Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Чиркина Ольга Николаевна

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока по окружающему миру

во 2 классе

Тема : «Царства природы. Грибы»

Подготовила: Чиркина О. Н.

                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                   

     

   Тема «Царства природы. Грибы».                           

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель: Развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.

 Задачи:

Предметная:   Организовать деятельность учащихся, направленную на  выявление представлений о признаках грибов   как   самостоятельного    царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.

Регулятивная:  Обеспечить   формирование  умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок; высказывать своё предположение .

Коммуникативная:  Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и  разрешать  конфликты.

Личностная:  Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

 

Оборудование: учебник « Окружающий мир» Н.В. Виноградова,( 2 часть.)

презентация «Грибное царство»

                                             Деятельность учителя

1.Мотивация.

Если  б только мы умели

Понимать язык зверей,

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей.

- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к  людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова  , выражающие это отношение)

- Как вы думаете,  какое отношение к окружающему нас, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?

2. Актуализация опорных знаний.

-Озвучьте схему «Царства живой  природы». Cл1

                                        Царства

                                 живой природы

Бактерии                                                          Ратения

  Грибы                                                             Животные

 

- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?

3.Сообщение темы урока

- В мире живой природы оказывается есть ещё одно царство.

-Отгадайте  название царства, в которое мы сегодня отправимся.

и       н    е     б    р    о    г                                                                                                      

  1. 5     7    4     2   6    1

- Сегодняшний урок - это урок приобретения новых знаний. Мы разделимся на 3 команды (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес.

3. Постановка цели и задач урока.

- А что интересного может нас ждать в этом царстве?

- Cегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

-Я вижу, что вы вполне готовы к работе.

4 .Изучение нового материала.

- Почему грибы - это живая  природа?

-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответа Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания. 

Вопрос

1 команда

2 команда

3 команда

К какому миру живой природы можно отнести грибы?

Гриб-это животное.

Гриб-это что-то другое

Гриб-это растение

В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.

В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:

-Какие части растений вам известны?

-Что можно сказать о грибах?

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

-А к миру животных?

-Так что же это такое - грибы?

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

- Что бы вы хотели узнать  об этих удивительных творениях природы?

5.- Как назвать то, что я держу в руках?(муляж гриба)

- Вы в этом уверены? Так считают многие, потому что не знают, что сам гриб спрятан в почве. Сл2

-Можно ли уточнить наши предположения? А где мы можем оттискать такую информацию?

-Откройте учебники на странице 23, прочитайте текст. Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Сл  Рассмотрите рисунок на с. 25, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.)

 -Как их можно назвать?

- Из чего состоит надземная часть? А подземная?

-Что образуется в нижней части шляпки ?

-По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А как называются вместе ножка и шляпка? Сл3

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? - Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- На самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

- Верно. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.

 -Все грибы, которые вы знаете имеют шляпку. Какое название вы бы им дали?,. Почему? Сл4

Давайте рассмотрим рисунки ядовитых грибов

6.Физминутка

7. Закрепление изученного.

- А теперь я вас приглашаю на прогулку в лес.

Сл 5

-Войдя в лес, мы пойдем по лесной тропинке, а  по дороге сделаем несколько привалов. О чем бы в хотели напомнить друзьям?

- А какими грибами ещё можно отравиться?

-Где мы можем найти ответ?

- Прочитаем правило на стр27.

- Если ядовитые грибы так опасны, может быть их лучше все выкопать, затоптать, удалить с лица Земли? Как вы думаете?Сл,6

- Ребята, смотрите «грибное царство» нам открывает свои двери. Сделаем первый привал и узнаем,  как люди научились пользоваться грибами.

. На Руси была своя грибная столица – Судиславль недалеко от Москвы. С давних времен грибы считают продуктом питания, врачевания. Поэтому рассказ о грибах будет не совсем полным, если мы не узнаем, чем же полезны грибы для нашего здоровья?

 

-Теперь мы понимаем почему нельзя уничтожать незнакомые грибы? Давайте составим памятку грибнику, как правильно собирать грибы. Посоветуйтесь и предложите как это нужно делать.

