Проект Республика Бурятия - мой родной край.
проект (2 класс)

Бальжиева Мэдэгма Самбуевна

Формирование системы краеведческих знаний: о географическом расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Республика Бурятия – мой родной край».

АВТОР ПРОЕКТА: Бальжиева Мэдэгма Самбуевна

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: дети 8 – 9  лет.

ТИП ПРОЕКТА: информационно-творческий.

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.

ЗАДАЧИ:

1.        Активизация познавательного интереса к объектам социального мира

(видеть и находить необычное, удивительное в окружающей

действительности родного края).

2.        Формирование системы краеведческих знаний: о географическом

расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия.

3.        Развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

1.        Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем,

особенностями, достопримечательностями, традициями.

2.        Беседы с детьми:

- «Где я живу»

- «Улан - Удэ» - столица Бурятии»

- «Мое родное село - Петропавловка»

 - «О заповедниках Бурятии»

 - «О Байкале» и т. д.

3.        Посещение музея МАОУ ПСОШ № 1.

4.        Чтение художественных произведений бурятских авторов.

5.        Рисование на темы: «Какого цвета мой край родной», «Дом, в котором я живу», «Животные нашего леса» и т.д.

6.        Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога», «Дом», «Музей» и т. д.

7.        Разучивание народных игр: «Табун» (Хурэг адуун), «Иголка, нитка,

узелок» (Зун, утахн, зангилаа),  «Ищем палочку» (Модо бэдэрхэ), «Бабки - лодыжки» (Шагай наадан).

8.        Музыкальная деятельность: слушание и разучивание бурятских песен,

музыкальное развлечение «Сагаалган», летний праздник «Сурхарбан».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГА:

1.        Изучение истории, культуры Бурятии.

2.        Изготовление альбомов «Малая моя Родина», «Бурятия», «Байкал»,

«Животный мир Бурятии».

3.        Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с родным краем, изготовление регионального уголка, макетов школы , дацана, православного храма и др.

4.        Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем: «Что такое Родина?», «Край родной — моя  Бурятская земля», «Улан — Удэ - столица Бурятии», «Знакомство с творчеством бурятского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир Бурятии» и т. д.

5.        Изготовление дидактических игр по закреплению знаний детей: «О чем

рассказала лучина», «Изготовление национальных костюмов для куклы».

Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:

1.        Беседы с детьми о селе, в котором живем, о героях — земляках —

защитниках Родины.

2.        Пешие прогулки по селу, посещение этнографического музея и музея

истории Бурятии в г. Улан - Удэ.

3.        Сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша

копилка»,  создать слайды.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:

Республика Бурятия – мой родной край

Анализ проделанной работы, отчет по проекту.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКОВ:

СЕНТЯБРЬ

1 неделя.

Рассматривание альбома о Петропавловке «Малая моя Родина». Заучивание пословиц о Родине, дружбе. Целевая прогулка по селу.

Художественное творчество  тема: «Наша улица».

Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов русских поэтов.

2 неделя.

Тема: «Что такое Родина».

 Конструирование: изготовление макета улицы, на которой расположена школа.

Чтение бурятской народной сказки «Храбрый козленок Бабана». Рассматривание полотенец с русской вышивкой. Аппликация полотенец.

3 неделя.

Рассматривание картин бурятских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях.

4 неделя.

Рассматривание куклы в национальном русском наряде, русских сарафанов, иллюстраций с изображением старинной русской глиняной посуды. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в школьный музей .

ОКТЯБРЬ

1 неделя.

Рассматривание русских и бурятских народных головных уборов. Заучивание бурятских потешек.

2 неделя.

Подготовить рассказ  о празднике Покрова, народных приметах и об

обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок.

Художественное творчество тема: «Обучение рисованию простого завитка» по мотивам бурятской росписи.

3 неделя.

Рассматривание русского народного костюма и беседа о нем. Раскрашивание русских и бурятских головных уборов (из бумаги). Слушание бурятских народных песен.

Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.

4 неделя.

Рассматривание посуды, изготовленной бурятскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с бурятским орнаментом. Беседа о символе солнца в бурятском орнаменте.

 Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства бурятских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа о символике белого, желтого цвета в бурятской вышивке.

НОЯБРЬ

1 неделя.

Тема: «Беседа о Бурятии». Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек.

Чтение стихов бурятских поэтов. Заучивание пословиц об одежде.

2 неделя.

Рассматривание бурятской юрты (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание бурятских загадок.

Слушание легенды «Красавица Ангара».

промыслы», «Что нужно сапожнику?».

3 неделя.

Рассматривание посуды, изготовленной русскими и бурятскими мастерами. Разучивание русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Гончарное мастерство».

Беседа «Народы Бурятии».

4 неделя.

 Рассказ воспитателя о русском народном празднике Кузьма -Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником.

ДЕКАБРЬ

1 неделя.

Сравнение русской избы и бурятской юрты. Загадки о посуде.

Изготовление макетов.

2 неделя.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций с изображением бурятской деревянной посуды. Заучивание загадок о предметах быта. Сравнивание узоров на русской и бурятской одежде.

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством Бурятии.

3 неделя.

Беседа о бурятской национальной кухне. Сравнивание символики вышивок на русских и бурятских национальных костюмах. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги).

«бабушкиной» посуды.

4 неделя.

Рассматривание иллюстраций «Праздничная одежда русских красавиц». Чтение стихотворения «Узоры матери». Рассматривание изделий из соломки.

