Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira.doc | 62.5 КБ |
kartochka_no_3.docx | 280.1 КБ |
kartochki_no_1.docx | 14.41 КБ |
kartochki_no_2.docx | 18.01 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема: Природа и наша безопасность
Цели педагогической деятельности | Формировать представление об опасных ситуациях природного характера; определить правила безопасного поведения во время грозы, с некоторыми опасными грибами и растениями и при общении с животными. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые грибы и растения, змеи. -знать правила безопасного поведения во время грозы, с ядовитыми грибами и растениями, змеями. Метапредметные: -формировать умения выявлять проблему, ставить цели учебной деятельности, планировать работу в соответствии с учебной задачей, осуществлять проверку результатов деятельности, проводить рефлексию. - анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. - формулировать вывод по результатам проведенного исследования. - осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание. -формировать умения работать в группе. Личностные: - осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время грозы, с некоторыми опасными грибами и растениями, при общении с животными; - формировать положительную мотивацию к обучению; -создавать позитивное отношение учеников к уроку и предмету; -формировать уважительное отношение друг к другу при работе в группе. |
Методы и формы обучения | Фронтальная, групповая Методы проблемного обучения, технологии развития критического мышления, дифференциация. |
Оборудование | Карточки с заданиями № 1, № 2,№ 3, презентация «Природа и наша безопасность», компьютер, проектор. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты |
| Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Ксения Васильевна, я приехала к вам из села Путино. Скажите, а кто-нибудь из вас был в этом селе? Может, у вас там проживают друзья или родственники? | Приветствуют учителя | Эмоциональный настрой |
(2 минуты) | Я явлюсь классным руководителем 3 «Б» класса и мои ребята передают вам привет вот таким вот рисунком (слово привет из детских ладошек на плакате). Они желают вам успехов и отличного настроения! А я присоединяюсь к их пожеланиям! | Формирование положительной мотивации. | |
(5 минут) | Начать наш урок хотелось бы с приёма «Верное и неверное утверждение»: Скажите, пожалуйста, верно ли, что безопасно вставать, сидеть на подоконнике, если открыто окно? Верно ли, что можно гулять по крышам? Верно ли, что можно играть со спичками? Верно ли, что можно играть на стройке? Верно ли, что если возник пожар нужно звонить 03? Верно ли, что во время грозы нужно прятаться в сухую яму? Верно ли, что все змеи на планете ядовиты? Верно ли, что ландыш ядовитое растение? | Отмечают на листочках плюсами верное утверждение, минусами неверное утверждение Проверка по эталону, выявление затруднений: Не все ученики верно ответили, что ландыш – это ядовитое растение, что во время грозы нужно прятаться в сухую яму, что все змеи ядовиты | Выявление затруднения у учащихся |
| - О чем были утверждения из предыдущего задания? - Какие утверждения у вас вызвали затруднения? - Что объединяет те утверждения, в которых вы затруднились дать верный ответ? - Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему. -Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок? | Определяю тему, ставят перед собой цель на урок | Выход на тему урока и её формулирование, постановка цели. |
| 1. - Ребята, наш урок будет необычным, вы превратитесь в специалистов разных областей науки. То, как сложится наш урок, зависит от того, насколько хорошо вы будете слышать меня и насколько хорошо вы сможете услышать своего товарища. -Перед вами лежат карточки №1, возьмите их, пожалуйста. На карточках каждому из вас даны названия трёх групп, в которых вы сегодня будете работать на уроке: «Метеорологи», «Зоологи», «Ботаники». -Итак, давайте разделимся на группы. Справа от меня прошу встать тех, у кого на карточках записан специалист, занимающийся изучением природных явлений, слева от меня тех ребят, на чьих карточках записан специалист, занимающийся изучением растений, а передо мной тех, у кого записан специалист, занимающийся изучением представителей царств животных. - Проверьте друг друга, верно ли вы выбрали группу. -Прошу группу метеорологов сесть за 1 стол, группу ботаников за 2 стол и группу зоологов за 3 стол. 2. - Прежде чем мы начнем, давайте вспомним правила работы в группе, а так же выберите специалиста, который будет возглавлять вашу группу. 3. - Итак, специалисты, перед вами лежат карточки №2 (так же группам дополнительно выдаются карточки с изображением природных опасностей, связанных с их наукой). - Что вам нужно сделать в первую очередь? (Внимательно изучить содержимое карточек и проанализировать информацию) - Чем вы займетесь далее? (Выполнять задания) - На всю работу у вас 15 минут. После окончания выполнения исследования мы заслушаем выступление каждой группы. 4. Работа с карточками. 5. -Приглашаю для ознакомления с результатами проведенного исследования группу метеорологов Спасибо! Следующая группа – ботаники. Спасибо! А теперь послушаем выступление зоологов. Спасибо! Ребята, вы замечательные специалисты и у вас получилось составить очень ценные рекомендации! | Работают с карточками № 1 Распределяются на рабочие группы Рассаживаются за круглые столы Называют правила работы в группе Выбирают карточки № 2 с заданием Читают информацию, данную на карточках, анализируют её и делают выводы:
