Рабочая программа по окружающему миру ,3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса составлена на основании авторской Н.Ф. Виноградовой, соответстует требованиям ФГОС НОО. В программе отражены практические работы, экскурсии, опыты. Контрольные работы по разделам программы включены в соответствии методическим пособием по окружающему миру (автор Н.Ф. Виноградова 3-4 классы, М: Вентана-Граф, 2013г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_om_3_abv_klassy_2019-2020.docx129.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1  ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края

«Принято» на заседании педагогического совета

Протокол №1

От «       »      08      2019 г.

«Рассмотрено»

на ШМО

учителей начальных классов                          

Протокол № ____

от «____»       08            2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________Н.В..Андрющенко

                             

«____»         08            2019г.

«Утверждено»

Директор

_________В.Д. Ремпель

                             

Приказ № ____

от «____»         08        2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

предметная область  

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

 (68 часов)

3а, 3б, 3в, классы

Составители:

Сивер А, И. -учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория;

с.Завьялово,2019 год                                                          

Пояснительная записка

Рабочая программа  «Окружающий мир» для 3 класса составлена   на основе

Федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования (2009г),( приказ №375 от 06.10.2009);

Приказа Министерства образования РФ №1576  от 31.12.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный  стандарт»;

Примерной  основной образовательной программы начального общего образования(2010 г.);

авторской программы «Окружающий мир » для 3класса  Н.Ф.Виноградовой (2013);

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ЗСОШ №1;

 Положения о Рабочей Программе  МБОУ ЗСОШ №1  (http://scoolzvl.ucoz.ru/)

Цели и задачи учебного предмета « Окружающий мир»

( источник : программа «Окружающий мир» под редакцией  Н.Ф. Виноградовой.

стр 3, стр 6):

 представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе  формировать понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт , умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся

- экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания

-нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;

- исторический аспект «складывания» общерусской культуры,

 развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Особое значение  состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимися себя, своего Я.

 Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Преподавание предмета «Окружающий мир » представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Обществознание и естествознание»(окружающий мир)ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета     «Окружающий мир» в 3  классе в объеме 68часов (2 часа в неделю). В целях выполнения ФГОС и авторской программы в полном объёме предусмотрена корректировка часов в Рабочей Программе  на основании календарного учебного графика на 2019 -2020уч. год и   расписания занятий через объединение близких по содержанию тем, уплотнение учебного материала в  «Листе корректировки РП».

  1. Результаты освоения курса«Окружающий мир»

В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Окружающий мир» учащимися 3 класса достигаются

Личностные  результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

  Метапредметные  результаты

  • интеллектуальные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные: владение способами организации,  планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные: способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения,

характеризовать значение органов растения;

- объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом,

особенностями поведения и условиями обитания животного;

составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду,

вещи и т. п. разных эпох;

называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картами,контурной картой.

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»;

различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус,

план, карту).

 Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

проводить несложные опыты по размножению растений;

проводить классификацию животных по классам;

выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника

Методы, средства и формы обучения в работе с одаренными детьми (высокомотивированными) и детьми, испытывающими трудности в обучении

детьми, испытывающими трудности в обучении

с одаренными детьми

-наглядный, практический методы  познания окружающего мира;

-элементы творческой и поисковой деятельности: использования стимулирующего введения, проблемных вопросов;

- смена форм учебной деятельности

-дидактические и ролевые игры;

- обсуждение текстов, видеоматериалов, участие в учебном диалоге;

-стимулирование вопросов со стороны учащихся;

- работа в паре и временных группах;

-согласование объёма домашних заданий;

-  отмечать положительные моменты в работе, затруднения  и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении;

-ИКТ

-методы творческого характера – проблемные, поисковые, проектные в сочетании с индивидуальной и групповой работой 

-роль организатора, координатора в совместно-распределённой групповой  деятельности;

- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку;

- дидактические и ролевые игры; игры-моделирование;

-логические задачи и дискуссии по темам урока;

-презентации на основе наблюдений;

- задания повышенной сложности в учебнике и РТ

- использование разнообразных источников и способов получения информации (справочники, энциклопедии и т. Д)

-ИКТ

  1. Содержание   учебного предмета «Окружающий мир » для 3 класса

Планирование и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Окружающий мир» для 3 класса Н.Ф.Виноградовой. Программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического  материала и практического применения знаний содержательных линий:

Человек как биологическое существо; 

Я и другие люди;

Человек и мир природы;

Человек и общество; 

История родной страны.

