Технологическая карта урока "Кто такие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

корешкова юлия юрьевна

Учащиеся исследуют кто такие птицы, проводят практическую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кто такие птицы37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе

                                                         

                                               Кто такие птицы?

                                                                                                                                                                       

Корешкова Юлия Юрьевна

учитель начальных классов

 МБОУ «Березовская сош»

Тема:  Кто такие птицы?

Цель: Познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.

Задачи:

1.        обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;

2.        создать условия для развития у школьников умения работать в парах, в группах;

3.        содействовать развитию у детей умений общаться;

4.        воспитывать чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Учащиеся научатся:

узнавать птиц среди других животных, называть основные признаки птиц;

Получат возможность научиться

 исследовать строение пера птицы;

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

работать в паре, пробовать работать в группе, используя предоставленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Ресурсы урока:

У учителя: Мультимедийное оборудование,  презентация "Кто такие птицы?", комплект перьев более крупного размера  разной формы , аудиозапись  «Звуки природы» , опорные картинки для плана урока.

Раздаточный материал : Учебник, тетрадь ,пенал с цветными карандашами, : коробочка с перьями разной формы, лупа, стакан с водой, ножницы,

по 1 листу на парту для игры «Третий лишний»,  

фишки красного и зелёного цвета.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1 Организационный

момент

Мотивация к учебной деятельности.

  1. Настрой

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2.Мотивация.

-Что ждёте от урока?

-Какие умения нам потребуются для урока?

3.Готовность.

Соберемся и настроимся на интересный урок, а в помощь мы привлечем тетрадь  и  учебник.

Организует обучающихся, мотивирует к учебной деятельности, контролирует их готовность к уроку.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов деятельности; формирование личностного смысла  учения

2

Актуализация знаний.

1.Блиц-турнир.

Индивидуальные ответы с помощью сигнальных фишек .

Инструкция: я буду высказывать мысль, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх зелёную  фишку, если нет – то красную.

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых 6 ног. (Да)

в) Насекомые покрыты шерстью?(Нет)

А чем?(хитиновым панцирем или волосками)

__________________________________________

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

К какой группе относим?

е) Акула – речная рыба. (Нет)

Как правильно?

Назовите речных рыб.

ж) Чем покрыто тело рыб? Чешуёй.

2.Игра «Третий лишний

На каждой парте лежат листы с рядами картинок. Рассмотрите в паре с товарищем по парте картинки, обсудите, кто изображён в каждом ряду .

-Назовите одним словом, кто перед вами? (животные)

Назовите  животных в 1 ряду? 

Муравей, ёрш, бабочка.

Кто лишний, почему?

2ряд? Камбала, карп, сом.

Кто лишний , почему? Камбала -морская рыба, остальные речные. Или карп- с чешуёй,  остальные без чешуи.

Какие знания нам помогают определить, что это все рыбы?

3 ряд? Пчела, шмель, синица.

Есть что-то общее в 3 ряду картинок? Они умеют летать.

Кто лишний, почему?

Почему синица не насекомое, она же с крыльями и умеет летать? Кто же такая синица?

Выявляет  уровень знаний, определяет типичные недостатки и их причины, осуществляет их коррекцию

Предлагает вспомнить группы животных, изученных ранее на уроках.

Активизирует соответствующие мыслительные операции(обобщение, классификацию)

Организует актуализацию знаний ,необходимых для решения проблемной ситуации

Предлагает обобщить, классифицировать

На основе исключения помогает выявить недостаток знаний и мотивирует на поиск этих недостающих знаний.

С помощью красного и зелёного цвета фишек  каждый учащийся показывают учителю  понимание изученного материала на предыдущих уроках.

 Повторяют учебный материал, который потребуется  при решении учебной задачи. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности , мыслительные операции и учебные навыки.

Формирование умений внимательно слушать уже сказанное, не повторяться говорить чётко и быстро  

Учащиеся учатся предполагать

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

         

            3

Мотивация познавательной деятельности

Посмотрите на Слайд  1 .

