Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Вдовиченко Галина Анатольевна

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

     Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx54.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа № 2»

«Утверждаю»

Директор   школы: ___________Г.В. Шевцова

Приказ № 228 от 30.08.2016  г.

Рабочая программа

Окружающий мир

Уровень начального общего образования

2 класс

Количество часов: 68 часов /2 часа в неделю/

Учитель: Вдовиченко Галина Анатольевна

Программа разработана на основе ФГОС начального  общего образования, авторской программы С.В. Иванова, Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.

г. Константиновск

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

     Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

/ Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века» - М.: Вентана-Граф, 2008./

Нормативные документы

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373) (с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г.);
  2. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, Ростовской области начальное общее образование;
  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по математике, созданной на основе федерального  государственного образовательного стандарта;
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2017-2018 учебный год;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального  государственного образовательного стандарта второго поколения;
  6. Базисного учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Константиновска  на 2017-2018 учебный год.

7. Примерной авторской программы для 2 класса В.Н.Рудницкой (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) М.: Вентана-Граф. 2012.

8. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2017-2018 учебный год.

Общая характеристика предмета

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» во 2 классе — формирование целостной картины мира, осознание в нём человека на основе единства рационально-научного познания, эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основные задачи:

-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нём;

-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
       Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Систематический курс окружающего мира представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
  2. Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
  3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
  4. Человек и общество :чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
  5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.

4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.

5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации.

Место учебного предмета, курса, дисциплин в учебном плане

Федеральный  базисный план для общеобразовательных учреждений РФ  учебный предмет «окружающий мир» выделяет  в качестве самостоятельного предмета инвариантной части  и отводит 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю. С учетом  годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №2 в 2 классе на прохождение программного материала отводится 34 учебные недели.

Содержание предмета

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности ученика

Введение.

Что окружаетчеловека.

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее.

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее.

Кто ты такой.

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание.

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность.

Кто живёт рядом с тобой.

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения.

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях.

Россия — твояРодина.

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране.

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям.

Мы — жители Земли.

Солнечная «семья». Земля как планета жизни.

Характеристика планет Солнечной системы.

Природныесообщества.

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители.

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения.

Природаи человек.

Человек — часть природы. Правила поведения в природе.

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

График прохождения программного материала

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Сроки прохождения

Практическая часть

1

Введение.

Что окружаетчеловека.

1 ч

05.09

2

Кто ты такой.

6 ч

06.09-26.09

3

Кто живёт рядом с тобой.

7 ч

27.09-18.10

4

Россия — твояРодина.

4 ч

24.10-01.11

5

Мы — жители Земли.

25 ч

14.11-14.02

6

Природныесообщества.

20 ч

20.02-25.04

Природаи человек.

5 ч.

08.05-23.05

Итого:

68 ч.

В праздничные дни  24.02,  08.03, 09.05   программный материал был уплотнён за счёт совмещения отдельных тем уроков ( № 43, 46, 61).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата проведения

Вид контроля

Домашнее задание

План

Факт

1.

Введение. Что окружает человека

1 ч.

04.09

Текущий

Раздел «Кто ты такой» 14 часов

2.

Я, ты, он, она…Все мы люди.

1 ч.

05.09

Текущий

Прочитать стихотворение Р. Сефа

3.

Наши помощники органы чувств.

1 ч.

11.09

Текущий

С. 10 – 12 Работа с табл: классификация продуктов по вкусу.

4.

Наши помощники органы чувств.

1 ч.

12.09

Текущий

Р.т. №14,15.

5.

Поговорим о здоровье

        

1 ч.

18.09

Текущий

«Какого человека можно назвать здоровым?».

6.

Поговорим о здоровье

1 ч.

19.09

Текущий

С.13 – 15(прочитать). «Если ты себя плохо чувствуешь».

7.

Режим дня

1 ч.

25.09

Текущий

С.16 – 18(прочитать). Составить памятку «Режим дня второклассника».

