Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Зимина Маргарита Владимировна

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tsarstvo_gribov_3_klass.docx122.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа-интернат № 6 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Тема:  В царстве грибов. (3 –а класс)

Учитель: Зимина

Маргарита Владимировна.

Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы, познакомить  с строением,  размножением и развитием грибов.

Задачи:

1.Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека,  какие грибы нужно охранять.

2.Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)

3.Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы,  понимание ценности всех живых существ в природе.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы.

Оборудование: презентация о грибах, макеты деревьев на партах, пластилин, рисунки грибов, карточка-схема строения гриба, 2 корзины с грибами, Природа – гостья.  

Ход урока

I. Организационный момент.

Звонок звенит. Он нам говорит-

Будем мы учиться. Это пригодится.

II. Актуализация знаний.

 

Посмотрите, что вы видите на столах? (макеты деревьев на партах стоят).

Когда рядом растут много разных деревьев, как это называется? (лес).

Ребята, мы сейчас в лес отправляемся.

По лесу вместе прогуляемся и

Посмотрим, сколько же чудес

Хранит добрый и могучий лес.

 Ребята, а что такое лес?

Звучит музыка «Звуки природы».

-Почему о лесе говорят, что он таинственный и удивительный?

 

-Частью чего является лес?

-Какое значение имеет лес в природе?

-Что такое природа?

-Какая бывает природа?

-Приведите примеры неживой природы.

-Чем отличается живая природа от неживой?

Назовите признаки жизни. (Даны карточки на доске. Нужно выбрать: питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)

Какие 2 большие царства живой природы мы уже изучили?

                                                Закрыто слово грибы

III. Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством.   Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.

 

Живёт без забот
Населенье лесное.
Живёт под берёзой,
Живёт под сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый,
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй. ( о грибах) (слайд)

 

 Наша тема урока - в царстве грибов. А поможет нам в узнать много нового о грибах наш гость – ГРИБУЛИК.

IV. Работа по теме урока.

Беседа

-Знаете ли вы, что такое гриб?

Грибы — удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

Они появились на Земле более миллиарда лет назад.

Всего грибов – примерно 120 тысяч видов.

Из них около 500 видов важны для человека. Но только около 150 представителей этого царства человек употребляет в пищу и  используются в различных целях.

Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны, содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

 

-Что бы вы хотели узнать сегодня о грибах?

На слайде схема.

На все интересующие нас вопросы мы ответим на нашем уроке.  

Мы с вами знаем царство растений и животных!

 Скажите, какие науки изучают уже известные нам:

- Царство растений?

- Царство животных? (слайд)

-

 - Какая наука изучает грибы?

 

  МИКОЛОГИЯ  («микос – гриб, «логос» - наука)   (слайд)

От слова “микос” получила своё название наука о грибах – микология, возникшая в конце XIX в. Основателем этой науки считается русский учёный Ф.М. Каменский. (фото)

Записываем в словарики.

 1. Строение гриба.

- Давайте вспомним,  из каких частей состоит гриб.

Перед вами лежит схема строения гриба. Какие части гриба вы знаете? (Работают на листочках с рисунками грибов, подписывают известные части гриба)

Проверка работы. (Слайд № 5)

 - Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то в земле можно увидеть ветвящиеся белые, похожие на паутинку, нити,  которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. Подземная часть  гриба называется грибница –  а вообще-то, грибница – это сам гриб. 

-Для чего  служит грибница? Она питает гриб (Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)

  - Из каких частей состоит наземная часть гриба?

На самом верху шляпка. В ней созревают споры - это маленькие семена, при помощи которых размножаются грибы. СПОРЫ, созревая, падают в почву или переносятся ветром на разное от гриба расстояние,   участвуют в этом  также насекомые, слизни, белки и другие животные

 Под шляпкой находится ножка или пенек.

- Все вместе плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)

В словарик приклеите дома схему строения  гриба..

Грибулик спрашивает,  грибы, у которых есть шляпка, какое общее название имеют? (ШЛЯПОЧНЫЕ) (СЛАЙД)

 Однако, шляпочные грибы тоже имеют отличие. У одних грибов нижняя часть шляпки в виде пластинок. Такие грибы называются пластинчатые.

У других в виде трубочек  - это ТРУБЧАТЫЕ

Входит Гостья – Природа с корзиночками.

Что нам наша Природа принесла? (грибочки и загадки о грибах))

Слушаем  загадки.

1.Нет грибов дружней, чем эти  

Знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

2.  Я в красной шапочке стою

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я - ….   (Подосиновик)

3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)

4.  Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще…

5.  Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички

Светло-жёлтые …  

6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся …    
(Белый.)

7 Бледная она стоит,

У неё съедобный вид.

Принесешь домой – беда, будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб – обманка,

Враг наш – бледная…   (Поганка)

 

 Классификация грибов         

- На какие две группы можно разделить  грибы? /съедобные, несъедобные/

Что значит съедобные, несъедобные?

Игра «Корзиночка»

Предлагает Природа  помочь ей убрать из корзины те грибы, которые

не едят.

Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Посмотрите, как их много в царстве грибов. Но есть и такие удивительные грибы разной формы.

  - Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.

(На слайдах показываются съедобные и несъедобные грибы и сравниваются)

 - Открыли учебники стр.114-115

11.Работа по учебнику. Грибы -  двойники

-  Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?

С некоторыми мы сейчас познакомимся.

Первая пара:

  Поганка          шампиньон

 - Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки.

