Обухова А.С. Познавательно- развлекательное мероприятие Природа вокруг нас.docx
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Обухова Алла Станиславна

Обухова А.С. Познавательно- развлекательное мероприятие Природа вокруг нас.docx

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлекательно-познавательное внеклассное мероприятие по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»

Природа – вокруг нас

Подготовила

учитель начальных классов

Обухова А.С.


Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
  2. развивать интерес учащихся к изучению природы родного края;
  3. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Оборудование: мультимедийная презентация, картинки грибов, плакат «Бережное отношение к природе»

Ход мероприятия

Организационный момент

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

    Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Викторина «Узнай растение».

– Вы внимательно слушаете вопрос и отвечаете на него:

  1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  6. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  7. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
  8. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  9. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  10. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  11. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

А теперь отгадайте загадки

  1. Русская красавица, 
    Всем нам очень нравится. 
    Бела она, стройна, 
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал. 
    Год прошел – и деревцем 
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет: 
    Листья – звезды яркие, 
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Что за дерево такое 
    Угощает снегирей? 
    Снег стоит, трещат морозы, 
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

Мы с вами поговорили о растениях ,которые растут на территории Курской области, но некоторые из них занесены в Красную книгу.

- Кто знает, что это такое?

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\алла\IMG_20161130_112049.jpg

Сообщение

Растительный мир Курской области

Леса занимают небольшую часть Курской области. Сосновые леса встречаются крайне редко и чаще всего они высажены человеком. В этих лесах можно трехцветные фиалки, заячью капусту, множество лишайников. Сосновые леса славятся большим количеством маслят.

Осиновые леса также редки в Курской области. Они сменяют вырубленные виды деревьев. Чаще всего в этих лесах вырастают и дубы, ясени, клены, вязи, которые постепенно превращают осиновый лес в дубраву.Березовые леса состоят из самих берез и большого количества кустарников и злаков. Здесь можно встретить лесной мятлик, овсяницу луговую, полевицу обыкновенную, лютик едкий, лесную землянику и множество других растений.

Одними из самых высоких лесов являются ольховые. В них очень сыро, стволы обвиты лианами. В таких условиях прекрасно растет малина и смородина.

Дубравы Курской области расположены вдоль речных берегов. Чаще всего там встречается дуб черешчатый, а также ясень обыкновенный, клен остролистный и вязь. А под этими высокоствольными деревьями растут лесные яблони, груши и полевые клены.

Второй том Красной Книги Курской области, посвященный редким и исчезающим видам грибов и растений, в него вошли 212 видов области, чья численность снизилась до критического уровня. Среди них – дикорастущие ягоды, обширную группу составляют известные лекарственные растения. Много редких растений среди первоцветов и декоративных растений области. Растения Курской области, занесенные в Красную книгу Адонис, Алтей лекарственный, Башмачок капельный, Клюква обыкновенная.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\алла\IMG_20161130_112340.jpg

Физкультминутка

Я на кусте у родника (дети поднимают руки)
Не тронул сети паука, 
Я поглядел на муравьёв: 
(приседают)
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал 
(шаги на месте)
И никого не напугал, 
(повороты туловища)
Нигде воды не замутил...
В лесу я просто погостил! 
(руки в стороны, вниз)

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

Викторина «Лесные загадки».

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  8. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  9. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  10. Есть на речках лесорубы 
    В серебристо-бурых шубах 
    Из деревьев, веток, глины 
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  11. Скачет зверюшка: 
    Не рот, а ловушка. 
    Попадут в ловушку 
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  12. Над рекою он в полёте, 
    Этот чудо-самолётик. 
    Над водой парит он гладкой, 
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза).
  13. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно – 
    Укусит. Ясно? (
    Змея).

-Учитель. Много разных животных населяют лес. Они чувствуют себя в лесу как дома. А хотите узнать, о чем они разговаривают?

(Выступают дети).

Сорока. Медведь, спишь что ли?

Медведь. Уснешь с такой! Что тебе, стрекотуха?

Сорока. Да вот не пойму, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну, птица-глухарь – это понятно. А вот медведь… Что такое медведь?

Медведь.Охо-хо! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мед ведающий». Понятно? Только сладкий сон стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И  никто про то не ведает, только я, медведь, ведаю.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\алла\IMG_20161130_113023.jpg

«А знаете ли вы?»

  1. Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог? Сам весом 14 граммов может тащить груз в 1кг 580г.
  2. Знаете ли вы, что сова за лето уничтожает до 100 мышей и этим спасает до 1000 кг зерна.
  3. Знаете ли вы, что 1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.
  4. Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.
  5. Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда нужно облететь 1 миллион цветков.
  6. Знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь 200 малярийных комаров и этим спасает людей.

Учитель: На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в Красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\алла\IMG_20161130_113539.jpg

Сообщение

Животный мир Курской области

Природа Курской области хорошо подходит для жизни многих животных. В лесах водится большое количество лосей, косуль, кабанов.

