Формирование гражданской позиции на уроках окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру

Королева Анна Николаевна

Статья о том, какими заданиями мы формируем гражданственность и любовь к Родине на уроках окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданской позиции на уроках окружающего мира

Уроки окружающего мира в начальной школе относятся к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников.

Современные уроки несут огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Окружающий мир – это начальный курс уроков географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников необходимо рассказывать об Афанасии Никитине, Н.М. Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 4 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять.

Изучая тему «План и карта», целесообразно предложить задания, имеющие познавательную направленность:

10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты - 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров Петра I).

В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление.

При изучении темы «Земная кора» необходимо рассказать о большом вкладе в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9-этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий. Вот это масштабы. Сколько открытий!

Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну.

На уроке по теме «Горы» важно использовать все основные методы обучения, для создания образа гор. Это словесный (описательный рассказ), практический и наглядный метод. Для подтверждения слов из песни В. Высоцкого «Лучше гор могут только горы» могут быть пейзажные фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха. Нужно заслушать впечатление детей, побывавших в горах.

В теме «Равнины» учитель знакомит школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Н.А. Некрасов

Можно послушать кусочек раздольной, протяжной русской песни и соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России.

При изучении темы Мировой океан можно дать опережающее задание детям найти материал о способах изучения океанов и морей, о вкладе русских учёных-полярников в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана.

Глубокий воспитательный смысл можно заложить в домашнее задание по этой теме в игровой форме. Предложить описать и нанести на контурную карту путь российских судов по двум маршрутам: Санкт-Петербург - Петропавловск - Камчатский и Новороссийск - Владивосток. Работу выполняет группа школьников из трёх человек: капитан, прокладывающий курс корабля, первый помощник капитана, осуществляющий связь с Родиной и представляющий нашу страну во время стоянок в различных иностранных портах, и штурман, ведущий бортовой журнал и наносящий маршрут на контурную карту. Груз, время рейса, стоянки судна выбираются самостоятельно. Условие - маршрут должен проходить через два океана.

Урок о реках очень насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере Волги, реки, на которой мы живём .

Можно начать введение новых понятий после прослушивания следующего стихотворения.

О Волге

Неприметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеёк,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает ещё ручеёк,

Что его впереди ожидает.

Сколько вёрст ему надо пройти.

Сквозь какие преграды пробиться,

Сколько рек с ним сольётся в пути,

Сколько чаек над ним закружится.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдётся кругами.

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами.

Николай Якушев

Работая с картой, нужно обратить внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнин и стремительных шумных горных рек.

Создать яркий образ разнообразных рек и озёр нашей страны мне помогает книга «Популярная энциклопедия рек и озёр».

С огромным воодушевлением слушают ребята рассказ об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н. Миклухо-Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Они узнают, ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся путешественник.

Таким образом, можно сказать, что начальный курс окружающего мира обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.

Изучение темы «Моя родина – Россия!» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данной темы. Одной из главных задач - создание образа своего родного края.

Очень велика цена первого урока в этом курсе. Он должен пройти на очень высоком эмоциональном подъёме с привлечением самых различных средств воздействия на настроение, на состояние души подростков. Много разных сценариев перепробовала при проведении урока - введения «Россия - Родина моя». Ребята пишут мини-сочинение на тему «Что для меня Родина?». Очень радуют меня ответы многих ребят. Некоторые пишут непрофессиональные, но чистые, искренние стихотворения.

Всем известно, что к урокам окружающего мира престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделять отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, обращаться к музыкальным произведениям .

Метод изучения окружающего мира через музыку и музыкальные образы - один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Можно начать со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Использовать классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского - Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов .

Большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Для создания зрительного образа территории необходимо создавать презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

При изучении природных зон России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой природный район страны.

Урок «Байкал – жемчужина Сибири» в виде пресс-конференции позволяет задействовать весь класс. Среди воспитательных целей урока нужно ставить: формирование чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые Байкалу; совершенствование навыков работы в группах.

Проверку знаний в игровой форме, с использованием занимательного материала, выполнением кроссвордов и ребусов необходимо проводить во всех параллелях и несколько раз в году.

Священное чувство любви к Родине складывается у каждого человека многими путями, но очень важной составляющей этого чувства является красота земли, и, прежде всего тех мест, где ты родился, сказал первые слова, учился, мужал. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и необходимо познавать, изучая родной край.

Таким образом, уроки окружающего мира способствует воспитанию патриотов своей страны, помощников и защитников природы.

Список литературы:

  1. Рослякова С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе// Вестник Оренбургского государственного университета, 2006 №10. С.99-103
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.  М.: Народное образование, 1998.  256 с.
  3. Селищев Е.Н. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 240 с.
  4. Семенова К.В. Игровые  технологии на уроках географии // География и экология в школе XXI века, № 5, 2005.  С. 42 – 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных компетентностей на уроках окружающего мира

Упражнения в формировании познавательных компетентностей на уроках окружающего миоа в 1 классе...

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...

Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа 21века» в свете идей ФГОС

Статья по теме: "Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа 21века»  в свете идей ФГОС"...

Формирование системы ценностей и гражданской идентичности на уроках окружающего мира.

В статье рассказывается о том, как осуществляется формирование гражданской идентичности на уроках окружающего мира....

Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы)

В статье освещаются основные аспекты деятельности педагога в русле патриотического воспитания, в обобщенном виде представлен опыт работы школы 291 в этом направлении....

Доклад на тему «Формирование гражданской позиции на уроках С ОВЗ»

     Опыт работы показывает, что нашим « особенным» детям доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, которы...