( слайд)

Вторя пара:

Лисички

Ложные лисички.

Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)

Человек с древних времен использует грибы в пищу. Блюда из съедобных грибов традиционно входят в национальные кухни многих народов мира.

Многие грибы ядовиты, ими можно тяжело отравиться. Не опознав гриб, лучше не срезайте его - относитесь к грибам с осторожностью.

  - Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?

 

  «Значение для природы и человека ядовитых грибов»

1. Я - бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

         

2. Я – мухомор, людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.

    Мы - санитары леса!

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

   (физминутка)

Мы с корзинкой в лес пошли,

Все поляны обошли,

К старой ёлке подошли

И огромный гриб нашли.

Игра на внимание.

Я называю грибы. Если съедобный – хлопаем, если нет –  руки на голову кладем.

(СЫРОЕЖКА, МУХОМОР, БОРОВИК, ШАМПИНЬОН, БЛЕДНАЯ ПОГАНКА, РЫЖИК, ГРУЗДИ, ЛОЖНЫЙ ОПЕНОК, МАСЛЯТА, ПОБДЕРЕЗОВИК.)

 - Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.

Садитесь.  А теперь продолжим.

 Как собирать грибы?

А знаете ли вы, как правильно собирать грибы?

—  Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)

 —  Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.

ПАМЯТКА.

  • Не знаешь гриб - не бери его!
  • Никогда не пробуй гриб на вкус!
  • Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу!.
  • Не собирай грибы с клубневидным

утолщением, окруженной оболочкой.

  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!  
  • Не собирай старые, перезрелые грибы!

Можно прочитать в учебнике правила сбора грибов на с. 115.

 Значение грибов

Сказка

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.

( слайды деревья и грибы)

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибов в грабеже. "

-Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас"

 Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва.   Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки.

 Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали быстрее расти, и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.

( слайд)

Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?

Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.

( слайд)

Результаты исследования:

- Что получают грибы от деревьев?

1. Грибы получают от дерева питательные вещества.

- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?

- Что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)

2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.

- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)

- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?

3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.

- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?

4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.

- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

(21 слайд вывод, гриб дерево)

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов, а деревья дают грибам питательные вещества.

- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.

Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или, по другому сказать, у них симбиоз.  (Записываем в словарик)

Дружба деревьев и грибов.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной, под березой – подберезовики. Ядовитые грибы растут, где хотят.

Мы с вами в лесу. Грибулик предлагает представить, то мы семена грибов – споры. Мы поможем в нашем лесу вырасти разным грибам . В лесу полезны все грибы. Животным нужны для лечения ядовитые грибы. 1 Группа   лепят несъедобные грибы, а  2 группа лепят  съедобные: боровик, подосиновик, рыжик, маслята, лисички, сыроежки.

 Грибы, занесённые в Красную книгу.

Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно.

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.

Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России и нуждаются в особой охране..

(слайды) (Красная книга)

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)

- Эти грибы нуждаются в особой охране.

VII. Знакомство с разнообразием грибов

У. Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.

Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.

– Плесень – это тоже гриб. Из каких частей состоит плесень?

Д. Из плодового тела, грибницы.

У. А чего у плесени нет?

Д. Шляпки.

У. Можно ли в таком случае назвать ее шляпочным грибом?

Д. Нет.

У. А как бы вы ее назвали?

Д. Плесневый гриб.

У. Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?
Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.

Есть еще грибы дрожжевые. Они тоже приносят пользу природе и человеку.
Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах.  


Какое же значение имеют грибы в природе?

Д. Питают деревья, служат кормом для животных.

У. А как человек использует грибы?

Д. Человек употребляет грибы в пищу. Грибы необходимы для изготовления теста, сыра, пива и вина.

(Слайд)

У. Все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?

Д. Не все, так как среди них есть ядовитые.

А можно ли уничтожать ядовитые грибы? Нет

Для кого они полезны? (животным)

У. А в медицине какие используются грибы?

Есть грибы-лекарства: пенициллин, спорынья.

 

А знаете ли вы?... (на слайдах)

VII. Рефлексия

Игра «Пятый лишний»

Среди пяти грибов команды должны найти лишний, на их взгляд, гриб и объяснить, почему они так считают.

  1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик.
  2. Подберезовик, масленок, дрожжи, опенок, рыжик.
  3. Опенок, масленок, лисички, пенициллин, шампиньон.

Конкурс «Пословицы  о грибах». (слайд)

 Найдите конец пословицы

1.Всякий гриб в руки берут,                     да и не всякий в кузов кладут.

2. Не поклонясь до земли,                        и гриба не подымешь.

3. Где гриб вырос,                                      там его и берут.

Заглянем в корзинку Грибулика. Что же мы узнали о грибах? (слайд)

 

VIII. Подведение итогов урока

-  Что нового вы узнали на уроке?

-  Из чего состоит гриб?

-  Что такое грибница?

-  Какие правила сбора грибов вы выполняете?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 112-117, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 116.

2.  Рабочая тетрадь: № 4 (с. 66-67).

Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"

Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....

конспект урока по окружающему миру 3 класс "Ядовитые грибы"

В доступной и интересной форме закрепляются знания учащихся о ядовитых грибах...

• Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова. Тема: "В царстве грибов"

Расширение знаний детей о грибах; знать их многообразие, значение; учить отличать съедобные грибы от несъедобных; воспитывать бережное отношение к ним; проводить не...

Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"

Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить...

Конспект урока по окружающему миру "Грибы"

интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) проводила в 1 классе. Задачей данного урока является знакомство детей с царством грибов....