8.

Режим дня.

1 ч.

26.09

Текущий

Чтение текста «Этот удивительный мир».

9.

Физическая культура.

1 ч.

02.10

Текущий

С.19 – 21(прочитать). Составить комплекс утренней гимнастики.

10.

Физическая культура.

1 ч.

03.10

Текущий

С.23(прочитать).Составить памятку «Правила закаливания».

11.

Почему нужно правильно питаться.

1 ч.

09.10

Текущий

Р.т №  26 – 28. Чтение текста «О витаминах».

12.

Почему нужно правильно питаться.

1 ч.

10.10

Текущий

С. 24 – 25(прочитать). Составление памятки «Что полезно для организма; Что вредно для организма».

13.

Почему нужно правильно питаться.

1 ч.

16.10

17.10

Текущий

С.26-27 Дифференцированные задания: рубрик «Этот удивительный мир», «Что происходило на нашей земле давным-давно».

14.

Почему нужно быть осторожным

1 ч.

17.10

Текущий

С. 28 – 29(прочитать). Знать дорожные знаки.

15.

Почему нужно быть осторожным.

Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье». Тест.

1 ч.

1ч.

23.10

24.10

Текущий

С. 29 – 30 (прочитать). Составить  памятку «Чтобы избежать неприятности»

Кто живёт рядом с тобой?

16.

Что такое семья.

1 ч.

31.10

Текущий

С. 30 – 32 Читать стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой», пословицы о семье.

17.

Что такое семья.

1 ч.

01.11

Текущий

С. 32 – 33 (прочитать). Подготовить рассказ «Семейные праздники».

18.

Что такое семья.

1 ч.

14.11

Текущий

Составить рассказ  «Как семья отдыхает».

19.

О правилах поведения.

1 ч.

15.11

Текущий

С. 33 – 34 (прочитать). Составить «Правила

дружбы»

20.

О правилах поведения.

1 ч.

21.11

Текущий

С. 35 – 37 (прочитать). Как вести себя в общественных местах.

21.

О правилах поведения.

1 ч.

22.11

Текущий

С. 38 – 39 (прочитать). «Какие мимика и жесты могут обидеть».

Россия – твоя Родина

22.

Родина – что это значит.

1 ч.

28.11

Текущий

С. 44 – 46 (прочитать).Пословицы о Родине.

23.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1 ч.

29.11

Текущий

С. 47 – 49 (прочитать). «Как можно узнать об истории города» Подготовить рассказ об истории своего города.

24.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1 ч.

05.12

Текущий

Подготовить сообщения о Москве.

25.

Москва – столица России

1 ч.

06.12

Текущий

С.50 –  52 (прочитать). Подготовить сообщения о городах России.

26.

Москва – столица России

1 ч.

12.12

Текущий

Принести иллюстрации городов России.

27.

Города России.

 1 ч.

13.12

Текущий

С. 53 – 56 (прочитать). рассказ-описание «Мой город».

28.

Родной край - частица Родины.

1 ч.

19.12

Текущий

С. 57 – 59 (прочитать). «Зачем человек трудится».  

29.

Как трудятся россияне.

1 ч.

20.12

Текущий

Подготовить рассказ о профессиях своих родителей.

30.

Как трудятся россияне.

1 ч.

26.12

Текущий

Чтение текста «Русская трапеза»

31.

Все профессии важны.

1 ч.

27.12

Текущий

Подготовить сообщения о символах Родины.

32.

Мы – граждане России.Проверь себя

 «Россия — твоя Родина». Тест.

1 ч.

10.01

Тематический

С. 60 – 63 (прочитать). Подготовить сообщение о правах взрослых и детей.

33.

Мы – граждане России.

1 ч.

16.01

Текущий

С. 64 – 66 Подготовить рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность».

34.

Россия – многонациональная страна.

1 ч.

17.01

Текущий

С. 70 – 72 (прочитать)

Мы жители Земли – 9 часов.