Составляют рекомендации поведения человека:
Группы представляют свои выводы и рекомендации друг другу. Если в группе кто-то из обучающихся испытывает трудности с анализом информации, им даётся дополнительная карточка с более подробным описанием. | Анализ информации. Формирование представления об опасных ситуациях природного характера. Формулирование выводов по результатам исследования. Понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения при определенных природных явлениях, при прогулке по лесу, при общении с домашними животными и при встрече с дикими животными. |
| А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Нужно глубже приседать. Нагулялся я в лесу, Корзинку с ягодой несу. В класс пора мне возвращаться, | ||
(7 минут) | Каждому участнику группы раздаются карточки с заданиями №3: от метеорологов задания для ботаников, от группы ботаников для зоологов, от зоологов группе метеорологов. После выполнения заданий каждая группа показывает результат, происходит взаимопроверка выполнения заданий между группами. | Выполняют задания, происходит взаимопроверка между группами. | Понимание правил безопасного поведения в природе. |
| Скажите ребята, после сегодняшнего нашего урока, что вы обязательно расскажете дома своим родным? Какие рекомендации по безопасному поведению в природе им дадите? | Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, какая информация была наиболее полезна для них и какой информацией они поделятся с родными. | |
(1 минута) | На выбор
| Выбирают понравившийся вариант домашнего задания и записывают. |
Источники:
-учебник «Окружающий мир», 3 класс, А.А. Плешаков;
- атлас – определитель «От земли до неба»;
- http://galina5310.ucoz.ru/index/razgovor_6/0-20
- https://pandia.ru/text/78/140/40457.php
- https://fireman.club/statyi-polzovateley/pravila-bezopasnosti-vo-vremya-grozyi/
Предварительный просмотр:
Карточка для группы ботаников
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошел дождь, началась гроза.
Сережа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашел на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.
Подчеркните неправильные действия, которые сделали ребята.
Карточка для группы зоологов
Распределить растения по группам съедобные, ядовитые растения. Съедобные мы стрелочками сложим в корзину, а ядовитые в мусорную корзину.
Мухомор красный Белый гриб Бледная поганка Подосиновик
Ложноопёнок кирпично – красный Лисички Ложнодождевик
Карточка для группы метеорологов
Посмотри на картинку и напиши правило, которое надо соблюдать.
__________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Метеоролог Метеоролог
Метеоролог
Метеоролог
Метеоролог
Метеоролог
Метеоролог
Метеоролог
Ботаник
Ботаник
Ботаник
Ботаник
Ботаник
Ботаник
Ботаник
Ботаник
Ботаник
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Зоолог
Предварительный просмотр:
Группе метеорологов
- Познакомьтесь с информацией, расскажите, какая опасность подстерегает человека в природе.
- Пожалуйста, составьте рекомендации по поведению человека во время природного явления, описанного в карточке.
Гроза - бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Это красивое и величественное явление природы. Но гроза несет и огромную опасность.
Наибольшую опасность представляют собой молнии. Молния — это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.
С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб — разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена — подожжет, пожар устроит. Если молния ударит в человека, это повлечет за собой серьезные ожоги и травмы и даже смертельный исход.
Во время грозы опасно купаться - если молния попадает в водоём, то человек, купающийся в нем, может погибнуть или получить травмы. Если во время грозы держать в руках что-то металлическое (ведро, таз, зонт) или находиться рядом с металлическими предметами (заборами, решетками) то можно притянуть на себя удар молнии. Очень часто молния ударяет в высокие, крепкие деревья, такие как дуб, ель, безопаснее всего в грозу находиться возле кустарников. Опасно находиться на возвышении, скале, в горах, поэтому немедленно спускайтесь вниз, спрячьтесь в сухой яме или траншее. Но лучше. заметив приближение грозы, скорее покинуть открытое место.
Группе ботаников
- Познакомьтесь с информацией, расскажите, какая опасность нас подстерегает в природе, перечислите, представляющие опасность для человека.
- Пожалуйста, составьте рекомендации по поведению человека во время прогулки по лесу.
