«Из книжной сокровищницы Древней Руси»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Евстефеева Елена Ивановна

Урок по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evstefeeva_4_kl_urok_okruzhayushchiy_mir.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока:   «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Класс: 4

Дата: 08.02.2018

Предмет:  окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Евстефеева Е.И.

Цель урока:      - формировать представление о возникновении славянской азбуки, 

                           - о появлении письменности на Руси.

Задачи:  1. Формировать представление учеников о культуре Древней Руси.

             2. Закреплять умение работать с источниками информации.

             3. Развивать интерес к истории и культуре России.

             4. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связную речь.

               5.  Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

                       

Педагогическая цель

Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси

Тип и вид  урока

 Комбинированный  урок

Планируемые результаты (предметные)

Предметные:

  1. Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.
  2. Формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны.
  3. Формировать познавательный интерес к историческим материалам.

Личностные:
Уметь давать самооценку.

Метапредметные:

  1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. Работать коллективно;
  4. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  5. Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  6. Слушать и понимать речь других.
  7. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Универсальные учебные

действия (предметные)

Личностные УУД:

                               развивать способности к самооценке;

Регулятивные УУД:

                  развивать умение определять цель деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

формировать умение слушать и понимать других.

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи

формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД:

развивать навыки использования учебника для нахождения ответов на вопросы;

развивать умение устанавливать причинно-следственных связей;

Формы и методы обучения

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный, наглядно-образный

Основное содержание

темы, понятия и термины

«Из книжной сокровищницы Древней Руси» - сокровище, сокровищница, летопись.

Образовательные ресурсы

- карточки, листы с тестами для учащихся, иллюстрации

- учебник «Мир вокруг нас», 4 класс, А.А. Плешаков, «Рабочая тетрадь», 4 класс А.А. Плешаков

Этапы урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

          Текущий контроль

   Организация    начала урока.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать.
Наблюдать, анализировать, рассуждать.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Коллективная, индивидуальная

 Проверка домашнего задания:

- сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10-11 веков Киеве и Новгороде.

        Тест

Раздача тестов. Объяснение правил выполнения теста

Устная

Письменная

Принимают задачу, контролируют свои действия и действия товарищей

Устные ответы

 Самоопределение к деятельности.

    Фронтальная

    Чтение, беседа

Тема нашего сегодняшнего урока « Из книжной сокровищницы Древней Руси.»

Вначале нам предстоит ответить на вопрос: что такое сокровище?

Обратимся к словарю.

А сейчас мы с вами отправляемся к истокам русской письменности и литературы. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем - самого великого чуда на свете. О чём пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: "Ты беседуй чаще с ней - будешь вчетверо умней".

Итак, внимание!

Какова наша тема урока, какую цель мы перед собой поставим

Работа со словарём

Самостоятельное      целеполагание

Формулируют тему урока, определяют цель

высказывают своё мнние

Принимают учебную задачу

Актуализация знаний.

Коллективная

Наши предки почитали стариков, т. к. только они передавали опыт старших поколений. Но человеческая память несовершенна. Многое забывалось, искажалось, передаваясь из поколения в поколение.

Что заставило людей искать способы записи информации?

Потребность передать свои мысли на расстояние или во времени, закрепить их, надолго запомнить, сохранить

Принимают задачу, контролируют свои действия и действия товарищей

Устные ответы

 Работа по теме урока.

Коллективная

Перед тем как начать работу в группах , мы с вами должны вспомнить правила

1 группа: У вас на столе текст. Поработайте с ним и приготовьте сообщение "Как родилась книга?"

2 группа: Работа с учебником на стр. 56-57. (Прочитайте, назовите особенности рукописных книг).

3 группа «Литературный памятник- что это?

 группа:  Работа с дополнительным текстом "Какая бывает информация?"

5 группа:  Пользуясь текстом, расскажите о первой "Азбуке".

 Ответы

Работа с текстом, учебником, дополнительным материалом

 Фронтальная

Работа в группах

Наблюдение

Физкультминутка

Коллективная

Выполняют упражнения

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

Продолжение работы

Групповая

Работа в тетрадях.

А сейчас мы заслушаем наши группы

Отчёт о проделанной работе

Выполнение заданий

Умение работать в группе, слушать товарищей

Самостоятельно

Фронтальный, индивидуальный

      Самооценка

Взаимопроверка

Рефлексия

Фронтальная, индивидуальная

Оценивание работы на уроке

А сейчас давайте вспомним какую цель мы ставили вначале урока, была ли она достигнута?

 

Отвечают на вопросы

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Самооценка

   Задание на дом

Домашнее задание

 Прочитать текст на стр. 55-58.

 Сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни».

     Молодцы! Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Урок по окружающему миру в 4 классе....