35.

Твоё первое знакомство со звёздами.

1 ч.

23.01

Текущий

С. 73 – 75 (прочитать). Сравнить схемы, рассказать по ним о звёздах.

36.

Твоё первое знакомство со звёздами

1 ч.

24.01

Текущий

С. 76 – 78 вопрос «Почему открытие Коперника было очень важным?»

37.

Чем Земля отличается от других планет?

1 ч.

30.01

Текущий

С. 79 – 81 (прочитать). Наблюдения: Луна в ясную погоду.

38.

Проверь  себя

1 ч.

31.01

Текущий

39.

Чем Земля отличается от других планет?

Проверь себя

«Мы – жители земли». Тест.

1 ч.

06.02

Текущий

С.81 – 82 (прочитать). Дифференцированное задание: чтение и анализ стихотворения Дж.Родари «У лунного моря…».

40.

В некотором царстве…

1 ч.

07.02

Текущий

Сочинить стихотворные строчки – удивление.

41.

Грибы.

1 ч.

13.02

Текущий

С. 83 – 85 Составить памятку: «Ядовитые грибы» и придумать блюда из грибов.

42.

Какие животные живут на Земле.

1 ч.

14.02

Текущий

С. 90 тетрадь с.67,68.вопросы Рассказ о том, какие бывают растения

43.

Разнообразие растений.

1 ч.

20.02

Текущий

С. 86 – 88 (прочитать).

С.91 – 94 читать. Наблюдения и фиксация результатов опыта в рисунке-схеме.

44.

Среда обитания.

1 ч.

21.02

Текущий

Р.т. № 69,70.

45.

Лес и его обитатели.

1 ч.

27.02

Текущий

С. 98 – 99 (прочитать)

46.

Деревья леса.

1 ч.

28.02

Текущий

Р.т № 71 – 73. Индивидуальные задания: составить паспорт дерева.

47.

Кустарники леса.

1 ч.

06.03

Текущий

С. 102 – 106 (прочитать). Проектная деятельность: Сравнение листовой и цветочной почки в разрезе.

48.

Травянистые растения леса.

1 ч.

07.03

Текущий

Работа с таблицей: обобщение информации на тему «Лесная аптека».

49.

Травянистые растения леса.

1 ч.

13.03

Текущий

С.112 – 114 (прочитать). Подготовка к инсценировке: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой».

50.

Животные леса.

1 ч.

14.03

Текущий

С. 115 – 116 (прочитать).  Индивидуальная работа: чтение стихотворений Б. Заходера «Ёжик» и «Лиса и крот».

51.

Животные леса.

1 ч.

20.03

Текущий

Заполнение таблицы «Животные леса»: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся.

52.

Животные леса.

1 ч.

21.03

Текущий

С. 116 – 118 (прочитать). Сообщение о пресмыкающемся.

53.

Животные леса.

1 ч.

03.04

Текущий

Р.т. № 90 – 91. Составить памятку «Если ты пришёл в лес»

54.

Что мы знаем о воде.

1 ч.

04.04

Текущий

С. 122 – 125 (прочитать). Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния».

55.

Что мы знаем о воде.

1 ч.

10.04

Текущий

Рассказ по схеме «Круговорот воды в природе».

56.

Водоёмы и их обитатели.

1 ч.

11.04

Текущий

Р. т. рубрика «Проверь себя», с. 129-133 Составить рассказ - описание «Животные морей и океанов»

57.

Водоёмы и их обитатели.

1 ч.

17.04

Текущий

Знать классификация морских животных

58.

Водоёмы и их обитатели.

1 ч.

18.04

Текущий

С. 141 – 145 (прочитать). Рассказать о земноводных.

59.

Луг и его обитатели.

1 ч.

24.04

Текущий

С. 146 – 148 (прочитать). Рассказ «Травянистые растения луга».

60.

Луг и его обитатели.

1 ч.

