Учебное занятие по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Есина Ольга Валерьевна

Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezhlivost_moy_urok.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока окружающего мира во 2 классе

Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими                людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А.А., толковые словари разных авторов., проектор, экран, ноутбук;  набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к деятельности

-Доброе утро! Ребята, посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко садитесь. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем!

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Повторение правил поведения в школе:                      -Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)                                                      –Что такое общение? (Взаимные отношения)                - Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте)                                                                    - -На доске висят ваши рисунки, в которых  отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.                                                

Личностные

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация

-В класс входит ученик, ни с кем не здоровается, ведёт себя некультурно.

- Ребята, что случилось с Костей? Что он забыл сделать? ( он не знает правил поведения)

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

 Его зовут… а  впрочем, лучше

 Я вам поведаю о нем.

 «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

 Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

 Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

 Сказать при встрече: «Добрый день!»

                Казалось бы, простое слово,

                А он стесняется, молчит,

                А в лучшем случае, «здорово»

                Он вместо «здравствуй» говорит.

                А вместо слова «до свиданья»

                Не говорит он ничего.

                Или заявит на прощанье:

                «Ну, я пошел, пока, всего!»…

-  Не можем же  мы бросить товарища в беде.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- О вежливости.

Слайд 1

Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).  

 Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах поведения.

  Давайте обозначим проблему нашего урока. Что не соблюдал Костя, когда вошёл в класс?

( слайд 2)

  Проблема урока: не соблюдение правил    вежливости.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

  Задачи нашего урока 1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;

2.  Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям.

Регулятивные

Коммуникативные

«Открытие» нового знания                  

1.Беседа                                                                                        - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, что обозначают слова «вежливость», «вежливый человек» .

- Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                                  - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет).                                                    – Заглянём в толковый словарь.  

Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                                   Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.  

Слайд 3.                                                                   

Вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран.                               - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                                «ВЕЖЕ» ------------ знаток.                                     «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.                           «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.                     «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».       «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      – Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)                                                                                             – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? 

Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.

Молодцы.

– В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».

СЛАЙД 4. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

- Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.

  – Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации.

                                                                                                                 ЗНАКОМСТВО С ГРУППАМИ ВЕЖЛИВЫХ  СЛОВ. ( работа в тетрадях  – с. 34 №2)      слайд 5

                         Дядя Саша огорчен,

                         Рассказал он вот о чем:

                        «Видел Настю-ученицу

                        Я на улице сейчас.

                       Настя – славная девчонка,

                       Во второй уж ходит класс.

                       Но давно уже от Насти

                       Я не слышал слова «ЗДРАСЬТЕ!»

Слайд 6

- Какие еще слова мы говорим друг другу при встрече? (Дети называют).

                                 Слайд  (продолжение)

        Слова приветствия:

Здравствуйте

Привет

Добрый день

Доброе утро

Добрый вечер

Слайд  7

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание здоровья.

Слова – просьбы

   Мы просим друзей нам помочь в том, иль в этом.

   Но я  поделюсь с вами важным секретом.

  Чтоб друг захотел вам помочь без сомнения,

  Должны вы особые знать обращения.

- Ребята, когда мы обращаемся к кому-то с просьбой, какие слова надо произносить?

                                   Слайд.

      Просьба

Пожалуйста…      ------выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность

Будьте добры…  

Слова  - благодарности:

- А теперь давайте с вами рассмотрим  одну ситуацию. По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: - Садитесь…(ПОЖАЛУЙСТА)

Женщина была очень вежливая. Она ответила Вове:  (СПАСИБО)

 - Как женщина выразила Вове свою благодарность? (сказала «спасибо»).

 - Какие еще слова благодарности вы знаете?

                                Слайд  (продолжение).

Слова благодарности:

Спасибо…-------выражение благодарности

Благодарю

Слова -  ИЗВИНЕНИЯ

- Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся, взглянул им в глаза

И робко и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

« Мы купим другую, есть лучше в продаже!»

«Простите» - казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

                 - Какое слово автор назвал чудесным?