Слушание бурятских песен различного характера. Заучивание потешек, прибауток. Рассматривание русских и бурятских узоров на ткани.

ЯНВАРЬ

2 неделя.

Тема: «Улан -Удэ — столица Бурятии».

Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Лепка «Бурятская посуда».

Слушание русских частушек. Вырезание из бумаги силуэтов русской и бурятской одежды.

3 неделя.

 Разучивание песен. Загадывание загадок.  Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец.

Беседа о символике цвета в бурятской вышивке. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).

4 неделя.

Рассматривание полотенца с бурятским орнаментом. Отгадывание загадок про старинные предметы быта. Рассказ о русских гончарах.

«Поэзия народного костюма».

Рисование «Бурятские узоры».

Рассматривание русских рубашек, их орнамента.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя.

Рассматривание куклы в бурятском народном костюме. Заучивание русских пословиц о труде. Слушание бурятской народной музыки. Беседа «Все о маслянице».

Беседа о птицах как символах в русском народном творчестве.

2 неделя.

Нанесение орнамента на бумажные силуэты животных — персонажей русской народной сказки.

Рассказ о традициях и обычаях народов Бурятии.

3 неделя.        

Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных бурятскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта.

«Празднование Сагаалгана».

Рисование «Священный огонь Сагаалгана».  Бурятские народные игры «Табун»(хурэг адуун), «Ищем палочку» (модо бэрэрхэ).

4 неделя.

Рассматривание головных уборов бурятских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов бурят.

Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок» (зун, утахн, зангилаа), «Бабки — лодыжки» (шагай наадан).

 Беседа о традициях и обычаях праздника Белого месяца, рассматривание «Хадага», благопожеланий, написанных на русском и бурятском языках и украшенных орнаментами «бадма сэсэг», «улзы угалзе», «уулэн хээ». Раскрашивание силуэтов по образцам.

МАРТ

1 неделя.

Чтение бурятской легенды о волшебнице Дангины.

«О Байкале».

Рисование «Родная природа».

2 неделя.

Беседа о Масленице. Заучивание русских народных закличек. Приготовление русских блинов. Слушание масляничных песен.

 «Край родной-земля бурятская».

Лепка «Русские свистульки».

3 неделя.

Рассматривание праздничного бурятского костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь бурят в старину». Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».

Аппликация «Украшение бурятской одежды «Дэгэла» (халата), «Терлога»

(жакета).

Чтение бурятских сказок о Будамшу, беседа по содержанию. Заучивание бурятских пословиц о дружбе.

4 неделя.

Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».

Беседа о русских мастерах.

На каникулах посещение этнографического музея и музея истории Бурятии в г. Улан - Удэ.

                                                                     АПРЕЛЬ

1 неделя.

Рассматривание изделий из керамики, выполненной русскими и бурятскими мастерами.

«Путешествие по родной стране».

 Рассматривание русской народной вышивки из растительных элементов, беседа о символике зеленого и красного цвета.

2 неделя.

«Все мы дружно живем на бурятской земле».

Рассматривание фотографий ансамбля «Байкал», беседа о нем.

Слушание бурятской народной сказки «Мышь и верблюд».

 Аппликация «Украшение ковра.

Беседа «Береза — символ России». Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Чтение стихов русских  поэтов о весне.

3 неделя.

Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе.

Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».

Поиск материала достопримечательности Джидинского района.

4 неделя.

Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание

праздничного Пасхального колокольного звона.

Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».

Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».

Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.

МАЙ

1 неделя.

Тема: «Беседа о заповедниках Бурятии».

Сообщение  о заповедниках  Бурятии.

Рассматривание иллюстраций о природе Бурятии.

 Повторение стихов русских поэтов.

Рисование «Животные нашего леса».

2 неделя.

Тема: «Промыслы Бурятии».

Рассматривание плетеной посуды из лыка. Повторение русских пословиц о труде. Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.

Художественное творчество аппликация «Праздничный салют».

Рассматривание альбомов о Байкале, о животном и растительном мире Бурятии.

3 неделя.

Тема: «Охранять природу - значит охранять Родину». Отгадывание бурятских загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. Повторение русских потешек и закличек.

Беседа о символике герба и флага республики Бурятии.

4 неделя.

 Итоговая беседа «Что мы знаем о Бурятии?». Информации, исторические материалы о родном крае «Наша копилка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Экономика родного края" по окружающему миру 3 класс (А.Плешаков)

   Данный проект составлен ученицей 3-го (коррекционного класса) 7 вида...

Классный музей семейных реликвий «Огоньки человеческой памяти» - результат (продукт) исследовательского проекта «История страны и родного края в семейных реликвиях»

На занятии учащиеся работают с семейными реликвиями, которые положены в основу классного музея семейных реликвий "Огоньки человеческой памяти"...

Проект по экологическому обучению и воспитанию в направлении по изучению и сбережению водных ресурсов Республики Бурятии «Живые алмазные бусинки родного края»

проект по сбережению водных ресурсов, включает в себя тематическое планирование на год, разработки мероприятий....

Сетевой проект как средство изучения родного края

В статье раскрывается значимость сетевых проектов как средство мотивации, активизации учебно-познавательной, проектно -исследовательской деятельнсти обучающихся в изучении родного края....

ТЕСТ История родного края Республика Бурятия

Тестовое задание по истории Бурятии...

Презентация проекта "Семейный отдых по родному краю"

презентационный материал к проекту...