Реализуется через учебник «Окружающий мир,3 класс в 2 частях» Н.Ф. Виноградова–М.: Вентана–Граф.

Учебный план

Класс

Объем учебного предмета

Раздел, тема

Количество учебного времени

3 класс

68ч

Земля – наш общий дом

7  

Человек изучает Землю

4  

Царства природы

27

Наша Родина: от Руси до России

11

Как люди жили в старину

12  

Как трудились в старину

7

Всего

68ч

Практических работ-  2

Экскурсий- 6

Опытов- 4

Уроки-обобщения -2

Проверочные работы (тематический контроль) – 5   ( Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г.)

Текущий контроль по предмету, позволяющий оценить текущие и итоговые результаты обучения окружающему миру  в 3 классе,   реализуется через ТПО Н.Ф. Виноградова «Тетрадь для проверочных работ», окружающий мир, 3 класс,ч1,ч2 , М.: Вентана–Граф.

3.  Поурочно-тематическое планирование

Кол-во часов

Темы уроков

Примечание Основные методы и приёмы

Земля – наш общий дом  - 7 ч

1

Где и когда ты живешь.

Моделирование «ленты времени».

2

Солнечная система. Опыт «Распространение тепла от его источника».

Работа со схемой «Солнечная система» Составление высказываний на тему «Что расскажут

о Солнце люди разных профессий».

Опыт (1)

3

Солнечная система. Опыт «Смена сезонов, дня и ночи»

Опыт (2)

 Работа со схемами «Смена времён года на Земле», «День и ночь на  Земле».Обсуждение текста «Земля — шар»

4

Условия жизни на Земле. Опыт « Роль  света и воды в жизни растений».

Опыты: проращивание семян фасоли

Опыт (3) 

5

Условия жизни на Земле.

Учебный диалог: воздух — условие жизни на Земле. Опыт: «Свойства воздуха».

Работа со схемой «Погода». 

6

Условия жизни на земле Экскурсия на водный объект с целью изучения использования воды  человеком, охрана воды от загрязнения

 Мини-дискуссия: «От чего зависит многообразие растений

в разных частях Земли?»

экскурсия (1)

7

Условия жизни на земле. Проверочная работа «Земля -наш общий дом»

Тематический контроль  Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г.

Человек изучает Землю - 4  ч

1/  8

Человек познаёт мир.

Мини-дискуссия:

обсуждение предположений на тему

«Что в природе могло подсказать человеку идею создания

различных предметов».

2/  9

Человек познаёт мир . Практическая работа «Работа с картой» (1)

Практические работы: глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей).

3/  10

Человек познаёт мир.

Практические работы: глобус, карта, план (с использованием

моделей рисунков и чертежей).

4/  11

Человек познаёт мир.

Работа со схемой: обобщение на тему «Способы познания

окружающего мира».

Царства природы - 27  ч

1/  12

Бактерии

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Какие живые существа на Земле самые маленькие?».

2/  13

Грибы

«Чем грибы отличаются от

растений», мини-дискуссия

3/  14

Грибы

Совместная деятельность (работа в парах): рассказ-

описание «Разнообразие грибов в природе» (с опорой на рисунки).

4/  15

Растения культурные и дикорастущие

Совместная деятельность (работа в группах): описательный

рассказ о растении (по выбору с использованием

справочной литературы).

5/  16

Если бы на земле не было растений.

Мини-дискуссия:

«Возможна ли жизнь на Земле без растений? Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему

«Какие растения „кормят“, „лечат“, „одевают“ человека»

6/  17

Растения прекрасные, но опасные.

Коллективное конструирование памятки: «Запомни правила

».

7/  18

Разнообразие растений на Земле.

Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ

на тему «Разнообразие растений на Земле

8/  19

Разнообразие растений на Земле

.Практическая работа  «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами « (2)

Практическая  работа (2)

9/   20

Как живет растение.

