Сценарий урока "Царство природы. Грибы"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Сценарий урока "Царство природы. Грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_tsarstvo_prirody._griby.docx34.55 КБ
Файл tsarstvo_prirody._griby.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

по окружающему миру

по теме «Царство природы. Грибы»

Составитель: Власова Ольга Аркадьевна –

учитель начальных классов

МАОУ «Артинский лицей»


Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Учебная тема: Царство природы. Грибы.

Тип урока:   Открытие нового знания

Цель: содействовать формированию у учащихся представления о грибах как отдельном царстве природы.

Задачи:

  1. Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов, как отдельного царства природы.
  2. Познакомить с видами шляпочных грибов.
  3. Формировать умение строить доказательства, развивать внимание, память, мыслительные операции.
  4. Учить выполнять самооценку, взаимопроверку.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные:  нравственно-этическая ориентация – оценивает  эмоционально-эстетические впечатления, принимает ценности мира.

Метапредметные:

регулятивные:

- выполняет задание в соответствии с поставленной целью,

- отвечает на поставленные вопросы, ориентируется в рабочей тетради и учебнике;

познавательные:

- выделяет и формулирует познавательную цель,

- использует условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе;

Коммуникативные:

- сотрудничает, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Предметные: научаться определять четыре царства живой природы; получат возможность познакомиться: с разнообразием шляпочных грибов.

Средства: ПК,ИД, документ-камера, 2 листа бумаги «Снегурочка», раздаточный материал – рисунки гриба, карточки с названиями частей гриба, листы самооценки,  фломастеры, клей.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые средства ИКТ

1.Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем урок окружающего мира.

- Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила совместной работы.

Дети называют правила:

-слушать мнения друг друга, ведь каждый имеет право высказать свое мнение;

- не спорить по пустякам;

- обсуждать ответы и приходить к единому мнению;

- ответы давать по-очереди или по указанию консультанта группы.

2.Актуализация знаний

Беседа на тему «Царства живой природы»

- В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…как вы думаете кто?

- Нет, не царь с царицей. И речь идет не об одном царстве, и находятся они не за тридевять земель, а вокруг нас.

- Это царства живой природы.

- Давайте вспомним, какие царства живой природы мы уже изучили.(слайд2)

(используется таблица «Царства живой природы»)

Формулирование темы, постановка цели

- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.(слайд 3)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (грибы)

- Сформулируете тему урока.

- Тема нашего урока «Царство природы. Грибы».

- Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.

- А что бы вы хотели узнать о грибах?

- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.

Слушают учителя, высказывают свои предположения.

- Царство животных, царства растений, царство бактерий и вирусов.

Отгадывают загадку

- Гриб

Формулируют тему урока «Царства природы. Грибы»

Учащиеся задают вопросы:

- Что такое грибы?

- Какие бывают грибы?

-Где, как и когда растут грибы?

- Все ли грибы можно собирать?

Интерактивная доска

3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Постановка проблемного вопроса

- Начнем нашу работу с определения грибов. Нам нужно определить , а к какому царству относятся грибы.

- Послушайте диалог Лены и Миши.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

- Что вас удивляет в диалоге наших героев?

- Какой возникает вопрос?

- Грибы – это растения или животные? (Слайд 4)

Исследовательская работа

- Давайте проведем маленькое исследование, что бы ответить на вопрос «Грибы – это растения или животные?»

- Давайте выдвинем гипотезу.

- Цель: Выяснить, грибы – это растения или животные.

- А что бы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие свойства присущи царству растений и царству животных.

- 1 группа работает с царством растений,  2 группа – с царством животных.

- Каждая группа расскажет о свойствах, которые они выделили для своего царства. Если у вас будут дополнения, пожалуйста, дополните ответы товарищей.

(слайд 5)

- А сейчас выделим существенные признаки у грибов. Открываем учебник на странице 50. Прочитайте текст и выделите отличия грибов от растений и животных. (каждая группа записывают отличительные признаки на листах)

- А какие признаки вы выделили мы сейчас увидим. (с помощью документ – камеры работы групп выводится на экран)

- Да, вы правы в своих ответах.

- Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эту схему?

-  Результат нашего небольшого исследования -  грибы составляют отдельное царство живой природы. (слайд 6)

Физминутка.

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!

-  Давайте вспомним, что еще мы знаем о грибах. Отгадайте загадку:

Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся

- Попробуйте в загадке найти части гриба.  Обозначьте каждую часть. (У каждой группы рисунок гриба и названия частей гриба).

-  Расскажите, что вы знаете о частях гриба.(слайд 7)

Постановка проблемного вопроса

-   Ученые утверждают, что грибы бывают пластинчатые и трубчатые. А как вы думает , почему они так называются?

- Сейчас мы заглянем под шляпку грибов. (Слайд 8)

- Одинаковые они или разные?

- Что вы увидели под шляпкой первого гриба? Как  называются  эти грибы?(слайд 9)

- Назовите шляпочные грибы.

- Загляните под шляпку второго гриба? Как  называются  эти грибы?(слайд 10)

- Назовите трубчатые грибы

Двое учащихся разыгрывают сценку, остальные слушают.

