Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На уроке проводится работа в парах, самостоятельная работа с последующей проверкой. Ученики отгадывают загадки, читают стихи. поют частушки, разыгрывают сценку. Урок способствует творческому развитию учащихся, формированию коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon carstvo_gribov..doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый региональный конкурс рабочих программ и методических разработок по реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

            Урок окружающего мира

                         в 1 классе

«Царство

                               

                                        грибов» 

                                                                        Учитель начальных классов

                                                                первой квалификационной категории

                                                                      МАОУ-сош№15 г.Альметьевск

                                                           Панкратова Елена Ильинична

Тема:  Царство грибов.

Цели:  1.Углубить знания учащихся о грибах как особом царстве живой природы.  

               Познакомить с особенностями  строения, их многообразием,

               отличительными особенностями грибов от растений.

             Способствовать:

              2. развитию речи, мышления, памяти, внимания, формированию умения

                 сравнивать, обобщать, формулировать проблему, планировать свою

                 деятельность, делать выводы;

               3.воспитанию умения общаться, договариваться, умения правильно  

                 организовать свое место, воспитанию интереса к изучению предмета.

  Тип урока:   открытие нового знания.

  Оборудование:  Дидактический материал «Растения»,  «Животные»,                 «Грибы», м/проектор, муляжи грибов,  г/запись «Звуки леса» , УМК «Планета знаний», рабочая тетрадь.

                                                    Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

 «Мозговой штурм»  (ученики  отгадывают  загадки о природе, учитель вывешивает картинки-ответы  на доске: лес, река, облако, гора,  водопад, солнце, дерево, птица, животное, трава).

-Как можно назвать все это одним словом?( природа, объекты природы)

-Какая бывает природа? Назовите объекты живой и неживой природы.

Докажите свою версию.

-Какой раздел мы изучаем? (царства живой природы). Назовите  эти царства.  Все ли об этом вы знаете? (нет) . Сегодня  мы продолжим  наше исследование о природе, а тему урока вы сформулируете сами. Сегодня вы не только исследователи, но и  путешественники.( Слайд №1)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.

а) формулировка темы урока.

-Выберите из таблицы все буквы русского алфавита, соберите слово. Это и будет темой нашего урока. (Слайд№2)

                         

Q

Y

Г

F

G

J

И

S

Р

V

Б

Z

N

D

Ы

-Итак, о чем же будем говорить на уроке? (о грибах) А где , в основном, растут грибы?

Представьте, что мы отправились в лес, а нашим проводником будет Старичок- Лесовичок.

Какой  вопрос будем исследовать? ( Что такое грибы?)  На   какой  еще  вопрос  будем  отвечать,  как  вы думаете?. (Роль  грибов  в  природе и в жизни человека, Вопрос  формулируется с помощью  учителя. Слайд №3).

Вспомните, как нужно вести себя в лесу? А что принято желать тому, кто отправляется в лес? (доброй тропы).

-Итак, доброй тропы нам всем!

3.Совместное открытие новых знаний.

б) сравнение  объектов царств живой природы.

-Как вы думаете, к какому царству можно отнести грибы?  К царству животных ? Докажите свое мнение.(высказывания учащихся).Или к царству растений?

Назовите основные части растения. А главная  особенность  растений? (зеленый цвет).

А как называется это вещество? ( хлорофилл –играет важную роль в образовании питательных веществ). Вывод: растения образуют питательные вещества и выделяют кислород, необходимый для всех живых организмов.

У грибов нет хлорофилла, а это значит, что они не могут образовывать питательные вещества, как растения, а питаются   готовыми.  Так можно ли отнести грибы к растениям?

-Оказывается, грибы  не относятся ни к царству животных, ни к царству растений.

Грибы составляют свое, особое царство живых организмов.(Слайды№4-5). Изучением царства грибов занимается наука микология(  Слайд №6)

 В переводе с греческого языка «микос»  означает гриб, «логос»- учение.

б) строение гриба.