Мини-дискуссия:

обсуждение предположения «Верно ли высказывание, что у всех растений есть корень, стебель,

лист, цветок, плод с семенами?»

10/  21

Как живет растение.

Опыты: «Листья содержат влагу». Учебный диалог: характеристика плодов разных растений.

11/  22

Размножение растений.

Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему

«Как долго живут растения» (на основе анализа текста и сравнения

рисунков).

12/  23

Размножение растений. Опыт «Состав почвы»                     (4)

Опыт: выращивание растения.

13/  24

Размножение растений.

Учебный диалог: способы распространения растений

(с ориентировкой на рисунки и подсказку).

14/  25

Культурные растения в жизни человека.

Чтение и обсуждение текста «Когда и почему возникло

земледелие».

15/  26

Культурные растения в жизни человека.

Мини-дискуссия: «Что такое земледелие» (с опорой на

схему).

16/  27

Красная книга России.

Чтение и анализ текста «Какие страницы есть в Красной

книге».

17/  28

Красная книга России.

Учебный диалог: «Причины исчезновения растений».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание

репродукции картины А. Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках».

18/  29

Разнообразие мира животных.

Мини-дискуссия:

«Может ли природа жить без животных?»

19/  30

Разнообразие мира животных.

Совместная деятельность (работа в парах): подбор примеров

многоклеточных животных и их характеристика.

20/  31

Животные –живые существа (организмы).

Чтение и обсуждение текста «Как животные ориентируются

в окружающей среде».

Индивидуальное задание: классификация животных по

способу питания (с опорой на рисунки и подсказку).

21/  32

Животные –живые существа (организмы).

Учебный диалог: «Какое значение для жизни животных

имеет их способность быстро передвигаться?»

Чтение и анализ текстов «Как животные дышат», «Размножение

животных», «Как животные приспосабливаются

к условиям жизни».

22/  33

Беспозвоночные животные.

Мини-дискуссия: обсуждение предположений «Почему

разные насекомые имеют различное строение?».

23/  34

Беспозвоночные животные.

Воображаемая ситуация: рассказ-описание от первого лица.

24/  35

Позвоночные животные.

Учебный диалог: «Особенности строения хищных рыб».

Наблюдения: особенности рыбы как животного.

25/  36

Позвоночные животные.

Рассматривание иллюстраций и составление рассказа-

описания «Пресный и солёный водоёмы».

26/  37

Природные  сообщества. . Экскурсия в природное сообщество  (лес).                      (2)

Экскурсия (2) Учебный диалог: «Почему зверей называют млекопитающими Учебный диалог: «Цепи питания» (с опорой на иллюстрации).

».

27/  38

Почему люди приучили диких животных. Проверочная работа «Царство природы»

Мини-дискуссия: «Почему

создают заповедники» (работа

со схемой).

Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г.

Наша Родина: от Руси до России -11ч

1/  39

Как люди узнают о прошлом.

Сюжетно-ролевая

игра: «На раскопках древнего го-

рода».

Построение схемы «Как люди узнают о прошлом».

2/  40

Восточнославянские племена.

Учебный диалог: работа с географической картой (поиск

ответа на вопрос «По берегам каких рек и озёр селились славяне?

»). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая

ситуация «Мир древних славян».

3/  41

Первые русские князья.

Учебный диалог: работа по карте — расположение Древнерусского

государства.

4/  42

Первые русские князья.

Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно

ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени?

Почему?

5/  43

Первые русские князья.

Рассматривание и описание иллюстраций с видами архитектурных

строений древнего Киева.

6/  44

Как Москва стала столицей. Урок-обобщение «Московская Русь»

Работа с картой «Московское государство»: поиск ответа

на вопрос «Какие земли были присоединены с 1462 по

1503 г. к Москве?».

Построение «ленты времени»: «Образование Московского

государства».

7/  45

Иван  IV Грозный- первый русский царь.

Рассказ-описание:

«Портрет Ивана Грозного» (по репродукции

картины И. Глазунова «Иван Грозный»).

8/  46

Пётр I Великий.

