Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Многообразие грибов "
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Подлубная Наталья Вячеславовна

Программа  "Школа  России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira_1_kl.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего  мира

(1класс)

Тема:  Многообразие  грибов

Вид урока: урок- путешествие

Тип урока:  урок изучения нового материала

Цели и задачи: 1) – формировать представление  у школьников о грибах как особом  

                                  царстве живой природы, о шляпочных грибах, их строении, о

                                  пластинчатых и трубчатых грибах;

                           2) -  развивать умение извлекать  информацию из рисунка-схемы,

                                  умение  сравнивать предметы окружающего мира и классифи-

                                  цировать их, развивать воображение, логическое мышление

                             3) – воспитывать интерес к предмету и  бережное отношение к при-

                                    роде

Ход урока:

1. Орг.момент

- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Мы будем путешествовать по лесу. Вместе с нами гулять по лесным тропинкам  будет Старичок-Лесовичок.  О  чём же расскажет он сегодня?

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы.  (гриб)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока?  (Грибы, их строение, виды грибов) 

У  Старичка-Лесовичка большая корзинка с грибами. Он  будет раздавать вам грибочки за правильный ответ. Посмотрим, кто будет лучшими грибниками.

2. Повторение пройденного материала

Ребята, давайте вспомним известную вам схему:

(дети по схеме рассказывают пройденный материал)

природа

неживая

живая

растения

животные

 Старичок-Лесовичок  раздаёт грибочки активным ученикам

3. Изучение новой темы

1)- Сегодня мы эту схему  дополним.

Как вы думаете, куда нужно поместить  карточку

грибы

- Это живая или неживая природа?  (живая)

- Почему? (грибы появляются, растут, размножаются, умирают)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (дети ответят: к миру растений)

- Почему? (они растут на земле)

- Какие части растений  вам известны? (корень, стебель, листья, ветки, плод)

- Есть ли они у грибов? (у грибов нет листьев, стебля, веток)

-А ещё растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют». Значит, мы не можем отнести грибы к миру растений.

- А к миру животных? (нет)

- Так куда же нам поместить эту карточку, ребята? (особое царство живой природы)

( Прикрепляется карточка к схеме)         

природа


неживая

живая

               Растения                       животные                           грибы

Старичок-Лесовичок  раздаёт грибочки активным ученикам

2) - А знаете ли вы где растут грибы?
Выполнение задания на стр. 18. Учащиеся разгадывают  загадки (узнают гриб) и находят среди разрезных карточек те, на которых изображены деревья, под которыми можно найти эти грибы.

Старичок-Лесовичок  раздаёт грибочки активным ученикам

Физкультминутка – игра

Дети по очереди подставляют в стих своё имя и название гриба ( не повторяться!)

Ваня  шёл, шёл,шёл –

Подберёзовик нашёл.

Дима шёл, шёл, шёл

И лисичку нашёл

….

3) -  Все грибы, которые вы сейчас вспомнили  называются  шляпочными. Дополняется схема.

природа

неживая

живая

                 Растения                       животные                           грибы

                                                       

                                                                                     шляпочные

На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.

 Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (одна часть над землёй, другая под землёй; состоит из шляпки и ножки…)

  Давайте уточним строение гриба и назовем все его части. Рассмотрите рисунок  в учебнике на стр. 19.  Обобщение учителем всех ответов учеников по строению гриба.                                                        

Проблемный вопрос: - А для чего грибу шляпка?        (ответы детей)

-В  шляпке гриба созревают споры, которые разносятся ветром, попадают  на землю и прорастают, образуя новые грибы. По строению шляпок грибы делятся  на  пластинчатые и трубчатые. Дополняется схема.

природа

неживая

живая

           

              Растения                       животные                           грибы

                                                       

                                                                                     шляпочные

                                                                       (пластинчатые, трубчатые)

 Посмотрите  рисунок  на стр. 19.

-  Как вы думаете, почему они так называются?  ( нижняя часть шляпки состоит из  множества пластинок или  тонких трубочек)

- Поиграем в игру «Угадай-ка». Определите по рисунку на стр. 20 пластинчатые  и трубочные грибы. Старичок-Лесовичок  раздаёт грибочки активным ученикам

4) – Ребята, какие условия нужны для роста грибов? (тепло, влага, питательные вещества)

А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.

- Что это?(плесень)

- А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом (дети по очереди подходят к микроскопу и рассматривают строение плесени)

-  Что интересного вы заметили?  (плесень имеет такое же строение как шляпочный гриб, только у него нет шляпки)

- Совершенно верно. Значит шляпочным грибом мы не можем её назвать. А как бы вы назвали такие грибы?  (варианты ответов детей)

Эти грибы называются  - плесневые. Дополняется схема.

природа

неживая

живая

           

              Растения                       животные                                   грибы

                                                       

                                                                                     шляпочные                      плесневые

                                                                       (пластинчатые, трубчатые)

Вот какая получилась схема. Но это ещё будет дополняться на следующем уроке.

Старичок-Лесовичок  раздаёт грибочки активным ученикам

5) Какое значение имеют грибы в природе?  (ответы детей)

 Учитель обобщает ответы детей.

Значение грибов:

а)  грибы (точнее, грибница) снабжают деревья влагой и минеральными веществами,

а грибы получают питание от деревьев;

б) человек грибы использует  в пищу,  для животных служат кормом

в) некоторые грибы являются лекарством для животных (мухомор для лосей)

г) из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся  (пенициллин)

Старичок-Лесовичок  раздаёт грибочки активным ученикам

4. Итог урока.

Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется  «микология» (микос – гриб, логос – наука  (с латыни)

Наша лесная прогулка подходит к концу. Старичок-Лесовичок надеется, что она не прошла для вас даром. Вы узнали сегодня много нового, а чтобы стать настоящими микологами, прочитайте дома интересные сведения о грибах и подготовьте сообщение.

Вы  очень хорошо поработали на уроке и сейчас мы узнаем, кто из вас получил больше всех грибов. Мы объявляем их лучшими грибниками. Молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Путешествие в царство грибов"

Презентация наглядно демонстрирует различные виды грибов, расширяет кругозор детей, пополняет знания о грибном царстве, даёт чёткие представления о съедобных и ядовитых грибах. Может быть использована...

урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"

1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...

Конспект урока окружающего мира (2 класс ПНШ) "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

Конспект урока с практической работой.Предварительно учащиеся проводят опыт по выращиванию плесени на хлебе....

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...