-Рассмотрим строение гриба. У разных грибов строение и размеры разные. Наиболее известные грибы-  шляпочные. Давайте посмотрим, из каких же частей состоит шляпочный  гриб. (Слайд № 7)

Различают надземную и подземную часть. Как вы это понимаете? Надземная часть –это плодовое тело, которое состоит из шляпки и ножки. Подземная часть-это грибница. Волокна грибницы всасывают воду и питательные вещества из почвы. Плодовое тело участвует в размножении.

б) работа в тетрадях на п/о ( с комментированием)   №1 стр.35

-Обозначьте части гриба.

ВЫВОД.- Итак, в чем же отличие грибов от растений? (Слайд №8-нет хлорофилла, не могут образовывать питательные вещества).

-Растения живут несколько лет, увеличиваясь в росте, а грибы- несколько дней. Вспомните, как правильно  нужно собирать грибы?

Физминутка.  Релаксация под звуки леса.

-Что вы представили? Какие  «лесные» звуки слышали?

в) особенности  распространения грибов в лесу.

-Мы много читали о том, что лес полон сказок и чудес. Давайте послушаем, о каких лесных чудесах ведут разговор лесные жители. (Инсценировка-Белка и Заяц).

Зайка.   Здравствуй, Белка!

Белка.   Здравствуй, Зайка! Ты что такой испуганный? Опять от врагов своих ноги уносишь?

Зайка.   Да что там лиса и волк по сравнению с ведьмами!

Белка.   Какие ведьмы? Ты что говоришь?

Заяц.    Эх, ты! Весь день по лесу скачешь, а последние новости не знаешь! Тут тетушка Сорока на дереве сидела, страшные истории рассказывала. Летала она по лесу и на одной лесной поляне нашла круги, очерченные шляпками грибов. Говорят, на этом месте при свете луны ведьмы хороводы водили. Внутри круга почти нет травы, как будто вытоптанная.  Круги эти не исчезают, а  с каждым годом становятся все шире и шире.

Белка.   Ай- ай- ай, Зайка!  Сколько лет в лесу живешь, а до сих пор не знаешь, что Сороке доверять нельзя. Ведьм в лесу никто и никогда не видел, а у ученых есть объяснение этим странностям. Они считают, что трава внутри этих кругов не растет потому, что там слишком плотная грибница. Грибы так быстро поглощают воду и питательные вещества, что травянистым растениям уже не хватает. А так как грибница растет по кругу, то и получаются кольца.

-О какой  тайне нам поведали лесные жители?  ( грибы растут кругами).

г) взаимосвязь грибов   и деревьев в природе.

-Скажите, интересовался ли кто из вас названиями грибов?

(Ученик читает стихотворение)

Нет, грибные имена

Непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять» опята,
Не бодаются козлята,

У лисичек нету шубки.

Как узнать, чьи это шутки?

. - Почему  же так назвали грибы?

И вообще жизнь грибов и деревьев связана между собой, как и все живое в природе: грибы получают из корней деревьев нужные вещества, а корни  деревьев- от грибов. Грибы играют важную роль в круговороте веществ  в природе: они разрушают остатки погибших растений и животных, образуя перегной.

Давайте  посмотрим,    каких   грибов набрал  Лесовичок.  (работа  в  тетрадях

на п/о-№2)

(Учитель читает загадки, ученики отгадывают их и записывают названия грибов  в тетрадь, учитель демонстрирует при этом муляжи грибов).

Я в красной шапочке расту                                        Вдоль лесных дорожек

Среди корней осиновых                                             Много белых ножек.

Меня увидишь за версту,                                           В шляпках разноцветных,

Зовусь я…                                                                   Издали приметных.

                                                                                     Собирай, не мешкай! Это…

Не спорю, не белый.                                   Ходят в рыженьких беретах,      

Я, братцы, попроще.                                   Осень в лес приносят летом.          

Расту я  обычно                                           Очень дружные сестрички

В березовой роще.                                       Золотистые…

д) разновидность грибов в природе.

 -Какие же еще  существуют грибы, кроме шляпочных? Прочитаем об этом на стр.70(1абзац) (Чтение текста учащимися)

-Плесневые  грибы используются в приготовлении сыра, который мы употребляем в пищу.

И из этих грибов получено лекарство пенициллин, которое убивает болезнетворные микробы.

Дрожжи, которые используют для выпечки, это тоже один из видов  грибов.