Совместная деятельность (работа в парах): ответ на вопрос

«Почему Петра I называют Великим?».

9/  47

Екатерина II Великая.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание

«Портрет Екатерины Великой» (на основе сравнения

двух репродукций картин — А. Антропова и В. Боровиковского);

рассказ-рассуждение

«Какой портрет можно назвать парадным и почему?».

10/  48

Последний российский император Николай  II. Урок –обобщение «Россия» Проверочная работа «Наша Родина от Руси до России»

Учебный диалог: «Какой была Россия при Николае II?» 

Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г

11/  49

Советская Россия. СССР. Экскурсия в краеведческий (исторический) музей   (3)

Экскурсия (3) Совместная деятельность в группах: работа со справочной литературой — поиск ответа на вопрос «Какие республики

входили в состав СССР?».

Как люди жили в старину-12 ч

1//50

Из истории имён

Совместная деятельность в группах: по отрывкам из былин

предположить происхождение имён былинных героев

2/  51

Какими людьми были славяне.

Дифференцированные задания: подбор пословиц и поговорок

о дружбе, взаимопомощи и доброте; анализ высказывания

Н. Карамзина, ответы на вопросы по картине Г. Михайлова

«Игра в жмурки».

3/  52

Какими людьми были славяне.

Учебный диалог (на основе анализ текстов учебника): «Какими

были наши предки — славяне?»

4/  53

Скажи,какой у тебя дом. . .Экскурсия в художественный музей    (4)

Экскурсия (4)

5/  54

Скажи, какой у тебя дом…  

Анализ последовательной серии рисунков, составление

рассказа-рассуждения

на тему «Как менялись на Руси постройки».

6/  55

По одежке встречают.

Учебный диалог (на основе рассматривания иллюстраций):

сравнение одежды, ответ на вопрос «Почему рубаху называют

нательной одеждой?».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: анализ одежды

изображённых персонажей, классификация по признакам

«зажиточный», «богатый», «бедный

7/  56

По одежке встречают.

Совместная деятельность (в парах): анализ иллюстраций

и классификация головных уборов; выдвижение предположения

— поиск ответа на вопрос «Какие головные уборы

носили богатые люди, а какие — простолюдины?».

8/  57

По одежке встречают. Экскурсия в учреждение быта и культуры.     (5)

Экскурсия (5)

9/  58

Русская трапеза.

Чтение и обсуждение текстов «Хлеб да вода — крестьянская

еда» и «Богатый дом — обильная еда».

10/  59

Верования языческой Руси.

Обсуждение вывода: «До принятия христианства наши

предки верили во многих богов».

11/  60

Верования языческой Руси .Проверочная работа «Как люди жили в старину»

Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г

12/  61

Принятие христианства на Руси.

Мини-дискуссия: «Другие, нехристианские, веры в России

», рассказ-рассуждение

о своей национальности и вере.

Как трудились в старину-7 ч

1/  62

Что создавалось трудом крестьянина? Экскурсия на предприятие (сельскохозяйственное производство)   (6)

Экскурсия (6)

Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «Существовало

ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской

и женский?» (с опорой на рисунки).

2/  63

Что создавалось трудом крестьянина? 

Учебный диалог: обсуждение проблемы «При каких условиях

человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками?»

3/  64

Что создавалось трудом ремесленника? 

4/  65

Что создавалось трудом ремесленника? Проверочная работа «Как трудились в старину» 

Тематический контроль Источник: «Методическое пособие 3-4 класс» п/р Н.Ф. Виноградовой, Москва «Вентана-Граф»2013 г

5/  66

Что создавалось трудом рабочего

Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «При каком труде

(машинном или ручном) можно сделать больше вещей?».

6/  67

Что создавалось трудом рабочего?

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики

«Жил на свете человек».

7/  68

Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках.

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Почему одними

из первых изобретений человека были колесо, орудия труда,

оружие, гончарный круг»; сравнение высказанных предположений

с текстом учебника.

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения

 по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ЧАСОВ )

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\Мои сканированные изображения\2014-09 (сен)\сканирование0023.jpgC:\Documents and Settings\user\Мои документы\Мои сканированные изображения\2014-09 (сен)\сканирование0023.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС.......

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...