Урок окружающего мира по теме "Грибы", 3 класс, "Школа XXI века"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Полный конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Грибы", с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_Griby.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

План урока окружающего мира

Учитель: Урасимова Л.Н.

( 3 класс, школа № 568)

Тема: Грибы.

Цель: расширить и систематизировать знания детей о грибах.

Задачи: Учить работать с информацией, формировать учебную деятельность.

Развивать мышление, внимание, творческие способности.

Развивать коммуникативную культуру учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Технология критического мышления.

Оборудование:  мультимедийная презентация, тексты о грибах тесты, правила работы в группах, рисунки грибов, ромашка Блума, строки стихотворения «Сыроежка», цветовые веры.

Ход урока.

I  Организационный  момент

Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся на прогулку в лес.

II Введение темы и цели урока (звучит музыка, 1 слайд)

- Представьте, что мы с вами в летнем сосновом лесу. Только что прошел дождь, дышится легко, сквозь верхушки деревьев пробиваются ласковые лучи солнца. И вдруг перед нами:

Встала шапка из травы,

Нет у шапки головы.

- Что это? Какова же тема урока?

Цель урока: учимся работать с информацией.

-узнать

-осмыслить

-применить

III Стадия вызова  

  1. «Верите ли вы, что…» (слайд)

Цель: вспомнит, что известно о грибах, сделать предположения.        Заполните таблицу, проставьте + или – в первый столбик (индивидуальная самостоятельная работа)

IV Осмысление (работа с новой информацией, активное чтение)

   1)- А теперь вам нужно прочитать текст «Грибы» (тексты у каждого на столе) и отметить на полях:

V - уже знал

+ - узнал из текста

- - думал иначе (слайд)

Самостоятельная работа с текстом.

   2) Работа со словарем по строению гриба:

грибница или мицелий

плодовое тело

пластинки (слайды)

  1. - А теперь вернитесь к тесту «Верите ли вы…», поставьте + или – во втором столбике. Сравните с тем, что было у вас в первом столбике.     Что вы узнали нового из текста?  (слайд) Какие это грибы, что вы узнали о них?

-Какие еще бывают грибы?  (проверка по слайду)

  1. Составление кластера.

Цель: систематизировать полученную информацию, приводим мысли в определенный порядок  (слайд)

   Чем отличаются грибы от растений?      Какие бывают грибы?

ГРИБЫ

Как размножаются грибы?     Как надо собирать?    Чем полезны?

- Какие вопросы вы могли бы задать классу по прочитанному тексту?

Вывод: (по цели урока). Ознакомились с новой информацией, осмыслили ее, систематизировали.

- А теперь переходим к ее применению, использованию.

V Применение полученных знаний

Составим газету «ВЕСТИ ИЗ ЛЕСА» (работа в группах)

Вспомним правила работы в группах.

Задания для групп:

  1. Распределить грибы на 2 группы, используя полученную информацию (картинки грибов).
  2. Составить стихотворение из цветных полосок, озаглавить его (слайд)

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас - гроза!

Шляпки наши разноцветные

Всем бросаются в глаза,

Как увидят нас, не мешкая,

Собирают всех подряд,

 Называют сыроежками,

А сырыми не едят.

  1. Составить вопросы о грибах, используя начало вопросов на ромашке (вопросы не должны повторять кластер)

-Как…?     Почему…?       Чем отличаются…?      На что похожи…?

Правильно ли мы поняли…?    (слайд)

  1. Составить синквейн о грибах (слайд о правилах составления синквейна)
  2. Составить правила сбора грибов (правила тихой охоты), используя народную мудрость  (слайд)

Народная мудрость

-Иди в лес с хорошим  грибознатцем – с ним лукошко будет полным.

-Не выдирай грибочки – носи нож на цепочке.

-Выдранный с землей гриб – навек погиб.

Срезанный под корешок – даст приплода мешок.

Самостоятельная работа групп.

VI Рефлексия

Выступление представителей групп у доски.

Цель: внимательно прослушать выступления, как использована полученная информация, и задать вопрос каждой группе.

(3 группа из всех составленных вопросов задает классу 1 вопрос по своему выбору, вместе с 4 группой подводим итог урока по составленному синквейну).

Самооценка. Оцените свою работу цветовым веером.

Звучит музыка (слайд). Мы возвращаемся с прогулки из леса, урок окончен. Всем спасибо.

 

Приложение :1

ГРИБЫ

   Долгое время грибы считали растениями. Но это не так. В настоящее время их относят к царству Грибы. Верно ли это высказывание?

   Давай вспомним, какого цвета грибы. Сколько не вспоминай, не найдешь зеленого гриба. Встречаются сыроежки зеленоватого оттенка, но и про них не скажешь «зеленые».

   Теперь можно назвать первое отличие грибов от растений: грибы не имеют зеленой окраски.

   Другое важное отличие: грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества.

   Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне и что мы собираем в корзины. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. И всем известные дрожжи – грибы.

      Значение грибного царства в природе велико. Почвенные грибы разлагают остатки растений, повышают плодородие почвы и снабжают растения пищей.

   Если же грибы растут на живых деревьях, то они очень вредны. Зараженные грибом деревья могут погибнуть. В музеях грибы портят старые картины и рукописи.

   Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб – царь грибов, мы чаще находим в ельниках и березовых лесах. Рыжики – под соснами и елями.  Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

   Белый гриб, подберезовик, подосиновик – шляпочные грибы. Их называют еще трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются. Находятся внутри мелких трубочек. Опенки называют пластинчатыми грибами. У них на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры.

 На шляпке гриба образуется много – много (миллионы) спор, они прорастают и образуют грибницу – похожее на паутину сплетение нитей. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Шляпочный гриб имеет ножку со шляпкой (плодовое тело) и грибницу.

   Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира в 1 классе (Школа России)

Тема урока: "Моя малая Родина"В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее значимыми достопримечательностями своей малой родины,научаться использовать различные материалы и средства для передачи...

Урок окружающего мира в 4 классе ( "Школа России"). Тема: "Лес - наш друг".

Тип урока: комбинированный урок с применением метода проектов.Цели и задачи урока:  1)получить представление об обитателях леса, представителях  растительного мира; о видах лесов, о значении...

Урок окружающего мира во 2 классе "Школа России" -"Дикие и домашние животные".

Тип урока: урок изучения нового.Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает ...

Культура и образование. Урок окружающего мира в 3 классе. Школа России

Цели урока:- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащи...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....