Проект. Бабочки -это красиво и интересно.
проект по окружающему миру (2 класс)

Матвеева Роза Борисовна

Ученица 2 класса Жидилёва Дарья приготовила проект по теме: " Бабочки это красиво и интересно"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1

Завьяловского района» Алтайского края

 

Бабочки - это красиво и

интересно.

Проект.

       

      Выполнила:   Жидилёва Дарья

 ученица 2 «В» класса

          Научный руководитель:

Матвеева Р.Б. учитель первой категории

 

с.Завьялово 2018

Содержание работы:

Введение

Основная часть.

          Глава  I  Работа с литературой. Изучение материала о жизни бабочек.

1.1. Строение  бабочки

1.2. Жизненный цикл бабочки

1.3. Вред и польза от бабочек

.

 Глава II  Практическая часть

2.1 Наблюдение за поведением бабочек.

2.2  Творческая работа. Аппликация  «Бабочки».

   

 Заключение.

   

 Список  литературы

   

 Приложение

Актуальность.

Ведение

Однажды летом я пришла в гости к бабушке. У неё было посажено очень, много цветов, а над ними порхали бабочки. Это было так красиво! Я и раньше видела этих прекрасных насекомых, но не в таком большом количестве. Поэтому, наверное, и не обращала на них внимания. Ну, летают себе и летают. Я стала их рассматривать и мне захотелось узнать больше о бабочках. Изучению этих красивейших насекомых посвящен мой проект.

Цель проекта: Изучение основных особенностей строения, жизнедеятельности и развития бабочек.

Задачи: 

 1. Узнать из различных источников о развитии бабочек и жизнедеятельности.

2. Понаблюдать за жизнью бабочек, узнать в чем их польза и вред.

3. Рассказать о своем исследовании одноклассникам.

Объект исследования: бабочки. ( Чешуекрылые, или бабочки — отряд насекомых, отличающихся чешуйчатым цветным покровом крыльев)

Предмет исследования:  Я. предполагаю, что бабочки, как и все другие живые существа, нуждаются в охране и защите. Если научиться ценить и беречь этих насекомых, то это будет способствовать сохранению окружающей среды.

Глава 1. Работа с литературой.   Изучение материала о жизни бабочек

Лето. Это время года нам очень нравится, наверное, потому, что именно летом можно восхититься красотой бабочек и получить много удовольствия, любуясь этими прекрасными созданиями. Я с большим удовольствием принялись за исследования. Нашла много интересного материала про бабочек в энциклопедии, в Интернете. Из литературы я узнала, что бабочки появились на Земле 250 млн. лет назад – раньше, чем динозавры, и  живут  по сей день. Что же это за удивительные существа? Чем они питаются? На эти и многие другие вопросы я решила найти ответы. Бабочки бывают разных цветов и оттенков: красные, желтые, зеленые, синие и самые необыкновенные. Сидя на земле или цветке, бабочки раскрывают крылья, показывая их верхнюю, обычно более яркую сторону. Такая окраска им нужна, чтобы издалека видеть друг друга, а также, чтобы отпугивать врагов. На нижней стороне крыльев окраска маскировочная, она помогает от этих врагов прятаться. За свою короткую жизнь самка бабочки может отложить более 1000 яиц. Бабочки рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением монарха, который может жить до шести месяцев.

 Есть клиники, в которых пациенты лечатся от стрессов в оранжереях с цветами и бабочками.

Если в Европе только наслаждаются красотой бабочек, то в Китае, Южной Америке и Индии их умеют готовить и с удовольствием едят.

Бабочка «Монарх» может пролететь 1000 километров без остановки.

Крапивницы прекрасно предсказывают погоду. Если бабочки стали среди бела дня залетать в дом или другие укрытия, значит, через некоторое время будет ненастье.

Бабочки различают красный, зеленый и желтый цвета. Бабочки не спят. Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.

