веществ.

Презентация

31

30.04

РК Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

32

07.05

 Учимся решать жизненные задачи».

Экскурсия «Обитатели леса». Техника безопасности при посещении леса.

33

14.05

Учимся решать жизненные задачи».

Экскурсия «Обитатели луга». Техника безопасности при посещении луга.

34

21.05

Итоговая контрольная работа по курсу "Обитатели Земли".

35

28.05

Учимся решать жизненные задачи». Экскурсия «Обитатели озера». Техника безопасности при посещении озера.

Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир»

(«Моё Отечество»)

п/п

Дата

Тема урока

ЦОР,

ЭОР

Виды деятельности учащихся

План

Факт

Твои родные и твоя Родина  в потоке времени– 5 часов (4 ч + 1 ч из резерва)

1

06.09

Введение. Отправляемся в путешествие.

2

13.09

Родословная человека. Родословное древо.

Презентация

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях.

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество».

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру).

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Соотносить годы с конкретными веками.

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и пре-образовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

3

20.09

Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Проверочная работа по теме: «Время».

Презентация

4

27.09

Общество, в котором мы живём. Образ  государства.

Презентация

5

04.10

История – наука о прошлом. Исторические источники.

Презентация

Времена Древней Руси IX-XIII века – 6 часов

6

11.10

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен.

Презентация

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий.

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени.

Размещать на ленте времени  известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.  

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города, городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции.

Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.

7

18.10

Создание Древнерусского государства. Принятие христианства

Презентация

8

25.10

Города – центры культуры Древней Руси. Летописи и рукописные книги. Проверочная работа по теме: «Жизнь в Древней Руси»

Презентация

9

08.11

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Борьба с европейскими рыцарями.

Презентация

10

15.11

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие.

Презентация

11

22.11

Русские земли под властью Золотой Орды.

Презентация

Времена Московского государства XIV-XVIIвека – 5 часов (4 ч + 1 ч из резерва)

12

29.11

Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия.  Куликовская битва.

Презентация

Собирать и оформлять информацию(текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Принять посильное участие в   охране памятников исторической культуры. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

13

06.12

Земля и люди Московского государства.

Презентация

14

13.12

Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение.

Презентация

15

20.12

Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Презентация

16

27.12

Повторение и контрольная работа по теме: «Времена Древней Руси, Московского государства»

Презентация

Времена Российской империи XVIII- начало XX века – 5часов

17

17.01

Преобразование России Петром I – первым русским императором. Новые символы империи.

Презентация

Собирать и оформлять информацию(текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием  и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

18

24.01

Власть и народ Российской империи. Крепостное право.

Презентация

19

31.01

Достижения Российской культуры во времена  империи.

Презентация

20

07.02

Отечественная война 1812 года. Бородинская битва.

Презентация

21

14.02

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Проверочная работа по теме: «Времена Российской империи».

Презентация

Времена Советской России. 1917-1991 годы – 5часов

22

21.02

Жизнь рабочих и крестьян в начале ХХ века. Народ и власть.

Презентация

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники)

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны  (распре-делить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его.

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны.

23

28.02

Революция 1917 года. Гражданская война в России.

24

07.03

Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В.Сталина.

Презентация

25

14.03

РК. Вторая мировая и Великая Отечественная война.

Презентация

26

21.03

РК Развитие СССР после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР.

Презентация

Современная Россия -  8 часов

27

04.04

Преобразование СССР  в СНГ.

Презентация

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия».

Описывать по изображению элементы герба Москвы, родного региона.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников.

Объяснять значение правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан.

Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз).    Предлагать объяснения изображения гербов их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации.

28

11.04

Что такое демократия? Представление об  избирательной системе.

Презентация

29

18.04

Государственная власть в России.

Презентация

30

25.04

РК Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов  России.

Презентация

31

02.05

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий.

Презентация

32

16.05

Повторение по теме: «Времена Российской империи, Советской России».

Презентация

33

23.05

Итоговая контрольная работа по курсу "Моё Отечество".

Презентация

34

30.05

РК. Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Государственные праздники современной России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...