Барсуки также нашли свое пристанище в Курских лесах. Лисицы заняли свое место в лесах, они охотятся на болотах или высматривают добычу за кустарниками. Однако о волках этого сказать нельзя - они практически исчезли с Курских земель.

В лесах и долинах можно встретить различных белок и ежей.

На земном покрове водится большое количество ящериц и змей. В Курской области водятся такие как: прыткая, живородящая ящерица и ящерица веретеница, змеи - гадюки и ужи. Также представителями земноводных Курской области являются жабы обыкновенные.

Прекрасен и богат мир пернатых. В лесах можно встретить зяблика и пеночку-трещотку, пеночку-веничку и пеночку-теньковки.

В высокоствольных лесах Курской области обитают горлинки, кукушки, черные дрозды, пестрые дятлы. На более увлажненных участках слышатся трели соловьев.

Снегири отдают предпочтение хвойным лесам, а иволга - березовым и дубовым.

В степях можно встретить пустельгу обыкновенную, жаворонков, куропаток и даже коростель и каменку обыкновенную. И только дрофу увидеть крайне сложно, она практически исчезла из Курской области.

В деревнях, поселках и городах часто встречаются ласточки, галки и синицы.

Поля и степи являются прекрасной средой обитания для различных грызунов - для крапчатого суслика, степного хорька и зайцеобразных.

Подводный мир Курской области достаточно разнообразен. Помимо различных моллюсков, служащих кормом для многих особей, в водах этих мест обитают окуни, щуки, сомы, язи, лещи, судаки, караси и другие.

Среди даров природы, которыми богата наша область, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

«На лесной полянке»

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! 
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... 
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... 
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. 
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! 
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. 
    (Боровик, белый). 

Любопытные факты о грибах.

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.

Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

Игра «Собери грибы»

Назвать правила сбора грибов.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\алла\IMG_20161130_114205.jpg

А теперь поговорим о Правилах Друзей Природы. У каждого из вас лежат на столе памятки “Правила поведения в природе”. Прочитайте одно из правил и объясните его.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Листья выделяют кислород, задерживают пыль. Не надо обламывать ветки цветущей черемухи. Без цветов не будет и плодов.

Не рвите на лугу и в лесу цветы. Сорванные цветы быстро вянут, а оставленные в природе будут радовать своей красотой и дадут семена, из которых вырастут новые растения. А букеты можно составлять из тех цветов, которые люди сами выращивают.

Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Они приносят пользу деревьям, нужны животным леса.

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Они украшают природу, многие из них опыляют растения, значит, у растений появятся семена. Муравьи – санитары леса, они спасают его от вредных насекомых. Стрекозы спасают нас от комаров и мошек.

Берегите лягушек, жаб и их головастиков. За лето каждая лягушка и жаба съедает больше тысячи комаров, мух, жуков.

Не лови диких животных и не уноси их домой. Условия неволи не могут заменить им лес, луг, водоём. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве.

Не подходи близко к гнёздам птиц. Если окажешься рядом с гнездом птицы, не прикасайся к нему, не бери в руки яйца или птенцов. Сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву.

Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

Не оставляй в лесу, у дорог, в парке, у водоёма мусор. Мусор обезображивает природу. Люди и животные могут получить травму, наступив на стекло. А всего-то нужно не бросать мусор, можно взять перчатки, пакет, собрать мусор, донести его до мусорного контейнера, и станет чище.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Рефлексия

Продолжите предложение

Природа для меня это-…

Литература

  1. А. А. Плешаков “Природа”. Учебное пособие для начальной школы. Ульяновск., “Вентана-Граф”, 1995.
  2. Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. “Нестандартные и интегрированные уроки по курсу ''Окружающий мир''”. Москва, “ВАКО”, 2004.
  3. Архарова Л.И. Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы./М: Центр «педагогический поиск», 2004 – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"

Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"формирует духовные ценности и культурные традиции у молодого поколения; развивает интерес к русской куль...

Познавательно-развлекательное мероприятие "Банные сражения"

Формирование культурно-гигиенических навыков через игровую деятельность; воспитание смекалки, ловкости, быстроты; расширения кругозора...

Познавательно - развлекательное мероприятие "Осенние посиделки"

(Осенние посиделки)Утренник для обучающихся начальной школы     Цель: содействовать эстетическому воспитанию обучающихся...

Познавательно-развлекательное мероприятие "Просинец"

Поможет не только весело провести время, но и узнать много нового....

Познавательно-развлекательное мероприятие по ОБЖ "Наша безопасность"

Цель: Повторить полученные ранее знания об ОБЖ. Создать положительно эмоциональную атмосферу. Воспитывать чувство ответственности за жизнь свою и других людей. Создать эмоционально положительную обста...

«Азбука безопасности» Познавательно - развлекательное мероприятие здоровьесберегающее направление 3 класс

пропаганда правил дорожного движения среди обучающихся, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма...

Познавательно-развлекательное мероприятие для младших школьников "Литературный ринг"

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для младших школьников "Литературный ринг". Данное мероприятие направлено на развитие  познавательных интересов, творческого потенциала юных чи...