Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" для 1 класса по ОС "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" для 1 класса по ОС "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_1_kl.docx | 464.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2010).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
Учебный план МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» отводит 66 часов для обязательного изучения учебного предмета Окружающий мир» в 1 классе, из расчета 2 учебных час в неделю.
Формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Общая характеристика предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Планируемые результаты
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.):
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде:
- понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
Ученик получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести на-блюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного от ношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Личностные результаты
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;
- потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (66 ч)
Введение 1 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто? 20 ч.
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч.
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 11 ч.
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 22 ч.
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
Календарно-тематической планирование
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||
Введение | ||||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 | Узнают основные правила поведения в окружающей среде. Научатся использовать общие приёмы решения задач: правила ориентирования в УМК. Научатся ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю. | 02.09-06.09 | 03.09 | |
2 | Что такое Родина? Инструктаж "Безопасность в кабинете, во дворе, на улице, в общественных местах. Пожарная безопасность. Безопасное поведение на дорогах ". | 1 | Научатся использовать речь для регуляции своего действия. использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 02.09-06.09 | 05.09 | |
3 | Что мы знаем о народах России? Беседа «ПДД». | 1 | Научатся использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 09.09-13.09 | 10.09 | |
4 | Что мы знаем о Москве? Беседа "Поведение в школе и дома". | 1 | Будут использовать речь для регуляции своего действия. использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 09.09-13.09 | 12.09 | |
5 | Проект «Моя малая родина». Беседа «Как вести себя в столовой!» | 1 | Научатся использовать речь для регуляции своего действия. использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 16.09-20.09 | 17.09 | |
6 | Что у нас над головой? Беседа "Внимание! Нерегулируемый пешеходный переход!" | 1 | Ссоотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. использовать общие приёмы решения задач: алгоритм нахождения созвездия на ночном небе. работать в группах, ставить вопросы участникам группы. | 16.09-20.09 | 19.09 | |
7 | Что у нас под ногами? Практическая работа. Определение образцов камней. Беседа "Как перейти дорогу с велосипедом на нерегулируемом пешеходном переходе!" | 1 | Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: алгоритм определения вида камня.узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. | 23.09-27.09 | 24.09 | |
8 | Что общего у разных растений? Инструктаж "Поведение на переменах: в коридорах, на лестничных проёмах, в туалетах". | 1 | Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану.ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 23.09-27.09 | 26.09 | |
9 | Что растет на подоконнике? Беседа "Правила поведения. Встречаем гостей в школе". | 1 | Формулировать и удерживать учебную задачу.узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: комнатные растения (название и краткое описание внешнего вида). ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. | 30.09-4.10 | 01.10 | |
10 | Что растет на клумбе? Беседа "Вежливое обращение к детям и взрослым". | 1 | Формулировать и удерживать учебную задачу. подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 30.09-4.10 | 03.10 | |
11 | Что это за листья? Беседа "Если ты один дома..." | 1 | Формулировать и удерживать учебную задачу. использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям. использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. | 7.10-11.10 | 08.10 | |
12 | Что такое хвоинки? Беседа "Светофор - наш друг!" | 1 | Применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели. задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. | 7.10-11.10 | 10.10 | |
13 | Кто такие насекомые? Беседа "Внимание! Будь бдителен! Забытые вещи (пакеты и др. в местах скопления людей)". | 1 | Преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 14.10-18.10 | 15.10 | |
14 | Кто такие рыбы? Инструктаж "Как вести себя в опасных ситуациях". | 1 | Преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: изучение видов рыб. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану. определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать собеседника. | 14.10-18.10 | 18.10 | |
15 | Кто такие птицы? | 1 | Применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: отличие птиц от других видов животных. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание птицы по готовому плану. | 21.10-25.10 | 22.10 | |
16 | Кто такие звери? | 1 | Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: самостоятельное составление плана описания животного. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой.. | 21.10-25.10 | ||
17 | Что нас окружает дома? | 1 | Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. | 5.11-08.11 | ||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | Формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. | 5.11-08.11 | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации.использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи | 11.11-15.11 | ||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | Составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник). | 11.11-15.11 | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | Ииспользовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | 18.11-22.11 | ||
Как, откуда и куда? | ||||||
22 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | 1 | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентироваться в разнообразии способов решения задач:. ставить вопросы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулировать свои затруднения. | 25.11-29.11 | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | 25.11-29.11 | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий. строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества. | 02.12-6.12 | ||
25 | Как путешествует письмо. | 1 | Составлять план и последовательность действий: этапы «путешествия» письма, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | 02.12-6.12 | ||
26 | Куда текут реки? | 1 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | 9.12-13.12 | ||
27 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.. | 9.12-13.12 | ||
28 | Как живут растения? | 1 | Различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. | 16.12-20.12 | ||
29 | Как живут животные? | 1 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»). ставить вопросы. | 16.12-20.12 | ||
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия. подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; | 23.12-27.12 | ||
31 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе. | 23.12-27.12 | ||
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. | 13.01-17.01 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | 13.01-17.01 | ||
