Сюжетно-ролевая игра глухих как способ познания окружающей действительности
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Епифанова Оксана Витальевна

Особенности проведения уроков с детьми с нарушение слуха , роль игры в социализации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ    ИГРА   КАК   СПОСОБ    ПОЗНАНИЯ ГЛУХИМИ   ДЕТЬМИ   СОЦИАЛЬНОЙ   ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

В общественных явлениях, помимо многообразной зависимости фактов и явлений, ребенок познает и взаимоотношения людей разных специальностей, и отношение человека к труду, то есть происходит усвоение норм нравственности общества. Для того чтобы сформировать у учащихся этот круг понятий, необходимо предложить им адекватную деятельность, каковой является сюжетно-ролевая игра, где «ребенок как бы переходит и развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений».

Д. Б. Эльконин рассматривал детскую игру, прежде всего как форму усвоения опыта социальных взаимоотношений и способ познания ребенком социальной действительности: «... ни в какой другой деятельности нет такого эмоционального вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка». В процессе сюжетно-ролевой игры глухие учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания.

Сюжетно-ролевая игра — это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая задачи, которые сам себе поставил: по своему рисунку игровые действия соответствуют реальным, но они своеобразны, и своеобразие их заключается в том, что в игре они совершаются с заменителями орудий труда. В процессе овладения условными - действиями происходит смыкание обобщения в действии с обобщением в слове. Благодаря этому, учащиеся практически знакомятся со свойствами окружающих предметов, событиями и явлениями реального мира, отношениями людей в процессе трудовой деятельности. Тем самым они приобщаются к миру взрослых и развиваются как члены общества.

Организованная сюжетно-ролевая игра предполагает совместную деятельность. Ролевое общение — есть основной мотив игры. Поэтому можно утверждать, что формирующаяся речь глухих детей в условиях сюжетно-ролевой игры имеет коммуникативную направленность. Овладевая в игре речью «для других», ребенок тем самым осваивает ее «для себя». В процессе содержательно-ролевого общения в игре он начинает активно обозначать, словом, обобщенные действия и знакомые предметы.

При проведении игр сурдопедагог решает следующие конкретные задачи:

- расширяет знания учащихся по выбранным темам, дает им представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов;

- учит отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношении в процессе деятельности;

- развивает в ходе игр словесное общение детей, учит использовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр;

- развивает активность, самостоятельность, логическое мышление, воображение, формирует познавательные интересы и т. д.

Обучение детей каждой повой игре складывается из нескольких этапов подготовительного, самой игры и подведения итогов игры.

Рассмотрим каждый из этапов:

Цель подготовительного этапа заключается в том, чтобы сообщить детям знания, необходимые для проведения игры. Как известно, действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные сферы: предметную сферу труда и взаимоотношений между людьми в процессе его осуществления.

На    этапе    подготовки    к    игре    необходимо   раскрыть   детям наименее доступные прямому наблюдению, но существенные для развертывания   игры факторы социальных  взаимоотношений людей. Вместе с тем, учитывая недостаточное речевое развитие глухих детей,  отсутствие в их  активном  словарном  запасе слов-терминов,   при   создании   ориентировочном   основы   игровой   деятельности следует обращать внимание и на предметную сторону. При   этом в первую очередь должны быть даны понятия, являющиеся ключевыми для познания данной области действительности.

Этап подготовки к игре может быть проведен в форме экскурсии,  беседы  с  просмотром диафильмов,  диапозитивов,  кинофильмов, чтения  детских  книг  с  использованием  ярких иллюстрации демонстрируемых с помощью магнитной доски или фланелеграфа

Возможно сочетание методов, например беседы и экскурсии.         Наиболее продуктивным способом в большинстве случаев является   экскурсия. Во  время  экскурсии,  например  на   вокзал   (игра «в железную дорогу»),  детей   следует  познакомить  не  только   с электровозом,    поездом,    кассой-автоматом,    камерой    хранения и т. д., то есть с предметной стороной жизни железной дороги, но и о том, что является более важным: как пассажиры приобретают билеты, как носильщики встречают пассажиров и везут их багаж как машинист и его помощник следят за состоянием электровоза как проводники следят за чистотой в вагонах, обслуживают пассажиров в пути.

Сведения, полученные на экскурсии, должны быть зафиксированы в виде внешних опор для усвоения: записей, рисунков, схем в специальных блокнотах. Знании о предметной стороне действительности  закрепляются в разных видах деятельности: рассказах-описаниях, предназначенных товарищам из параллельного класса родителям; в зарисовках по памяти, а также в моделировании I конструировании   тех   объектов,   которые будут использоваться I игре   (зданий  городской улицы,   фигурок пешеходов,   различных видов транспорта и т. п.).