25.04

Текущий

Составить таблицу «Насекомые,птицы, звери».

61.

Поле и его обитатели.

1 ч.

25.04

(01.05)

Текущий

Пересказ текста «Лён – прядильная культура».

62.

Сад и его обитатели

Проверь себя

«Природные сообщества» Тест.

1 ч.

08.05

(02.05)

Текущий

Р. т. № 101 – 103. Чтение и пересказ текста «Животные – обитатели сада» (с презентацией)

63.

Среда обитания.

1 ч.

08.05

(02.05)

Текущий

Р.т. № 69,70.

64.

Лес и его обитатели.

1 ч.

15.05

(09.05)

Текущий

С. 98 – 99 (прочитать)

65.

Деревья леса.

1 ч.

15.05

Текущий

Р.т № 71 – 73. Индивидуальные задания: составить паспорт дерева.

66.

Кустарники леса.

1 ч.

16.05

Текущий

С. 102 – 106 (прочитать). Проектная деятельность: Сравнение листовой и цветочной почки в разрезе.

Природа и человек – 2 часа.

67

Человек – часть природы.

Комплексная итоговая работа.

22.05

Дифференцированное задание: составление рассказа по схеме «Животные – друзья человека»

68

Человек – часть природы.

23.05

Планируемые предметные результаты освоения предмета и система оценки

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым

статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

-формирование основ российской гражданской идентичности,

- понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире,

-в развитии общемировой культуры;

-понимание особой роли России в мировой истории,

-воспитание чувства гордости за национальные достижения;

-воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,

независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

В области личностных УУД: 


· ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу; 
· определять характер взаимоотношений человека с природой.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который является его деятельностным компонентом.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты обучения:

Ученик может научиться:

-«читать» информацию, представленную в виде схемы;

-воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

-ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

-проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

В области регулятивных УУД:

 
- ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

-учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

-средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

В области познавательных УУД:


- ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов 
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации; 
-проводить сравнение, сериацию, классификации; 
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов 
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

-добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития –умение объяснять мир.

В области коммуникативных УУД:


-ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. 
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-выразительно читать и пересказывать текст.

-вступать в беседу на уроке и в жизни.

-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты обучения.

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

-называть:

правила здорового и безопасного образа жизни; правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры; основные права граждан России и права ребёнка; основные древние города Руси и России (не менее 3-4);

-различать: -прошлое, –настоящее, –будущее; -год-век (столетие); -предметы неживой и живой природы, изделия; -представителей растительного и животного мира и места их обитания; -этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

-решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

соотносить событие с датой его происхождения;

характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

описывать объект окружающего мира, передавать своё отношение к нему;

устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;

составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ - средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

В соответствии с требованиями стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Оценка достижений планируемых метапредметных результатов складывается на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности.

Во 2 классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамкахнакопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений стандарта - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

- неправильный ответ на поставленный вопрос;

- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Оценка «5»

  • уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного;
  • отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
  • не более одного недочета;
  • логичность и полнота изложения.

Оценка «4»

  • уровень выполнения требований выше удовлетворительного;
  • использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
  • самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения
  • наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
  • не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
  • незначительные нарушения логики изложения материала;
  • использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
  • отдельные неточности в изложении материала.

Оценка «3»

  • достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;
  • не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
  • не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу;
  • отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2»

  • уровень выполнения требований ниже удовлетворительного;
  • наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
  • более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
  •  нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания разных уровней сложности. При оценивании теста считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.

Уровневая шкала

Процентная бальная шкала

Низкий

Выполнены отдельные задания.

0-60%

менее 17 баллов

Оценка «2»

Средний

Выполнены все задания, с незначительными погрешностями.

60-77%

18-22 балла

Оценка «3»

77-90%

23-26 баллов

Оценка «4»

Высокий

Все предложенные задания выполнены верно.

90-100%

27-30 баллов

Оценка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...