Высказывают свои сомнения, формулируют проблемный вопрос: Грибы – это растения или животные?

Формулируют гипотезу, цель

- Грибы –это растения,грибы – это животные.

Работают в группах, выделяют существенные признаки:

Царство растений:

- Имеют корни, листья, стебли, цветы, плоды с семенами.

- Питаются растворенными в воде минеральными солями.

- Могут сами вырабатывать питательные вещества.

- Для нормального роста и развития необходимы тепло и влага

Царство животных:

- Могут передвигаться.

- используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

- Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

Каждая группа перечисляет свойства своего царства.

Читают текст параграфа и выделяют отличия грибов от растений и животных:

- Грибы не имеют зеленой окраски.

- Не могут сами создавать для себя питательные вещества.

- Поглощают  готовые питательные вещества.

- Для нормального роста нужны тепло, воздух, влага и питательные вещества.

- Самостоятельно не передвигаются.

- Грибы составляют отдельное царство природы, так как им присущи признаки и растений и животных.

Представители каждой  группы поясняют  свои ответы.

-  Грибам присущи некоторые признаки животных и растений.

- Грибы – это не растения и не животные.

Учащиеся выполняют физминутку

- Гриб.

Учащиеся обозначают части гриба.

- Верхняя часть - шляпка. В ней созревают споры – маленькие семена.

- Под шляпкой находится ножка.

- Шляпка и ножка – это плодовое тело.

- Грибница – подземная часть гриба.

- Грибница – это тонкие, белые, ветвистые, похожие на паутину нити.

Дети высказывают свои предположения.

Дети высказывают свое мнение.

Рассматривают картинку гриба, отвечают на вопрос.

- Под шляпкой первого гриба видим пластинки. Следовательно, это пластинчатые грибы.

-Груздь, сыроежка, шампиньон.

- Под шляпкой второго гриба видим трубочки. Следовательно, это трубчатые  грибы.

- Белый гриб, подосиновик, подберезовик.

Интерактивная доска

Документ-камера

Интерактивная доска

4.Первичное осмысление и закрепление

Работа с таблицей(рабочая тетрадь)

 -  Вы в группе должны заполнить таблицу «Пластинчатые и трубчатые грибы».

Проверка с помощью документ - камеры

Игра  «Какие грибы вы положите в лукошко» (слайд 11)

- Помогите  собрать съедобные грибы.

Учащиеся совещаются и записывают названия грибов в таблицу.

Выбирают съедобные грибы.

Документ – камера

Интерактивная доска

5.Итоги урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вас больше всего заинтересовало?

- Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке
 Я не знал (а)… Теперь я знаю…
Мне было трудно
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

6.Домашнее задание

- Домашнее задание  будет состоять из двух частей:

1) подготовьте рассказ «Любимые грибы нашей семьи»;

2) составьте памятку «Правили сбора грибов»

Литература:

  1. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 1 часть/ Н.Ф.виноградова, Г.С.калинова – М.: Вентана – Граф, 2013.
  2. Н.Ф.Виноградова., Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3- 4 класс. Книга для учителя. М: Просвещение, 2012г.
  3. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
  4. Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Грибы. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: ABF, 1990.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Царство природы. Грибы» Составитель: Власова Ольга Аркадьевна – учитель начальных классов МАОУ « Артинский лицей » У рок окружающего мира. 3 класс

Слайд 2

Царства живой природы Растения Животные Бактерии и вирусы

Слайд 3

Тема урока: Царство природы. Грибы И на горке и под горкой Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.

Слайд 4

« Грибы – это растения или животные? » Гипотеза: Грибы – это растения или грибы – это животные. Цель: Выяснить, грибы – это растения или животные.

Слайд 5

Царство растений: Царство животных: Имеют корни, листья, стебли, цветы, плоды с семенами. Питаются растворенными в воде минеральными солями. Могут сами вырабатывать питательные вещества. - Для нормального роста и развития необходимы тепло и влага Могут передвигаться. И спользуют в пищу другие живые организмы: растения или животных. - Не могут сами вырабатывать питательные вещества. Царство грибы - Грибы не имеют зеленой окраски. -Не могут сами создавать для себя питательные вещества -Поглощают готовые питательные вещества. -Для нормального роста нужны тепло, воздух, влага и питательные вещества. - Самостоятельно не передвигаются.

Слайд 6

Царства живой природы Растения Животные Бактерии и вирусы Грибы

Слайд 7

Землю пробуравил Грибницу оставил, На ножке явился, Шляпкой прикрылся

Слайд 11

Какие грибы вы положите в лукошко?

Слайд 12

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Грибы".

Данный сценарий можно использовать на уроках природоведения и во внеурочной деятельности....

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...

Проверочная работа. Окружающий мир. 2 класс. Царства живой природы. Грибы

Проверочная работа составлена к материалам программы "Начальная шкорла 21 века"...

Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царства живой природы. Грибы».

Вариант теста по окружающему миру для 2-го класса, УМК "Начальная школа 21 века"....

Исследовательская работа по биологии "Удивительные создания природы - грибы шампиньоны"

Исследовательская работа по биологии во внеурочной деятельности о грибах шампиньонах....

Царства живой природы. Грибы

Окружающий мир.Царства живой природы.Грибы....