В качестве примера рассмотрим систему подготовительной работы  к игре «Строительство»  (1—2-е классы).  Результаты изучения знаний показывают, что ученикам, как правило, известны та кие понятия, как дом, части комнаты  (стены, пол, потолок, двери, окна); пространственные понятия  (слева, справа, внизу, над, под); называния деталей строительного конструктора  (панель, арка, брусок). В то же время глухие школьники совсем не ориентируются в строительных специальностях (на вопрос, кто работает на стройке, отвечают: «дяди, тети»), но знают названий специальных машин и механизмов.

На первом этапе следует организовывать работу с учетом знаний глухих школьников. Для ознакомления с профессиями строителей и с тем, чтобы дать детям общее целостное представлена о последовательности возведения здания, целесообразно использовать метод поисковой беседы с привлечением иллюстраций из альбома для раскрашивания «Кто строит дом» художника Ю. Тризны. Дети с помощью картинок, работая с фланелеграфом, воспроизводят последовательность операций по строительству дома, получают представление о профессиях тех людей, которые работают на стройке.

— Посмотрите    на   картинку.                     — Человек рисует дом.

     Что здесь изображено?

--- Это архитектор. Он делает                       — Чтобы знать, какой дом бу-

чертеж дома. Зачем нужен  чертеж?                   дут строить. Чтобы пра-

                                                                                вильно построить дом.

— Посмотрите     на    рисунок:                     — Чтобы дом стоял прочно.

внизу   дома — фундамент. Подумайте,

для чего нужен фундамент?

И так далее.

Следующий этап работы — экскурсия на строительную площадку, план которой, предварительно записанный в блокноты, может выглядеть следующим образом:

Экскурсия на строительство

ПЛАН:

Узнать: 1. Что строится? 2. Сколько будет этажей? 3. Что будет на первом этаже? 4. Кто будет жить в этом доме? 5. Кто строит дом? 6. Что делает крановщик, шофер, инженер, маляр, штукатур, каменщик, завхоз?

Нарисовать: машины, которые работают на стройке, инструменты, которыми пользуются рабочие.

На экскурсии внимание детей обращается на строительные машины (самосвалы, экскаваторы, подъемный кран). Они наблюдают за тем, как шофер привозит строительные материалы, крановщик поднимает панели, а монтажник их сваривает. После наблюдений можно организовать беседу с рабочими. Опыт свидетельствует о том, что глухие учащиеся проявляют заинтересованность в контактах со слышащими, с большим желанием задают им вопросы, при этом стараются говорить лучше, чтобы быть понятыми. По ходу экскурсии детьми делаются зарисовки и записи я блокнотах. Интересно отметить, что глухие школьники стремятся зафиксировать новые для них понятия, например: кельма, пульверизатор, бульдозер, трактор, каменщик и т. д. Причем новые слова сопровождаются зарисовками.

Полученный во время экскурсии эмоциональный настрой способствует эффективному проведению всей последующей работы. После экскурсии детям, прежде всего, предлагается описать или рисовать для газеты, наиболее заинтересовавшие их моменты. Организуется обмен впечатлениями.

Непосредственно перед проведением игры готовятся необходимые игровые атрибуты: эмблемы, элементы костюма, карточки с строительных специальностей. отметить, что подготовительный этап имеет дл;: глухих детей большее значение, чем для слышащих. На этом этапе происходит обогащение знаний и представлений об изучаемой стороне действительности, создается положительная мотивации, что является важным условием для возникновения игровой деятельности

Для проведении самой игры необходимо обеспечить связь между реальной действительностью и той ситуацией, которая воспроизводится в игре.

При   определении   сюжета    игр   важно    отобрать   для    проигрывания из множества возможных элементы, отражающие наиболее значимые связи и отношения, которые доступны пониманию детей и которые они могут легко воспроизвести в игре. Вместе с тем для формирования системы знаний нужно проиграть не одну, а определенный ряд различных ситуаций.

Содержание   игр   может и должно   варьироваться от игры  к  игре, от класса к классу. При усложненных играх учащиеся получают более широкое представление о реальной действительности, поставленные  перед  ними  задачи,  требуют  более сложных  решений, более   глубокого   проникновения в суть изучаемых явлений. Однако, как и в простых играх, так и в усложненных происходит абстрагирование основных моментов в познавательных целях.

Опишем сюжет игры по теме «Строительство» (1-й класс), которой моделируются простые ситуации. Каждому участник; игры в соответствии с ролью (шофера, монтажника, маляра и т, д.) дается эмблема и некоторые элементы костюма.