 Чешуекрылые, или бабочки — отряд насекомых, отличающихся чешуйчатым цветным покровом крыльев, сосущими ротовыми органами в виде хоботка и полным превращением (с наличием червеобразной личинки, называемой гусеницей, и куколки).

Я  изучила несколько видов бабочек и остановилась на некоторых из них. Беззаботным бабочкам постоянно что-то угрожает. Это могут быть различные паразиты, хищники, болезни и просто природные явления. Поэтому, им приходится искать разные методы защиты.

Одним из способов защиты от врагов и является окрас крыльев. Например, бабочка - дуболист,  является отличным имитатором листьев. Таким образом, бабочки прячутся от хищников, сливаясь с окружающей средой.

А все виды бражников могут похвастаться замечательной защитной окраской. Бражник  очень похож на увядший лист, по цвету бабочка почти не отличается от окраски древесной коры. Испугавшись, он приподнимает первую пару крыльев и показывает глаза на второй паре, они отвлекают врагов и дают бабочке возможность скрыться.

У многих бабочек яркая, броская окраска крыльев, которая предупреждает хищников о том, что бабочка весьма неприятна на вкус. Некоторые безобидные бабочки копируют окраску невкусных, чтобы хищники оставили их в покое.

1.1. Строение бабочки

Я рассмотрела внешнее строение бабочек, и выяснилось: тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко.[I]У них, как и у жуков, шесть ног, при помощи которых они хорошо держатся на цветках и передвигаются по ним. Есть усики, которые являются органами чувств. У неё лучше всего развиты  зрение и обоняние. По бокам головы расположена пара больших сложных глаз, состоящих иногда из громадного количества простых глазков. При их помощи бабочка в состоянии хорошо ориентироваться даже при самом стремительном полёте. Орган слуха помещается с боков у основания брюшка. Бабочки редко издают звук. Взять в руки бабочку, не причинив ей вреда, практически невозможно: пыльца, покрывающая крылья, остается на пальцах. При больших повреждениях нарушается рисунок, и та красота, которой можно было любоваться минутой раньше, исчезает. Пыльца - это мельчайшие чешуйки. Их хорошо можно видеть под микроскопом. Многие чешуекрылые также питаются соком деревьев, гниющими и перезревшими фруктами. . Вторым главным признаком бабочек является устройство их ротового аппарата. У большинства бабочек сосущий ротовой аппарат - мягкий и гибкий хоботок. Его длина зависит от глубины чашечки цветов, на которых бабочки питаются, то есть пьют жидкий сок – нектар. Перелетая с одного цветка на другое, бабочки переносят цветочную пыльцу. На опылённых растениях развиваются плоды. Иногда хоботки совсем короткие, иногда длинные, до 35 см, как, например, у мадагаскарского бражника. Хоботок сворачивается и распрямляется. Есть бабочки, у которых ротовой аппарат отсутствует, такие бабочки во взрослом состоянии ничего не едят и живут запасами, накопленными гусеницами. 

1.2. Жизненный цикл бабочки

Дальше мне хотелось узнать, как живут бабочки.

Бабочки относятся к насекомым с полным превращением. Как гусеница превращается в бабочку? Жизнь бабочек не таит в себе никаких особых неожиданностей. От рождения до взросления бабочки проходят четыре стадии и на каждой сильно меняют свой облик.

1)Бабочка откладывает яйца на растение. Гусеница прогрызает скорлупу яйца и выбирается наружу.

Яйца бабочек покрыты плотной твёрдой оболочкой и могут быть разнообразной формы. В зависимости от рода и вида яйца могут быть круглыми, цилиндрическими, шаровидными, яйцеобразными, угловатыми. Самки могут покрывать яйца волосками из густого пучка на конце брюшка. Отложенные яйца могут покрываться выделениями из придаточных половых желёз, которые, застывая, образуют защитный щиток (яблонная моль). Средняя продолжительность стадии яйца 8—15 дней.

2) Молодая гусеница много ест и очень быстро растёт.