                    - Какие еще слова извинения вы знаете? (называют)

Извините – просьба о прощении

                                     Слайд  (продолжение)

    Слова извинения:

Прошу прощения…

Прошу извинения…

Я очень огорчена…

Мне неловко…

Простите, я не хотел (а)…

Извините…

Виноват (а)…

Слова ПРОЩАНИЯ:

ЕСЛИ ВСТРЕТИЛАСЬ КОМПАНИЯ,

НЕ ПОСПЕШНО, НЕ ЗАРАННЕЕ,

А В МИНУТУ РАССТАВАНИЯ,

Всем скажите… ( ДО СВИДАНИЯ)

СКАЖУ ПОДРУЖКЕ НА ПРОЩАНИЕ

- ДО ВСТРЕЧИ! или ДО СВИДАНИЯ!

ДОБАВЛЮ ТАКЖЕ

- БУДЬ ЗДОРОВА! МЫ ЗАВТРА ПОИГРАЕМ СНОВА.

Слайд 12, 13

Слова прощания:

До свидания

Пока

Счастливого пути

До встречи

До вечера

До завтра

Познавательные

 

Создание проблемы          

Первичное закрепление

-Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться). Слайд 14.                                                       –Давайте с вами продемонстрируем настоящих воспитанных людей.

Работа в парах. 

Рассмотрите рисунки на с. 52.  Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки   После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.

Коммуникативные

Личностные

Физкульт-

минутка

 Игра.»Будь внимательный».Встаньте пож., поднимите правую руку, поднимите лев. Руку пож., погладь соседа пож., опусти руку, присядь, поверните голову пожал, посмотри на свои руки, руки на пояс, похлопай пож,.

 

Включение в систему знаний и повторений

-Ребята, вот какой разговор состоялся по телефону между Попугаем и псом Рыжиком.

 Его вы найдёте на с. 53 учебника. Слайд. Попробуйте объяснить героям, как нужно разговаривать по телефону.

 Слайд 12.

   Придумайте такой диалог между ними, который был бы вежливым и понятным.

7.  Работа в парах. Разыграйте телефонный разговор. РАЗЫГРЫВАЕМ СИТУАЦИИ (Разговор по телефону).

  1. Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
  2. Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
  3. Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”

Слайд .   (диалог детей)

8. Работа в тетрадях : с.34 №3

Продолжение работы по теме:

- Как вы объясните понятие «культура поведения»?

 - Культура  поведения – это вежливые поступки.

А сейчас Викторина «Еже ли ВЫ вежливы…» Презентация. Слайды 14

-  Ребята, посмотрите на слайды  и запишите – выберите правильный ответ:   Кто поступает правильно? (Слайд )

ПРОВЕРКА  ( СЛАЙД)

6. ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

    - А сейчас я проверю, как вы умеете правильно употреблять в речи волшебные слова.

                       Если встретился знакомый,

                       Хоть на улице, хоть дома,

                       Не стесняйся, не лукавствуй,

                       А скажи погромче…

                                                 (здравствуй).

                       Вылез Крот на белый свет

                       И сказал Ежу…

                                                (привет).

                       Если просишь что-нибудь,

                       То сначала не забудь

                        Разомкнуть свои уста

                        И сказать…

                                               (пожалуйста).

                        Если невежей прослыть не хотите,

                        Очень прошу вас – будьте мудры,

                        Вежливым словом просьбу начните:

                        Будьте…       (любезны),

                        Будьте…       (добры).

                        Порвал воробей  паутинные нити.

                        Чирикнул смущенно:

                        Ну…            

                                               (извините)!

                       

                       Если словом или делом

                        Вам помог кто-либо,

                        Не стесняйтесь громко, смело

                        Говорить…

                                                      (спасибо!)

 

                        Когда я что-то подарю,

                        Мне говорят…

                                                      (благодарю!)

                        Если встретилась компания,

                        Не поспешно, не заранее,

                        А в минуту расставания

                        Всем скажите…

                                       (до  свидания!)

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

 

-Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения.                                                                                       –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их

Регулятивные

Коммуникативные

Рефлексия

Регулятивные

 

Домашнее задание                      

                                 

Подведение итогов

-Домашнее задание. К четвергу выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов». А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения

Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-                                                                 Щедро дарите!                                                                           Дарите прохожим,                                                                             Друзьям и знакомым.                                                                 В троллейбусе, в парке,                                                                   В школе и дома.                                                                        Слова эти очень и очень важны.                                                        Они человеку как воздух нужны.                                             Без них невозможно на свете прожить.                                Слова эти надо с улыбкой дарить.                                           -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен.

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

КИМ поокружающему миру 3 класс

динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".

Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....