-А может ли гриб съесть дом? Домовый гриб разрушает древесину.

И это еще не все виды грибов, подробнее о них вы узнаете в старших классах.

е) целебные свойства грибов.

-А как готовят грибы, вы знаете?  (сушат, маринуют, варят)

Как вы думаете, обладают ли грибы целебными свойствами?

  1. Например, березовый гриб чага .Он растет на березах, черного цвета. От него дерево начинает гнить. А настой этого гриба применяют в медицине при заболеваниях желудка, при опухолях.
  2. Грибы-дождевики растут на полях, лугах и в лесах. Цвет белый, размер может быть до 1,5метра  в длину и 24см в ширину. Применяют как противовоспалительное и кровоостанавливающее средство.
  3. Чайный гриб. Считают, что его завезли из Японии. Он хранится  дома в банке с сахаром и заваркой. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, при простудных заболеваниях, при плохой памяти у пожилых людей.
  4. Мухомор используют для истребления мух и клопов. Но это еще и лекарственный гриб Настойку этого гриба применяют при радикулите.( Также он является лекарством для лосей).

Во время ВОВ  грибы трутовики использовали вместо ваты при перевязке раненых.

е) выступление учащихся.( физминутка)

-Даже грибные частушки сочинил народ.

Не играйте вы, опятки,                                         Шоколадная папаха,

Дотемна с Ванюшей в прятки.                             Белый шелковый мундир                                    

Окажите Ване честь-                                             Посмотрев, опенок ахнул:

В кузовке местечко есть.                                     - Настоящий командир!

                       Сколько лет тебе, сморчок?

                       Ты по виду старичок.

                        Удивил сморчок меня:

                       -Возраст мой всего два дня!

ж) «интересные» грибы.

  1. Некоторые грибы занесены в Красную книгу, т.к.их вид почти исчез. Это гриб-барон.(рисунок).

Много диковинных грибов есть в природе. Послушайте, какие грибы растут на нашей планете.

  1. В Японии встречается оригинальный гриб. Он растет на гнилых стволах деревьев и ярко светится в темноте. Поверхность гриба дает столько света, что можно читать ночью.
  1. В Южной Америке  растет удивительный гриб –колокольчатый диктофор. За ростом этого гриба можно наблюдать простым глазом. За 2 часа ( например, за 2 урока и перемену) он увеличивается на 2 метра. Из-под его оранжевой шляпки опускается ажурное белое покрывало, и гриб начинает дурно пахнуть. Ночью из-под шляпки струится яркий свет. Живет этот гриб только сутки. Наутро от него остается только маленький слизистый комочек.

4. Итог урока.

-Наше путешествие закончилось. Какое исследование мы сегодня  с вами провели?

-На какие вопросы получили ответы?( Демонстрация слайда №4)

Игра «Найди свое царство». (Ученики соотносят картинки с изображением растений, животных и грибов с  царствами  природы- на доске таблица и картинки  вравзброс. )Затем открывается слайд.

                                                       Слайд№5 

                                                                    «Царства живой природы»

                                                                          /         /         /              /

                                                                   Животные                   Грибы

                                                                                   

                                                                                     Растения                  ?        

-Как вы думаете, что  означает знак вопроса? (4 царство, с которым нам предстоит   еще  познакомиться)

Слайд№9                       

                                      Значение грибов в природе  

                                                                   /

                      питают корни деревьев

                                               используются в пищевой промышленности и             медицине

                                пища и лекарство для животных      

                                                                                        перегной

5.Рефлексия.    

 

-Был  ли  для вас урок интересным и познавательным?  ( Ученики показывают соответствующие карточки-  «рожицы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Грибы", 3 класс, "Школа XXI века"

Полный конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Грибы", с использованием технологии критического мышления....

Презентация урока окружающего мира по теме "Грибы"

Представлена презентация урока окружающего мира по теме "Грибы", 3 класс, "Школа XXI века", технология критического мысшления....

Урок окружающего мира 3 класс "Грибы"

многообразие грибов, плесневые грибы, съедобные грибы, ядовитые грибы, почему гриб назвали "белый"?...

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы

Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Узнают об особом царстве живой природы - грибыНаучатся  правилам работы в парах и группах...