Кого видите?

Называем животных : белка-летяга, стрекоза, летучая мышь, пингвин, страус,  аист, чайка, курица.

Эти животные все умеют летать? Нет.

Значит это не птицы? Так курица - не птица? Пингвин-птица? Страус - не птица?

Значит, какой теме посвятим урок?

Кто такие птицы?   Слайд 2.

Как называют людей, которые профессионально изучают птиц? Орнитологи.

Сегодня мы с вами станем на уроке орнитологами.

Слайд 3.

Как вы думаете, какие вопросы нам  нужно обсудить, чтобы выяснить каких животных называют птицами?

Создаёт проблемную ситуацию, помогает зафиксировать затруднения и определить их причину. Учитель заостряет внимание на проблемном вопросе : «Все ли животные ,которых мы видим , птицы ?»  

Инициирует пробные действия.

Наводящими вопросами подводит мысли об обладании некоторыми животными одинаковыми признаками и наводит на поиск частных признаков.

Помогает определить тему урока. Наводит на формулировку цели урока

 Выявляют причину затруднения .

Формулируют тему и цель урока (с помощью учителя) Ставят перед собой учебную задачу, фиксируя затруднение в выполнении пробного действия.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 

4

Первичное усвоение новых знаний

Рассуждение о птицах.

Звучит аудиозапись пения птиц

Слайд 3.

1.Что важно обсудить на уроке

1.Рассуждаем, кто такие птицы?

Что они умеют делать?

2.Исследуем строение птиц.

3.Выделим главные признаки птиц.

4.Выясним, какие птицы бывают? Научимся их узнавать и рассказывать о них.

5.Разделим птиц на группы.

2.Игра на внимание:

 «Птица-не птица»

(если птица – один хлопок в ладоши,

если не птица – топнуть один раз):

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

белки и коровы.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и лягушки.

По каким признакам вы определили, что какие –то животные не птицы?

Что они не умеют делать?

3.Что умеют птицы? Слайд 4.

 -птицы  поют  

Поют? Да, поют. Мы слышим звучание птичьих голосов, его называют пением.

Но поют  и дельфины.

        Вывод: пение-не главный признак птиц.

 -вьют гнезда

  Вьют гнезда? Да, но осы тоже вьют гнезда.

        Вывод: это не главный признак.

 -откладывают яйца

Откладывают яйца? Да, но откладывают яйца и крокодилы черепахи, змеи.

        Вывод: это не главный признак

 -летают

Все кто летает – птицы?

Летают? Да. В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом.

Кого видите на слайде? (летучую мышь, бабочку ,стрекозу )

-Они умеют летать?(Да.) Это птицы?(Нет.)  

-А это кто? )( Пингвин, страус, киви),( курица,цапля.)

-Они умеют летать?(Нет.)Значит они не птицы? Птицы, вывод: умение летать-не главный признак.

Побуждает учащихся  задавать вопросы, которые позволят исследовать учебную задачу. Учитель подводит предположения детей наводящими вопросами к пунктам плана, сопровождает  опорной картинкой для лучшего запоминания  развития познания новой темы.

Читает стихи, в которых есть ошибки, учащиеся соответствующими движениями рук показывают своё понимание принадлежности к птицам. Активизирует мыслительные операции(анализ, классификация)  и познавательных процессов(памяти, внимания) в игровой форме с опорой на имеющиеся у детей знания.

Активизирует память и обращение к имеющемуся жизненному опыту от противного.

Предлагают варианты, пробуют свои силы в нахождении способов решения учебной   с помощью наводящих вопросов учителя. Выдвигают гипотезы Применяют ранее изученные навыки.

Индивидуальная работа  в игре с опорой на опыт учащихся

Развитие внимания , анализ услышанного.

Выдвигают гипотезы, спорят, доказывают, обобщают. Формулируют выводы.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 

Физкультминутка

Слайд 5

Физкультминутка Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Организует своевременный отдых, предупреждает переутомление .

5.Первичная проверка понимания

Работа в группе.

Исследование строение птиц.

Выделение главных признаков птиц.  

Самостоятельный вывод по главному отличительному признаку птиц и соотнесение своих наблюдений с выводом в учебнике.

Практическая работа

Ребята, объединитесь в группы орнитологов по четыре человека.

Обсудите, по какому отличительному признаку можно безошибочно узнать птиц?

При выступлениях представителей групп их ответы учитель сопровождает слайдами и возможными рассуждениями типа:

-Рассмотрим строение  одной из птиц Слайд 6

Слайд 7.-форма клюва

-Птичий нос - не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом.

Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные. Почему?

Потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно  толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком.

- Что ещё делают клювом птицы?  

С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов.

Слайд 8.

Самый большой нос у пеликана. А самый маленький –у ласточки.

Без носа птица – как мы без рук.

Вывод: -мы назвали первый важный признак принадлежности животных к птицам-наличие клюва.

Слайд 9- ноги птицы

Сколько ног у птиц?

 У птицы 2 ноги. Обычно на  птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев  и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, у таких как утка  между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Вывод: -мы назвали второй  важный признак принадлежности животных к птицам-наличие 2 ног .

Слайд 10.-форма тела

-А форма тела вам ничего не напоминает?

Птица похожа на самолет. Люди подсмотрели у птиц форму летательного аппарата- самолёта.

Вывод :Вытянутая обтекаемая форма тела позволяет птицам быстро летать.

Слайд11.- крылья птицы

-форма крыльев

Крылья позволяют парить в воздухе и не падать вниз.

-Почему мы взлететь не можем?

-Почему птица не замерзает? Слайд12.(пингвин)

-Чем покрыто тело  птиц?  Ответ: Слайд 13

Есть ли другие животные ,у которых имеется оперение?

Вывод: -Мы назвали третий и самый  важный признак принадлежности животных к птицам-НАЛИЧИЕ  ОПЕРЕНИЯ .

Что мы сейчас перечислили? (ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПТИЦ)

-Так чем эти птицы отличаются от остальных животных? (наличием клюва, двух лап и оперением)

Какой из признаков главный? (оперение)  

Так кто такие птицы? (Птицы – это животные которые имеют оперение)

Прочитаем и запомним основной признак в учебнике стр.37.

       

Попробуем себя в роли орнитологов -исследователей .Работать будем в паре с товарищем по парте.  

Откройте коробочки. Что мы будем исследовать ? Перья. Слайд 14 Строение пера

Какую цель для исследования мы поставим?

Что такое перо, какие бывают перья,

из чего они состоят

и зачем оперение нужно птицам.

Чем они различаются? (цветом, формой, размером – они все разные )

Почему?  Значит у каждого вида пера – своё назначение. Выясним какое, с помощью опытов.

Практическая работа :

1)Попробуйте сломать перо. (не ломается, значит прочное)

2)Обмакните перо в стакан. (оно осталось   сухим)Что это даёт птице?.

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся   вода»? (птица и в воде остаётся сухой-перо не впитывает воду)

3)Рассмотрим  под лупой , из чего они состоят.

(Рассматривают под лупой: стержень, бородки, очин, опахало)

4)Разрежьте перо .Что вы видите внутри.(Ничего, внутри пусто- перо полое .)

5)Подбросьте перо.(плавно летит-лёгкое )

Слайд 15  (маховое перо, покровное перо, пуховое перо)

Рассмотрите внимательно перья. Так почему они такие разные? (Разное назначение: маховые перья, покровные перья, пуховые перья.)  

- Какой же можно сделать вывод?  (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

Каждый вид пера помогает чем- то птице. Чем?

Вывод по практической работе:

- Итак, мы выяснили, что тело покрывают разные перья.

Перо имеет  очин, стержень, опахало, бородки.

Большие перья на крыльях помогают птицам

летать, маленькие перья на теле защищают тело, помогают маскироваться в природе, придают

ему форму, под ними пух, который согревает птицу. Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло.

Свое оперенье птицы чистят и укладывают. Но все равно перья изнашиваются.

Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые перья и отращивают новые.

Работа в тетради (стр. 25, задание №1 )

 – Нарисовать перо птицы в соответствии с его строением.

Использование пера человеком. Слайд16.

-Как человек использует перья птиц?( Шьёт пуховики, одеяла, подушки.)

-Почему человек использует перо? (Оно легкое, мягкое, удерживает тепло)

-Кто из вас знает ,как люди использовали признак прочности стержня перьев крупных птиц в своих целях? (Раньше писали гусиным пером) Слайд 17 с чернильницей  и изделиями с использованием птичьего пуха.

-Давайте вернёмся с вами к нашему плану.

 и посмотрим, Какую цель ставили в начале урока.

-На какие вопросы уже  нашли ответы ?

Учитель создаёт возможность  для понимания учащимися достигнутых результатов.

Организует самостоятельную поисковую деятельность  совместно с учителем и в работе в паре с товарищем

Учитель отмечает  и подчеркивает причины успешного продвижения учащихся в познании нового.

Организует усвоение, закрепление учебного материала и определение вывода при выполнении практической работы.

Называют части тела птицы, опираясь на свой жизненный опыт.

Учащиеся отслеживают достижение полученных результатов в соответствии с поставленными задачами

Учатся работать в паре

Работают в паре: учатся говорить шёпотом , по очереди. Развивают умение слушать и слышать своего товарища, защищать доказательно свою точку зрения, выбирать представителя от пары для озвучивания наиболее верного из предложенных вариантов ответа.

Дети учатся  четко работать по инструкции учителя, развивать

внимание, бережно относиться к инвентарю.

Метапредметные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

6.

Первичное закрепление

1.Выполнение заданий в тетради (№2 стр25-26)

-Рассмотрите рисунок.

-Назовите птиц.

-Чем эти птицы похожи? (имеют чёрное оперение)

-Чем отличаются? (Размером.)

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) Слайд 18

Почему их так называют?

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.

Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

         7

Итог урока

Звучание пения птиц

Рефлексия

Вывод по теме:

– С какими животными  мы познакомились?

Какую учебную задачу мы решали в течение всего урока?

 Посмотрим на наш план . Помог  ли он нам ответить на главный вопрос урока?

Продолжите предложение:

«Я узнал», ( новое о птицах…)

«Я повторил», ( группы животных…)

«Я удивился….»,  

«Я запомнил..». ( чем птицы отличаются от других животных, необходимо их охранять…)

Слайд 19

В награду за пройденный путь , для детей подарок в виде улыбающегося солнышка с цветком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по технологии (технологическая карта урока "Лепка птицы из пластелина" + учебная презентация) 3 класс

Тема:  «Лепка птиц из пластилина»Цели:1.     Научить технике лепки птицы из пластилина.2.     Развивать умение учащихся анализировать технологические карты...

Технологическая карта Кто такие рыбы?

Материал формирует представление о строении и отличительных признаках рыб....

Технологическая карта урока "Жизнь птиц зимой"

Технологическая карта урока "Жизнь птиц зимой"...

Технологическая карта урока технологии «Птица «счастья» в технике оригами» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: расширение знаний учащихся о технике оригами, освоить технологии изготовления оберега «Птица счастья».Задачи урокаДидактические:Формирование знаний о значении понятия «об...

Технологическая карта урока технологии ««Птица счастья» Изделие Птица в технике оригами» А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию умений выполнять изделие «Птица счастья» способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; формирование умения складывания изделий ор...

Технологическая карта урока технологии «Птица счастья» Изделие Птица в технике оригами 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию умений выполнять изделие «Птица счастья» способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; формирование умения складывания изделий ор...

Технологическая карта урока технологии «Птица счастья», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для освоения технологии выполнения изделия «Птица Счастья» в технике оригами.Задачи урокаДидактические:Познакомить со значением понятия оберег, со значением си...