Гусеница является личинкой бабочки. Она обычно червеобразная, с грызущим ротовым аппаратом. Физиологической особенностью гусениц является наличие пары изменённых слюнных желез, открывающихся общим каналом на нижней губе и вырабатывающих особый секрет, который быстро затвердевает на воздухе, образуя шёлковую нить. Большинство гусениц являются фитофагами — питаются листьями, цветками и плодами растений. Тело гусеницы состоит из 3 грудных и 10 брюшных сегментов. Кожа гладкая, с редкими бородавками, щетинками или волосками, шипами. Грудные сегменты несут 3 пары членистых ног, брюшные обычно имеют 5 пар более толстых ног, с крючками на подошвах.

3) Достигнув определённых размеров, гусеница превращается в куколку: она ткёт себе твёрдый кокон, внутри которого идёт бурная перестройка всего её организма.

Куколка бабочек малоподвижная, почти всегда относятся к покрытым куколкам. Форма вытянутой  цилиндрической, яйцевидной до почти округлой. Окраска  преимущественно  покровительственная, однотонная от светлой до тёмной или с различным рисунком из точек, пятен и полос. Сразу после окукливания цвет часто бледный, иногда почти белый или зеленоватый, потом он меняется на свойственный данному виду, и куколка превращается, например, из зелёной  в коричневую.4

Иногда располагается открыто на растении, но чаще находится внутри оплетённых свёрнутых и склеенных листьев, либо в поверхностном слое почвы, на стеблях и стволах растений. Куколки не питаются и часто являются покоящейся фазой развития.

4) Куколка лопается, и на свет появляется взрослая бабочка. Крылья у неё ещё мягкие и сморщенные. Но они быстро высыхают на солнце.

1.3. Вред и польза от бабочек

Среди бабочек есть виды, гусеницы которых в период массового размножения могут опустошить сады и огороды или лишить листвы многие гектары леса. Однако, бабочек, приносящих существенный вред человеку, немного.

Гусеница, поедающая растение, не всегда наносит ему вред. Иногда повреждения даже стимулируют развитие растения. Однако бабочки, кроме очевидного вреда, приносят несомненную пользу. Польза от бабочек многократно превосходит тот вред, который причиняют гусеницы, поедая растения.

Велика роль бабочек как опылителей растений. Ведь их основная пища – нектар, и когда они собирают его, то переносят пыльцу с цветка на цветок. У многих орхидей нектарники спрятаны очень глубоко, добыть его могут лишь бабочки с длинным хоботом. Поэтому, не будь бабочек, цветки орхидей, а также многих других растений остались бы неопыленными, а значит, их бы ждало вымирание.

Гусеницы бабочек, чьим кормовым растением служит какой-нибудь вид сорняка, подчас оказываются самым эффективным средством борьбы с ним.

Глава II  Практическая работа

2.1. Наблюдение за поведением бабочек.

Сколько живут?

Бабочки могут жить от 1 до 4 месяцев. Долгожителем и путешественницей признана Королевская бабочка. Она живёт 8 месяцев и за это время успевает слетать из Канады в Мексику и обратно

Что едят?

Большинство видов питается нектаром различных цветов, но есть и такие, чей рацион состоит из гниющей материи, например , соков пропавших фруктов или умерших животных.

Где спят?

Ночью или в ненастную погоду прячутся на нижней стороне листа,

глубоко в траве, в коре деревьев.

2.2. Творческая работа. Аппликация  «Бабочка»

Этапы работы по изготовлению бабочки

Поделка «Бабочка»

Этапы работы:

1. Цветной бумагой обклеиваем втулку.

2. Украшаем готовое туловище декоративным скотчем и лентой

3. С помощью жидких гвоздей к основанию туловища крепятся крылья бабочки.

4. Добавляем недостающие элементы: глазки.

5. Готовые поделки могут украсить наш интерьер классной комнаты

Для работы мы использовали следующие материалы:

  • втулка туалетной бумаги;
  • жидкие гвозди(горячий клей);
  • декоративные ленты и скотч;
  • глазки;
  • цветная бумага;
  • ножницы;
  • крылышки;
  • элементы декора.

 Заключение

В ходе  исследования я нашла ответы на многие интересующие  меня вопросы. Прочла много научной литературы по данной теме, изучила основные особенности строения и развития бабочек, познакомилась  с видами их защиты.

Бабочки украшают наши поля, леса, луга, они – прекрасные опылители цветковых растений. Мы должны сохранить бабочек для будущих поколений, не на день, не на год, на всю дальнейшую нашу жизнь. . Многие бабочки заслужили место в Красной Книге только благодаря своей неимоверно красивой окраске, причем, некоторые из этих существ являются вредителями для сельскохозяйственных культур.
Существует несколько видов этих прекрасных существ, которые за весь цикл имаго (последняя стадия жизни) вообще не едят. Живут такие особи за счет энергии, накопленный в тот период, когда бабочка была еще гусеницей.
 Бабочки – сумеречные существа. Только некоторые представители этой группы насекомых ведут дневной образ жизни. Питаются бабочки нектаром и другими растительными выделениями, содержащие сахар.
Эти создания неимоверной красоты во все времена поражают людей своим невероятными разнообразием красок, причудливыми формами и затейливыми рисунками. Бабочки рождаются для того, что бы умереть, дав перед этим жизнь новому поколению.

Я  теперь хорошо знаю  как вести себя в природе, как можно помочь животным и растениям. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не ловить бабочек;
  • Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым;
  • Радоваться и любоваться ими, бывая на природе, не дотрагиваясь до них руками.

Есть и другие вещи, которые мы можем сделать.

  • Мы можем прекратить собирать бабочек и гусениц для своих коллекций.
  • Мы можем помочь им выжить, высаживая растения, которые помогут им жить. Любое растение, производящее нектар, будет привлекать бабочек.

Список используемых источников

1.Аманда О’Нейл и др. Энциклопедия для любознательных. Где? Что? Когда? – М., «Махаон», 2007.

2.Бойчук Ю., Шаламов Р. Животные. Большая иллюстрированная энциклопедия. – Харьков: Белград, 2008.

3.Яковенко Т. В. "Это чудо природы - бабочка" [Текст]: устный журнал

4.http://www.klopp.ru/2008/04/19/babochki.html

5. http://refdb.ru/look/2630922.html

6. https://vk.com/topic-28801646_25267821

7. http://babochkidoma.narod.ru/index/0-8

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Тема проекта "Бабочки"

Открытый урок о значении существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека....

Открытый урок, проект "Бабочки"

Определить значение существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека....

Проект 2 а "Почему нам интересно ходить в библиотеку?"

Классный групповой проект "Почему нам интересно ходить в библиотеку?"Библиотека – это очень важное место для детей. Нам интересно ходить в библиотеку, потому что:Здесь царит особая “книжная” атмо...

Проект. Бабочки -это красиво и интересно.

Ученицей 2 В класса Жидилёвой Дарьей  был выполнен проект по теме:" Бабочки -это красиво и интересно"...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Три основных цвета. Красивые бабочки из Королевства Цвета» (техника-монотипия, гуашь), 2 класс (УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умения учащихся работать в технике «монотипия»; знакомство с многообразием бабочек, с вариантами о...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству«Три основных цвета. Красивые бабочки из Королевства Цвета» (техника-монотипия, гуашь)(2 класс)УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умения учащихся работать в технике «монотипия»; знакомство с вариантами оформления крыльев бабочек, используя линию симметрии в построении рисунка.Задачи уро...

Проект по окружающему миру "5 интересных фактов о собаках."

Собака — друг человека!По крайней мере, именно так считают многие миллионы людей по всему миру, которые не представляют своей жизни без этих четвероногих её спутников, преданных и любящих.А...