На земном шаре около 10000 видов растений могут вызвать тяжелые или смертельные отравления людей. Даже если чуть-чуть пожевать кусочек ядовитого растения и выплюнуть, все равно капелька сока попадет в желудок, и этого будет достаточно, чтобы вызвать недомогание. Такие ядовитые растения как белена, вороний глаз, дурман, ландыш, вороний глаз, волчье лыко могут вызывать удушье, сильное нервное возбуждение, отравление, отрицательно влияют на работу сердца, желудка, почек, печени, приводит к смертельному исходу.
Ядовитыми могут быть и грибы. Со многими видами ядовитых грибов вы уже знакомы, например, мухомор красный, бледная поганка, так же опасны ложноопята кирпично-красный и серно-жёлтый, мухомор пантерный, ложнодождевик . Эти грибы так же вызывают галлюцинации, отравления, а так же смертельный исход.
Опасно для жизни брать в рот плоды или другие части растений, если вы, хотя бы немного, сомневаетесь в том, что они съедобны. Так же опасно собирать грибы и плоды, которые вам не знакомы. Среди них могут оказаться ядовитые. Старые грибы не безопасны для нашего организма, в них накапливается опасный для человека яд. Собирать грибы вдоль автомобильных дорог, промышленных предприятий, свалок тоже очень рискованно, так как них накапливаются вредные вещества, которые могут нанести вред здоровью человека.
Группе зоологов
- Познакомьтесь с информацией, расскажите, какая опасность нас подстерегает при общении с животными.
- Пожалуйста, составьте рекомендации по поведению человека при общении с животными.
Многие очень боятся змей, считая, что все они ядовиты, но на самом деле ядовитых змей не так уж и много, в нашей стране особенно распространена гадюка обыкновенная. Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине. Змеи – пугливые существа. Просто так они не нападают на человека, они могут укусить только в целях самозащиты. Поэтому соблюдая осторожность, можно легко избежать укуса змей.
На прогулке в диких местах, особенно на влажной, болотистой местности, старайтесь не ходить по высокой, густой траве или хотя бы проверьте ее, создайте шум, пошевелите траву палкой. Не преследуйте змей ради любопытства, это может спровоцировать нападение.
Но опасность для человека представляют не только дикие, но и домашние животные. Так кошки могут быть носителями яиц глистов, а собаки могут оцарапать или укусить, если вести себя с ними не осторожно.
Собаки и кошки являются носителями яиц глистов, а так же разнообразных бактерий, после общения с этими животными вымойте руки. Опасно гладить незнакомых кошек и собак. Убегать от собаки, которая случайно встретилась на пути тоже очень опасно, так как она может решить, что ты боишься и помчаться за тобой. Не безопасно входить на территорию, охраняемую собаками. Пристальный взгляд в глаза и улыбку животное может принять за оскал зубов, то есть угрозу. Охраняющая детёнышей или кушающая собака или кошка опасны, в такой момент даже самое дружелюбное животное может укусить. Если вас укусила змея или собака, нужно срочно обратиться за медицинской помощью!
Примерная формулировка правил:
Нельзя …….
Не стоит …..
Не нужно …..
Ни в коем случае ……
Примерная формулировка правил:
Нельзя …….
Не стоит …..
Не нужно …..
Ни в коем случае ……
Примерная формулировка правил:
Нельзя …….
Не стоит …..
Не нужно …..
Ни в коем случае ……
Примерная формулировка правил:
Нельзя …….
Не стоит …..
Не нужно …..
Ни в коем случае ……
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- - - - + - +
Природа Опасность
Природа и наша безопасность
«Метеорологи» «Ботаники» «Зоологи»
Метеорологи
Гроза Гроза́ — бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
Молнии
Ботаники
Опасные растения леса Ландыш Дурман
Вороний глаз Белена Волчье лыко
Несъедобные грибы Мухомор красный Ложнодождевик Бледная поганка
Мухомор пантерный Ложноопёнок серно-желтый Ложноопенок коричнево-красный
Зоологи
Змеи Гадюка обыкновенная
Кошки и собаки
А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. В класс пора нам возвращаться, Чтобы снова заниматься.
Домашнее задание На выбор: Нарисовать в тетради условные обозначения для правил, которые были изучены на уроке. Подготовить сообщение о других опасных объектах природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".
Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....
Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Гроза. Безопасное поведение во время грозы" (УМК "Школа России" 3 класс)
Урок с использованием приёмов технологии критического мышления....
технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме Природа и наша безопасность
урок окружающего мира 3 класс Природа и наша безопасность...
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")
Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....
Технологическая карта урока окружающего мира "Обобщающий урок по разделу «Наша Безопасность»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: закрепление знаний по разделу «Наша Безопасность».Задачи урока:Дидактические:Закрепить знания о безопасности;Закрепить знания о правилах поведения на природе, в городе, дома;Вы...
Технологическая карта урока окружающего мира «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности.»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель ур...