Где и когда? | 11 | |||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы.ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. | 20.01-24.01 | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения. | 20.01-24.01 | ||
36 | Когда придет суббота? | 1 | Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу. оценивать информацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». | 27.01-31.01 | ||
37 | Когда наступит лето? | 1 | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать аналогии: старорусские названия месяцев. строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. | 27.01-31.01 | ||
38 | Где живут белые медведи? | 1 | Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. в соответствии с темой урока. слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | 3.02-7.02 | ||
39 | Где живут слоны? | 1 | Использовать установленные правила в контроле способа решения. выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | 3.02-7.02 | ||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | 10.02-14.02 | ||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | Строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её., осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество. | 10.02-14.02 | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов). Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). | 25.02-28.02 | ||
43 | Когда ты станешь взрослым? | 1 | Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального. | 25.02-28.02 | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | 2.03-6.03 | ||
Почему и зачем? | 22 | |||||
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | 1 | Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином).моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 2.03-6.03 | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля - Луна); осуществлять сбор информации из всех доступных источников. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | 10.03-13.03 | ||
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи. строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль. | 10.03-13.03 | ||
48 | Почему звенит звонок? | 1 | Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука). осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. | 16.03-20.03 | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад | 16.03-20.03 | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | 02.04 | ||
51 | Проект «Наши домашние питомцы» | 1 | Преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | 6.04-10.04 | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Использовать речь для регуляции своего действия. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | 6.04-10.04 | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу). устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию. | 13.04-17.04 | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. | 13.04-17.04 | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека) | 20.04-24.04 | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, (правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. | 20.04-24.04 | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | 27.04-30.04 | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). | 27.04-30.04 | ||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат. | 4.05-08.05 | ||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля). | 4.05-08.05 | ||
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт). ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | 11.05-15.05 | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. | 11.05-15.05 | ||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. | 18.05-22.05 | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи. определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 18.05-22.05 | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы); ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости). | 25.05-29.05 | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач | 25.05-29.05 |
Итоговая контрольная работа по предмету
Окружающий мир за 1 класс
ФГОС по УМК Школа России
Итоговая работа по окружающему миру за 1 класс (51балл )
1. Рассмотри рисунки. Зелёным карандашом подчеркни предметы живой природы, синим – предметы неживой природы. (6 баллов )
2. Соотнеси стрелками, что из чего сделано. (4 балла )
3. Назови одним словом. (6 баллов )
Картофель, огурцы, репа, морковь _________________________________
Собака, кошка, корова, лошадь _________________________________
Троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси ____________________
4. Укажи, из какой части растения бабушка достанет семена для посадки на следующий год? (1 балл )
- из стебля
- из цветка
- из плода
5. Соедини рисунок с его названием. (5 баллов )
дуб
каштан
берёза
клён
рябина
6. Нарисуй плод дуба. (2 балла )
7. Дети изображали насекомых. Отметь, сколько ног они должны нарисовать каждому насекомому? (1 балл )
- четыре ноги;
- шесть ног;
- восемь ног;
8. Выбери правильный ответ. На вопрос, чем рыбы отличаются от других животных, дети отвечали так: (1 балл )
- Рыбы умеют плавать.
- У рыб есть чешуя.
- Рыбы могут дышать под водой.
9. Рыбаки должны поймать камбалу, треску и сельдь. На какой водоём они пойдут? (1 балл )
- на реку;
- на море;
- на пруд;
10. Обведи ответ. (2 балла )
Кто не является птицей?
11. Чем звери отличаются от других животных? (1 балл)
- они больше;
- они умеют хорошо бегать;
- их тело покрыто шерстью;
12. Чтобы изобразить модель Земли, нужно выбрать заготовку в форме:(1б.)
- круга;
- шара;
- овала;
13. Найди ошибочное утверждение: (1балл)
- река впадает в другую реку;
- река может впадать в море;
- река может впадать в ручей;
14. Укажи, какого цвета снег: (1 балл)
- бесцветный;
- белый;
- голубой;
15. Какое слово подходит для описания снега? (1 балл)
- твёрдый;
- хрупкий;
- рыхлый;
16. Определи правильную цепочку: (1 балл)
- Настоящее – Прошлое – Будущее;
- Прошлое - Настоящее – Будущее;
- Будущее – Настоящее – Прошлое;
17. Каким небесным телом является Солнце? (1 балл)
- планета;
- звезда;
- созвездие;
18. Вокруг чего движется Луна? (1 балл)
- вокруг Солнца;
- вокруг Земли;
- вокруг Марса;
19. Выбери, как называются учёные, которые занимаются вопросами охраны окружающего мира? (1 балл)
- биологи;
- экологи;
- зоологи;
20. Раскрась шаблон в порядке расположения цветов радуги. (7 баллов )
21. Запиши по порядку названия весенних месяцев. (6 баллов )
1.__________________
2.__________________
3. __________________
Критерии оценивания заданий в итоговой контрольной работе по окружающему миру за 1 класс.
1.Всего - 6 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ
2.Всего – 4 балла: по 1б за каждый верный ответ
3.Всего- 6 баллов: по 2 балла за каждый верный ответ
4.Всего-1 балл: 1 балл
5.Всего- 5 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ
6.Всего -2 балла: 2 балла за верный ответ.
7.Всего- 1 балл: 1 балл за верный ответ.
8.Всего- 1 балл : 1 балл
9. Всего- 1 балл : 1балл
10. Всего- 2 балла: 2 балла
11. Всего -1 балл: 1 балл
12. Всего- 1 балл: 1 балл
13. Всего -1 балл: 1 балл
14. Всего- 1 балл: 1 балл
15. Всего- 1 балл: 1 балл
16. Всего- 1 балл: 1 балл
17. Всего- 1 балл: 1 балл
18. Всего- 1 балл: 1 балл
19. Всего- 1 балл: 1 балл
20.Всего- 7 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ
21. Всего- 6 баллов : по 2 балла за каждый верный ответ
Итого: 51 балл
100%-95% - справился на отлично
94%-75% - справился хорошо
74%-51% - справился удовлетворительно
50% и ниже – не справился
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"
Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...
Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России
Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...
рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по предмету "Математика" 3 клас...
Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")
Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы ...