Главные вкладки

    Проект Республика Бурятия - мой родной край.
    проект (2 класс)

    Бальжиева Мэдэгма Самбуевна

    Формирование системы краеведческих знаний: о географическом расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ «Республика Бурятия – мой родной край».

    АВТОР ПРОЕКТА: Бальжиева Мэдэгма Самбуевна

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители.

    ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: дети 8 – 9  лет.

    ТИП ПРОЕКТА: информационно-творческий.

    ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.

    ЗАДАЧИ:

    1.        Активизация познавательного интереса к объектам социального мира

    (видеть и находить необычное, удивительное в окружающей

    действительности родного края).

    2.        Формирование системы краеведческих знаний: о географическом

    расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия.

    3.        Развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.

    РАБОТА С ДЕТЬМИ:

    1.        Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем,

    особенностями, достопримечательностями, традициями.

    2.        Беседы с детьми:

    - «Где я живу»

    - «Улан - Удэ» - столица Бурятии»

    - «Мое родное село - Петропавловка»

     - «О заповедниках Бурятии»

     - «О Байкале» и т. д.

    3.        Посещение музея МАОУ ПСОШ № 1.

    4.        Чтение художественных произведений бурятских авторов.

    5.        Рисование на темы: «Какого цвета мой край родной», «Дом, в котором я живу», «Животные нашего леса» и т.д.

    6.        Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога», «Дом», «Музей» и т. д.

    7.        Разучивание народных игр: «Табун» (Хурэг адуун), «Иголка, нитка,

    узелок» (Зун, утахн, зангилаа),  «Ищем палочку» (Модо бэдэрхэ), «Бабки - лодыжки» (Шагай наадан).

    8.        Музыкальная деятельность: слушание и разучивание бурятских песен,

    музыкальное развлечение «Сагаалган», летний праздник «Сурхарбан».

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГА:

    1.        Изучение истории, культуры Бурятии.

    2.        Изготовление альбомов «Малая моя Родина», «Бурятия», «Байкал»,

    «Животный мир Бурятии».

    3.        Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с родным краем, изготовление регионального уголка, макетов школы , дацана, православного храма и др.

    4.        Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем: «Что такое Родина?», «Край родной — моя  Бурятская земля», «Улан — Удэ - столица Бурятии», «Знакомство с творчеством бурятского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир Бурятии» и т. д.

    5.        Изготовление дидактических игр по закреплению знаний детей: «О чем

    рассказала лучина», «Изготовление национальных костюмов для куклы».

    Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:

    1.        Беседы с детьми о селе, в котором живем, о героях — земляках —

    защитниках Родины.

    2.        Пешие прогулки по селу, посещение этнографического музея и музея

    истории Бурятии в г. Улан - Удэ.

    3.        Сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша

    копилка»,  создать слайды.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:

    Республика Бурятия – мой родной край

    Анализ проделанной работы, отчет по проекту.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКОВ:

    СЕНТЯБРЬ

    1 неделя.

    Рассматривание альбома о Петропавловке «Малая моя Родина». Заучивание пословиц о Родине, дружбе. Целевая прогулка по селу.

    Художественное творчество  тема: «Наша улица».

    Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов русских поэтов.

    2 неделя.

    Тема: «Что такое Родина».

     Конструирование: изготовление макета улицы, на которой расположена школа.

    Чтение бурятской народной сказки «Храбрый козленок Бабана». Рассматривание полотенец с русской вышивкой. Аппликация полотенец.

    3 неделя.

    Рассматривание картин бурятских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях.

    4 неделя.

    Рассматривание куклы в национальном русском наряде, русских сарафанов, иллюстраций с изображением старинной русской глиняной посуды. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в школьный музей .

    ОКТЯБРЬ

    1 неделя.

    Рассматривание русских и бурятских народных головных уборов. Заучивание бурятских потешек.

    2 неделя.

    Подготовить рассказ  о празднике Покрова, народных приметах и об

    обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок.

    Художественное творчество тема: «Обучение рисованию простого завитка» по мотивам бурятской росписи.

    3 неделя.

    Рассматривание русского народного костюма и беседа о нем. Раскрашивание русских и бурятских головных уборов (из бумаги). Слушание бурятских народных песен.

    Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.

    4 неделя.

    Рассматривание посуды, изготовленной бурятскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с бурятским орнаментом. Беседа о символе солнца в бурятском орнаменте.

     Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства бурятских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа о символике белого, желтого цвета в бурятской вышивке.

    НОЯБРЬ

    1 неделя.

    Тема: «Беседа о Бурятии». Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек.

    Чтение стихов бурятских поэтов. Заучивание пословиц об одежде.

    2 неделя.

    Рассматривание бурятской юрты (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание бурятских загадок.

    Слушание легенды «Красавица Ангара».

    промыслы», «Что нужно сапожнику?».

    3 неделя.

    Рассматривание посуды, изготовленной русскими и бурятскими мастерами. Разучивание русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Гончарное мастерство».

    Беседа «Народы Бурятии».

    4 неделя.

     Рассказ воспитателя о русском народном празднике Кузьма -Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником.

    ДЕКАБРЬ

    1 неделя.

    Сравнение русской избы и бурятской юрты. Загадки о посуде.

    Изготовление макетов.

    2 неделя.

    Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций с изображением бурятской деревянной посуды. Заучивание загадок о предметах быта. Сравнивание узоров на русской и бурятской одежде.

    Ознакомление с декоративно-прикладным искусством Бурятии.

    3 неделя.

    Беседа о бурятской национальной кухне. Сравнивание символики вышивок на русских и бурятских национальных костюмах. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги).

    «бабушкиной» посуды.

    4 неделя.

    Рассматривание иллюстраций «Праздничная одежда русских красавиц». Чтение стихотворения «Узоры матери». Рассматривание изделий из соломки.

    Слушание бурятских песен различного характера. Заучивание потешек, прибауток. Рассматривание русских и бурятских узоров на ткани.

    ЯНВАРЬ

    2 неделя.

    Тема: «Улан -Удэ — столица Бурятии».

    Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Лепка «Бурятская посуда».

    Слушание русских частушек. Вырезание из бумаги силуэтов русской и бурятской одежды.

    3 неделя.

     Разучивание песен. Загадывание загадок.  Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец.

    Беседа о символике цвета в бурятской вышивке. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).

    4 неделя.

    Рассматривание полотенца с бурятским орнаментом. Отгадывание загадок про старинные предметы быта. Рассказ о русских гончарах.

    «Поэзия народного костюма».

    Рисование «Бурятские узоры».

    Рассматривание русских рубашек, их орнамента.

    ФЕВРАЛЬ

    1 неделя.

    Рассматривание куклы в бурятском народном костюме. Заучивание русских пословиц о труде. Слушание бурятской народной музыки. Беседа «Все о маслянице».

    Беседа о птицах как символах в русском народном творчестве.

    2 неделя.

    Нанесение орнамента на бумажные силуэты животных — персонажей русской народной сказки.

    Рассказ о традициях и обычаях народов Бурятии.

    3 неделя.        

    Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных бурятскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта.

    «Празднование Сагаалгана».

    Рисование «Священный огонь Сагаалгана».  Бурятские народные игры «Табун»(хурэг адуун), «Ищем палочку» (модо бэрэрхэ).

    4 неделя.

    Рассматривание головных уборов бурятских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов бурят.

    Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок» (зун, утахн, зангилаа), «Бабки — лодыжки» (шагай наадан).

     Беседа о традициях и обычаях праздника Белого месяца, рассматривание «Хадага», благопожеланий, написанных на русском и бурятском языках и украшенных орнаментами «бадма сэсэг», «улзы угалзе», «уулэн хээ». Раскрашивание силуэтов по образцам.

    МАРТ

    1 неделя.

    Чтение бурятской легенды о волшебнице Дангины.

    «О Байкале».

    Рисование «Родная природа».

    2 неделя.

    Беседа о Масленице. Заучивание русских народных закличек. Приготовление русских блинов. Слушание масляничных песен.

     «Край родной-земля бурятская».

    Лепка «Русские свистульки».

    3 неделя.

    Рассматривание праздничного бурятского костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь бурят в старину». Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».

    Аппликация «Украшение бурятской одежды «Дэгэла» (халата), «Терлога»

    (жакета).

    Чтение бурятских сказок о Будамшу, беседа по содержанию. Заучивание бурятских пословиц о дружбе.

    4 неделя.

    Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».

    Беседа о русских мастерах.

    На каникулах посещение этнографического музея и музея истории Бурятии в г. Улан - Удэ.

                                                                         АПРЕЛЬ

    1 неделя.

    Рассматривание изделий из керамики, выполненной русскими и бурятскими мастерами.

    «Путешествие по родной стране».

     Рассматривание русской народной вышивки из растительных элементов, беседа о символике зеленого и красного цвета.

    2 неделя.

    «Все мы дружно живем на бурятской земле».

    Рассматривание фотографий ансамбля «Байкал», беседа о нем.

    Слушание бурятской народной сказки «Мышь и верблюд».

     Аппликация «Украшение ковра.

    Беседа «Береза — символ России». Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Чтение стихов русских  поэтов о весне.

    3 неделя.

    Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе.

    Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».

    Поиск материала достопримечательности Джидинского района.

    4 неделя.

    Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание

    праздничного Пасхального колокольного звона.

    Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».

    Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».

    Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.

    МАЙ

    1 неделя.

    Тема: «Беседа о заповедниках Бурятии».

    Сообщение  о заповедниках  Бурятии.

    Рассматривание иллюстраций о природе Бурятии.

     Повторение стихов русских поэтов.

    Рисование «Животные нашего леса».

    2 неделя.

    Тема: «Промыслы Бурятии».

    Рассматривание плетеной посуды из лыка. Повторение русских пословиц о труде. Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.

    Художественное творчество аппликация «Праздничный салют».

    Рассматривание альбомов о Байкале, о животном и растительном мире Бурятии.

    3 неделя.

    Тема: «Охранять природу - значит охранять Родину». Отгадывание бурятских загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. Повторение русских потешек и закличек.

    Беседа о символике герба и флага республики Бурятии.

    4 неделя.

     Итоговая беседа «Что мы знаем о Бурятии?». Информации, исторические материалы о родном крае «Наша копилка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

    Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

    Проект на тему "Экономика родного края" по окружающему миру 3 класс (А.Плешаков)

       Данный проект составлен ученицей 3-го (коррекционного класса) 7 вида...

    Бурятии прекрасные страницы (классный час, посвященный 95-летию Республики Бурятия)

    Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно н...

    Классный музей семейных реликвий «Огоньки человеческой памяти» - результат (продукт) исследовательского проекта «История страны и родного края в семейных реликвиях»

    На занятии учащиеся работают с семейными реликвиями, которые положены в основу классного музея семейных реликвий "Огоньки человеческой памяти"...

    Проект по экологическому обучению и воспитанию в направлении по изучению и сбережению водных ресурсов Республики Бурятии «Живые алмазные бусинки родного края»

    проект по сбережению водных ресурсов, включает в себя тематическое планирование на год, разработки мероприятий....