«Архитектор» вручает «главному инженеру» чертеж будущего дома. «Строители» пишут заявку на материалы и инструменты и дают се «шоферу». Последний едет на «завод», по заявке получает все необходимое у «кладовщика», а затем привозит на стройку. Начинается строительство дома. «Прораб» следит за работой («Монтажник, ты делаешь неправильно. Нужно соединить две панели без окон»), дает поручения («Крановщик, подними панель на второй этаж»). После возведения дома «маляры» приступают к покраске и обклеиванию комнат обоями. В ходе деятельности «строители» сообщают о выполненной работе («Я выкрасил панель»), просят необходимые материалы и инструменты («У меня кончилась краска. Шофер, привези мне, пожалуйста, еще голубую краску»), обсуждают возникающие проблемы («Какой краской лучше покрасить дом? — Я думаю, желтой»), делятся своими мыслями, воспоминаниями («Я с папой строил стену из кирпича»)

В другом варианте сюжет игры видоизменяется. Распределение, работы происходит в «диспетчерской», заявки на материалы подаются в письменном виде «главному инженеру», который, позвонив на завод «директору», узнает, есть ли цемент (кирпичи), и только после этого посылает на завод машину.

Один из вариантов игры может происходить в форме соревнования двух бригад, «строящих» олимпийские или фестивальные объекты: гостиницу, кинотеатр и т. п. Оценку работе бригад дает в этом случае «приемочная комиссия», которая вместе с педагогом обсуждает результаты работы каждой бригады, речевую активность, сотрудничество и вручает вымпел победителям. В ходе игры дети учатся действовать в познавательной ситуации,   определяемой   внутренними   тенденциями и мотивами. При этом мы видим не просто взаимодействие ролей, а взаимодействие, отражающее общественные функции  каждой роли.  Ученики, усваивая   логику   поведения   в той или иной роли, сами создают игровые ситуации и развивают сюжет игры.

При  усложнении игр от 1 до 4-го класса опора на предметы и действия с ними все более и более сокращаются и приобретают характер умственных действий с опорой на речь. Если в 1-м классе для игры требуется предмет или его заменитель и относительно развернутое действие с ним, то в 3—4-х классах вместо предмета (как его знак) все чаще используется слово-название, а игровые действия сокращаются и обобщаются. По свидетельству Д. Б. Эльконина, чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых.

Приведем пример игровой ситуации в связи с изучением темы «Географическая карта» (4-й класс). Не участники изображали экипажи траулеров, отправляющихся в промысловый рейс. Координаты расположения косяков рыбы сообщаются «капитану» корабля с самолета «летчиком», заметившим скопление рыб. «Капитан» выясняет у «штурмана» местонахождение корабля в данный момент и просит определить необходимое направление движения (двигаться по Карскому морю на Север, вдоль полуострова Таймыр). После благополучного завершения «рейса» экипажи получают новые задания.

Как видим, деятельность участников игры направлена на решение определенных задач, требующих умения ориентироваться по географической карте. Игровые действия в таком случае выступают как сокращенные и обобщенные, свидетельствуя о возросших возможностях четвероклассников в сравнении с первоклассниками решать задачи в умственном плане.

Сюжетно-ролевые игры дают большие возможности для постановки задач логического типа, что активизирует умственное развитие  глухих школьников. Приведем задачи по теме «Гражданская авиация» (4-Й класс):

1. В тайге возник пожар. Что нужно делать?

2. Необходимо доставить больного из леса в больницу, продукты на корабль, почту в лес, работающим там геологам. На чем можно отправить?

При постановке подобных задач ученики самостоятельно определяют способ их решения и осуществляют общение между представителями различных профессий для ее выполнения. Проиллюстрируем сказанное следующим диалогом:

П е д а г о г. Подумайте, какой вид транспорта нужно выбрать чтобы отправить почту геологам в лес, в тайгу. На  тепловозе можно?

Ученики. Нет. В лесу нет железной дороги.

С а ш а А.    На самолете.

Ученики. Нельзя. Нет аэродрома.

Лена Я.     На теплоходе можно.

Ученики.  (обращаясь к учителю). А рядом есть река?

Педагог. Нет, реки рядом нет.

Ученики. Значит, на теплоходе нельзя.

Витя Л.  Я знаю. Почту можно отправить на вертолете

Педагог. Ребята, вы согласны с Витей? А почему?

Ученики.   Вертолет взлетает с места.

С а ш а А.    Он может сесть на поляну.

Педагог. Правильно. Распределите роли диспетчера, летчиков, геологов.

В других случаях педагог предлагает детям самостоятельно приступать к выполнению действий.

Приведем пример диалога:

Начальник   аэропорта. Заболел лесник. Нужен врач.

Диспетчер. Летчик   санитарного   вертолета,   приготовьтесь  к вылету!

Летчик. Шофер, привезите бензин для вертолета.

Летчик   (диспетчеру).   Я   налил   бензин в баки вертолета.

Диспетчер. Позовите врача.

Летчик. Врач пришел, он сел в вертолет. Я к вылету готов!

