Домашние животные и человек
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Шушкина Марина Викторовна

Урок разработан для обучающихся 1 класса по программе УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx388.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Человек и домашние животные»

Цель урока: создать условия для развития умения классифицировать животных (домашних, диких)

Задачи урока:

  1. дать обобщённое представление о домашних животных, месте их обитания, питании
  2. учить классифицировать животных как домашних и диких
  3. развивать речь
  4. воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

Оборудование: компьютерная презентация урока в виде слайдов, загадки, таблицы с занимательным материалом на закрепление и проверку полученных знаний, карточки - картинки с заданиями для групп.

  1. Самоопределение к деятельности

– Руки?          

– На месте!

– Ноги?

– На месте!

– Локти?

– У края!

– Спинка?

– Прямая!

  1. Актуализация знаний обучающихся

– Какой сейчас урок? (Урок окружающего мира.) 

- Что изучаем на окружающем мире? (ответы детей)

- Посмотрите небольшое видео и определите, о ком сегодня будем говорить.

(смотрим ролик «В мире животных»)

- О ком мы сегодня будем говорить?  (правильно о животных)

- В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Они разные по величине, окраске, разный тип питания.

- Они передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают ....

- Издают различные звуки: лают, мычат, каркают.

- У вас лежат картинки.

        

C:\Users\Марина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).bmp

- Я загадываю загадку, а вы проведите линию от животного, если оно живёт в лесу - зелёным карандашом, а если в доме -  коричневым карандашом.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

  По полю скачет,

  Ушки прячет.

  Встанет столбом –

  Ушки торчком.

Ходит печка,

Вся в колечках

Спереди — пятачок, сзади — крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.

В птичник повадится - жди беды.

 Рыжим хвостом заметает следы.

Подкованы ноги, Бежит по дороге: Грива дугою,

А хвост метлою.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

3. Целеполагание

- Проверим. Кто живет у нас в лесу? Кто живет в доме?

- Чем отличаются дикие животные от домашних?

- Можно ли всех животных, которые живут в доме назвать домашними?

- А к какой группе животных мы отнесём мышь, которая живёт в доме под полом, муху, которая летает по дому, паука, что плетёт паутину в углу под потолком комнаты, белку, которую принесли из леса, посадили в клетку и держат в доме или ежа?

- Тогда какова будет цель сегодняшнего урока?

(выяснить, по каким признакам животных относят к домашним)

                                   

4. Открытие новых знаний

4.1 Просмотр видео

 - Ребята, вы задумывались, как появились домашние животные? Мы сейчас посмотрим об этом фильм.

- О чём этот фильм?

- Теперь вы знаете, как появились домашние животные.

Физминутка

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шею трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

4.2  Работа в группе .

- Следующую задачу надо решить. Узнаем,  где живут, чем питаются домашние животные.

-1 и 2 ряд соотнесите картинки животных с  их жилищами, а 3 ряд -  животных с их кормом:

Ряд 1:

лошадь              конура

пчела                 конюшня

собака                курятник

куры                    улей

- Кто строит домашним животным жилища?

Ряд 2:

Аист               лес

Волк               пустыня

Белка              дупло

Акула             гнездо

- Кто строит диким животным жилища?

Ряд 3:

лошадь              морковь

кошка                сено

кролик               пшено

куры                   молоко

- Кто даёт корм домашним животным?

Вывод

- Какая задача нами выполнена? 

- Узнали где живут, чем питаются домашние животные.

4.3 Игра «Родитель — детёныш».

– Немножко отдохнем, поиграем в игру «Родитель — детёныш».
– Я бросаю мяч, называю животное. Тот, кто поймал мяч, называет детёныша этого животного.

У коровы – ... (теленок).
У свиньи –...
(поросенок).
У кошки – ...
(котенок).
У лошади – ...
(жеребенок).
У козы – ...
(козленок).
У овцы – ...
 (ягненок).
У собаки – ...
(щенок).
У курицы — ...
(цыпленок).

– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)

Играем дальше:

У лося – … (лосенок).
У белки – …
(бельчонок).
У медведя – …
(медвежонок).
У волка – …
(волчонок).

– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)

4.3 Работа в паре

- Следующую задачу надо решить. Узнаем,  люди каких профессий ухаживают за животными.

- Откройте учебник на странице 33 и обсудите в парах, кто ухаживает за животными? (Дети в паре обсуждают и приходят к мнению, что за  животными  ухаживают  доярки, овцеводы, пастухи, конюх, птичница)

- Какие ещё знаете профессии людей, связанные с уходом за домашними животными,  которые не изобразил художник?

Презентация

     

Игра «Догадайся»
     
Ветеринар, зоотехник,   скотник, дровосек, доярка.
- Какая профессия названа по ошибке?
- Какую профессию не назвали?

Вывод 

- Какая задача нами выполнена?

– Узнали, люди каких профессий ухаживают за животными.

4.4   Беседа «Польза домашних животных»

- Мы с вами уже говорили, что человек одомашнил животных, чтобы они приносили ему пользу. Но вот какую они приносят пользу?

Дети рассуждают: продукты питания, пух и перья, материалы, продукты пчеловодства, лекарства, транспорт, общение.

- Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносят непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.).

Презентация   Игра   Найдите лишнее.

Вывод

- Какую ещё учебную задачу выполнили?

– Узнали, зачем люди разводят домашних животных.

4.5 Отношение к животным

- Следующую учебную  задачу надо решить. Вывести правило отношения человека к животным.

- Слышал ли кто-нибудь о животных – компаньонах?

Животные-компаньоны занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется “домашними любимцами (питомцами)”. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.

Сторонники движения за права животных считают, что человек не должен убивать животных, чтобы пользоваться мясом и шкурами. Некоторые вегетарианцы  помимо мяса также не употребляют в пищу молоко и яйца.

- Могут ли домашние животные стать дикими?

- Бывает так, что люди бросают животных. Правильно ли они поступают?

Вывод

- Какую ещё учебную задачу выполнили?

- Вывели правило отношения человека к животным.

5.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

5.1 - Вспомните цель нашего урока.  Выяснить, по каким признакам животных относят к домашним.

- Давайте вернёмся к нашей проблеме: можем ли мы отнести к домашним животным мышь, ежа, паука, муху? Почему?

5.2 Самостоятельная работа.

Определите, всё ли правильно на картинках.

1 вариант работает с картинкой в учебнике на стр. 34.

2 вариант работает с картинкой в тетради на стр. 18.

Проверка

1вариант  - Какие ошибки допустил художник?

2вариант – Кто из животных не может быть другом Маши?

6.Рефлексия

- Пригодятся ли нам знания, которые вы сегодня получили  в жизни и почему?

Оцените себя, продолжив следующие фразы: (на экране)

  • Я молодец….
  • Я думал…
  • Я старался….
  • Я делал открытия….
  • Знания моих товарищей помогли мне узнать….
  • Я хотел бы дополнительно узнать…

Закончить наш урок мне хочется словами французского  писателя. Антуан  де  Сент-Экзюпери  сказал: « Мы в  ответе  за  тех, кого  приручили».

- Как вы понимаете эту фразу?

Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги.  Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"

Спасибо за урок!

       C:\Users\Марина\Pictures\img4.jpg 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние животные. Что дают человеку?"

План – конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Практическое занятие....

Человек и домашние животные. Урок по окружающему миру в 1 классе.

Задачи урока: формировать понятия «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным.    План...

Открытое занятие "Домашние животные - друзья человека"

Это занятие предназначено для 1-го класса. Цель этого занятия: закрепить знания детей о домашних животных....

Урок окружающего мира 1 класс по теме "Человек и домашние животные"

Урок окружающего мира по теме: "Человек и домашние животные" 1 класс...

Урок по учебному предмету "Окружающий мир" во втором классе "Дикие и домашние животные, их значение в жизни человека"

Цель урока: Создать условие для формирования предствавления представлений об особенностях и отличительных признаках домашнихи диких  животных.Задачи:образовательные: создать условия для расширени...

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». Тема: «Домашние животные. Польза. Уход за животными»

Цель урока: уточнить и расширить представления детей о разнообразии домашних животных, об их назначении и пользе для человека....