-А теперь сравните эту памятку с предложенной . Сл7

                                          Памятка грибнику

  • Если сомневаетесь в съедобности гриба – лучше такой гриб не брать.
  • Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми.
  • Нельзя собирать возле дороги.
  • Срезать ножом.
  • Постоянно пополняй знания о  грибах – тогда сомнений будет меньше.

 

 

8. Контроль усвоения.

 - Какое значение имеют грибы в природе? 8

-Итак, наше путешествие по грибному царству заканчивается. Но прежде, чем  выйти из него, давайте проверим, все ли хорошо мы усвоили. Сейчас проведем письменный экспресс опрос.

  • Грибы – это растения.
  • Главной частью гриба является плодовое тело.
  • Шляпка и пенек образуют плодовое тело.
  • Может ли гриб вырасти на дереве?

Животные едят несъедобные грибы.

  • Шампиньон - это ядовитый гриб.
  • Бледная поганка - это съедобный гриб.
  • Размножаются грибы  спорами.          (-,-,+,+,+,-,-,+)  Сл 10

- Проверьте свою работу и на листочке определите своё место на пьедестале знаний.

9. Рефлексия.

- Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие .Что нового вы для себя открыли?

- В чём вы затруднялись?

-Оцените свою работу и определите своё место на пьедестале успеха.

10. Домашнее задание.

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее  вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Желающие могут собрать информацию о  грибах и подготовить мини-доклад.

Деятельность учащихся

-Бережно, внимательно, быть чутким, уметь помогать слабым...

-Природа бывает живая и неживая. Живую природу учёные условно разделили на царства, о которых мы уже знаем. (Царство животных , растений.)

-Наверное, нет.

- Грибное.

- Почему это отдельное царство и кто живёт в нем? Какие грибы бывают?

-Грибы появляются (рождаются), растут, умирают .

- Корень, стебель, ветки, листья, плод.

- У грибов нет листьев, стебля, веток. Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- Нет.

- Тоже нет.

- Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.

-Как растут грибы и какую пользу, а может быть вред они  приносят окружающим? Научиться распознавать грибы...

-Гриб.

- Да. Нам может помочь учебник.

Чтение текста.

Рассматривают строение гриба на слайде и уточняют названия.

-Надземная и подземная.

-Из ножки и шляпки.

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

-Плодовое тело.

-Состоит из нитей, похожа на паутину.

-Грибница важнее, чем плодовое тело.  Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Если повредить грибницу, то грибы не вырастут. Это как у растений.

- У них есть шляпки, значит они шляпочные.

-О правилах поведения в лесу.

- Не все грибы можно собирать.

                 Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на стр27. Итак, готовы? Начнем. Бледная поганка – сыроежка, шампиньон; ложные опята – опята; желчный гриб – белый гриб, подберезовик; ложная лисичка – лисичка.

- В учебнике.

-Нельзя. Ими лечатся животные

Сообщения  учеников.( работа в группах.)

I Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? Грибы не имеют зелёной окраски.

Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ.  Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Существует 120 тысяч разновидностей грибов. В нашей стране произрастает 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Возникла наука о грибах микология. Сл 9

II. С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравления, но любовь к вкусным блюдам заставила научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.  Грибы содержат большое количество витаминов.   С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными, сушеными грибами направлялся в города

III. Японские и американские учёные нашли в белых грибах вещества, противодействующие раку. Смертельную ядовитую поганку используют в малых дозах  для лечения холеры. Издавна водную настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, и  радикулита .

IV. Грибом чагой лечат язву желудка и некоторые опухоли. Во время Великой Отечественной войны медсёстры собирали трутовики и заменяли им вату, когда им не  хватало перевязочного материала.

 

Работают в парах.

Выделяют несказанное.

-Служат кормом для животных .  Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных и человека).

Работают самостоятельно . Самооценка.

                           УУД

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Личностные

Познавательные

Познавательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"   Школа России 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Грибы".2 класс. УМК "Перспектива"

Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Ценность природы для людей."

Учащиеся познакомятся с разнооб­разием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договар...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...