Диспетчер. Отправляйтесь на взлетную полосу! Летчик. А   мне не нужна   взлетная  полоса.

Начальник   аэропорта   (д и с п ет ч е р у). Ты ошибся. Вертолет взлетает с места.

Важно отметить, что в такой игре ученики не описывают действия, а выполняют их сами в речевой форме, осуществляя общение в  соответствии с взятыми ролями.

В   диалогах   употребляется    много  новых   речевых  оборотов.     Большой эффект при проведении игры дает использование опорных схем диалогов, с которыми предварительно нужно познакомить глухих школьников. Например: карточка для диспетчера содержит такой речевой материал: «Летчик (пилот) пассажирского грузового, санитарного) самолета, приготовься к вылету! Выезжай на ...! Разрешаю взлет! Можно идти на посадку!».

По мнению ряда авторов (А. Г. Зикеев, К. И. Туджанова и др.), для детей с нарушениями слуха чрезвычайно важно правильно составить общую схему развернутого диалога, в которой каждая реплика должна располагаться выше последующей и помещаться в отдельной графе, что будет способствовать успешному оперированию речевым материалом и запоминанию диалогических единств как составной части диалога. В схеме должна быть обеспечена вариативность диалогических единств, что побуждает к творческому развитию сюжета игры.

В процессе игровой деятельности следует поощрять учащихся за активное речевое общение, правильное ведение диалога, использование вариативных высказываний, за самостоятельность в развитии   сюжета.

В заключение рассмотрим сюжеты возможных игр по теме «Правила дорожного движения» в связи с особой актуальностью этой темы.

В дошкольных и школьных учреждениях ведется большая работа по обучению детей правилам дорожного движения, по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Эта проблема должна волновать и педагогов специальных школ. Обучение глухих детей правилам дорожного движения не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их. В силу конкретности и образности мышления глухих детей младших классов обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях Особое значение для овладения глухим ребенком азбукой дорожного движения имеют прогулки, в процессе которых можно обучать умению ориентироваться в дорожной обстановке, понимать и соблюдать требования правил безопасности.

Одним из эффективных средств обучения глухих детей дорожной грамоте является игра, которая позволяет смоделировать самые различные ситуации. В играх можно использовать макет городской улицы, изготовленный на уроках предметно-практического обучения. На макете отмечается подземный переход, чертятся линии «стоп», «осевая», «зебра», устанавливаются «светофоры» и знаки дорожного движения.

Сюжет 1. «Пешеходам даются задания пройти из дома в школу, магазин, аптеку и т. д.

«Инспектор ГАИ» и «дружинники» Регулируют движение транспорта и пешеходов па улице и спрашивают у нарушителей правила дорожного движения.

Сюжет 2. Ребята, изображая взрослых, ведут в детский поликлинику, кинотеатр «детей», которым показывают, как и переходить улицу, с какой стороны обходить транспорт, как реагировать на сигналы светофора.

Сюжет 3. Объявляется конкурс на лучшее знание знаков дорожного движения. «Водители» транспорта действуют в соответствии со знаками дорожного движения, встречающимися на их пути и комментируют свои действия. За правильные ответы им выдаются жетоны. Победителями считаются те, кто набрал наибольшее количество жетонов.

Сюжет 4. По заданию педагога ученики «создают дорожную обстановку»: ставят на макет модели легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев, машины «скорой помощи» и т. д. Одни машины должны идти на разворот, друг и поворачивать направо или налево, третьи — двигаться в пря направлении. Включаются светофоры, на перекресток встает «инспектор ГАИ».

Ученики решают, кто и в каком порядке должен двигаться. При этом нужно помнить и о дорожных знаках и о линиях - метках, видеть и сигналы светофора и указания инспектора дорожно-патрульной службы.

'"Следует подчеркнуть, что сюжетно-ролевые игры не тол создают благоприятные условия для познания окружающей действительности, но и могут являться отправной точкой в выборе будущей профессии.

Развивающий эффект сюжетно-ролевой игры позволяет говорить о необходимости повышения ее роли в процессе обучения и  воспитания глухих учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Доклад на тему "Роль сюжетно-ролевой игры в ознакомлении с окружающим миром и развитии коммуникативных навыков"

Что такое игра и как  выглядит процесс развития игры у детей с глубокой умственной недостаточностью....

Консультация для родителей"Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"

Консультация для родителей "Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"...

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЮ.

В начальной школе действие моделиро-вания в большинстве случаев предстаёт не как содержание (до-полнительная тема в обучении), а именно как учебное действие, средство перевода мышления учащихся на бол...

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"...

Мониторинговая сюжетно-ролевая игра «квест» – игра для самопознания

Данная публикация демонстрирует возможности использования квестов на уроках и во неурочной деятельности....

Экскурсия как способ познания окружающего мира

Экскурсия как способ познания окружающего мира...