Главные вкладки

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет – окружающий мир

    Класс – 1

    Автор УМК «Гармония»: О. Т. Поглазова (окружающий мир)

    Тема урока: «Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами»

    Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Цель: расширить знания учащихся о грибах и их разнообразии;

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • Актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы;
    • Сформулировать правила сбора грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных;
    • Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
    • Учить детей правильному поведению в природе;

     Развивающие:

    • Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;
    • Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
    • Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;

     Воспитательные: 

    • Воспитывать гуманную, творческую личность;
    • Воспитывать уважение и любовь к родному краю;
    • Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью;

    Здоровьесберегающие:

    • Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;
    • Частая смена видов деятельности учащихся;

    Оборудование: ИКТ (презентация), буклеты, жетоны – грибочки

    Информационные источники:

    http://images.yandex.ru, http://images.yandex.ru/yandsearch,

    http://www.medn.ru/statyi/Nesedobnyegriby.html 

    http://wikigrib.ru/category/nesedobnye-griby/ 

    http://okafish.ru/grib/jadovit.htm 


    Сценарий  урока

    Этап урока

    Содержание этапа

    Деятельность обучающихся

    Формируемые  УУД

    1. Орг.  момент.

    Самоопределение к деятельности

    Приветствие

    Собираюсь на пороге

     В воскресенье поутру.

     В сапоги вдеваю ноги,

     И рюкзак с собой беру.

     Все тропинки,

     Все дорожки

     Обойду в густом лесу,

     Все грибы в своём лукошке

     Я из леса унесу!

     Не растут грибы на грядке,

     А в траве играют в прятки.

     Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

     Я уже иду искать!

    - Сегодня  мы с вами отправляемся на прогулку в лес.

    - Посмотрите, кто нам шагает на встречу?

    - Я – весёлый мужичок,

    Старичок-лесовичок.

    Я в моём лесу живу,

    Охраняю здесь траву,

    Все деревья и кусты,

    Берегу листы, цветы.

    Каждой птичке и зверьку

    Помогаю, как могу.

    Зайцы, белки и ежи,

    Совы, сойки и стрижи,

    Бабочки и червячки,

    Пчелки, осы и жучки -

    От мала до велика

    Любят все лесовика.

    Вы зачем сюда пришли?

    Что с собою принесли?

    Если вы пришли с добром,

    Награжу вас всех потом.

    - Ребята, мы с добром пришли в лес?

    - Как нужно вести себя в лесу?

    (в течение всего урока за каждый правильный ответ дети получают жетон в виде грибка двух цветов)

    Подготовка к работе

    Слайд

    - Старичок – лесовичок

    Рассказывают правила поведения в лесу

    Личностные: формировать мотивацию к обучению;

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    - Какая бывает природа?

    - Назовите растения и животных, о которых говорил Лесовичок?

    - Посмотрите мы пришли с вами на небольшой лужок. Сколько здесь грибов!?

    - К какой природе, мы отнесем грибы? Докажите.

    - Почему грибы находятся недалеко от деревьев?

    - На какие две группы делятся грибы?

    Как человек использует грибы?

    - Лесовичок предлагает поиграть с вами  в игру: «Положи грибок  в корзинку» 

    (мальчики складывают грибы с трубчатой шляпкой, девочки с пластинчатой)

    Под листами на поляне

    В прятки девочки играли.

    Притаились три сестрички

    Светло-желтые… (лисички)

    В роще у берёзки

    Повстречались тёзки!

     (Подберезовик)

    Нет грибов дружней, чем эти, -

    Знают взрослые и дети -

    На пеньках растут в лесу,

    Как веснушки на носу.

     (Опята)

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых.

    Меня увидишь за версту -

    Зовусь я - …

     (подосиновик)

    Вдоль лесных дорожек

    Много белых ножек

    В шляпках разноцветных,

    Издали приметных.

    Собирай, не мешкай!

    Это … (Сыроежки)

    А живёт здесь главный гном.

     Шляпа тёмная на нём

     Гриб отважный, смелый

     И зовётся …(Белый.)

    Возле леса на опушке,

    Украшая тёмный бор,

    Вырос пёстрый, как Петрушка,

    Ядовитый … (мухомор)

    Смотрит свысока –

     ручки в бока.

     Красива и важна –

     да никому не нужна.

     (Бледная поганка)

    - Живая, неживая.

    (ребята перечисляют растения, животных, насекомых)

    Слайд

    - К живой природе, т. к. они растут, размножаются, питаются, дышат и умирают

    - Грибницы срастаются с корнями деревьев и обмениваются питательными веществами.

    - На трубчатые и пластинчатые.

    - В пищу, делают лекарства

    Выполняют задания, тренирующие способности разделять грибы на две группы.

    (дети выбирают грибы и кладут в корзинку)

    Личностные: формировать мотивацию к обучению;

    Познавательные: формировать самостоятельное создание способов решения проблемы

    Регулятивные: формировать умение ставить учебные задачи;

    1. Постановка учебной задачи

    - Давайте рассмотрим грибы в наших корзинках.

    - Что вы заметили?

    - Ребята, почему последние грибы не нужно брать в корзинку? 

    - Все ли грибы можно использовать в пищу?

    - Чтобы ответить на наши вопросы, предлагаю поработать по  следующему плану и провести небольшое исследование.

    Слайд

    Ставят цель, формируют тему урока

    Коммуникативные: формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации;

    Личностные: формировать умение высказывать свое мнение;

    1. Построение проекта и выхода из затруднения

    - Нам нужно выяснить, почему нельзя рвать ядовитые грибы, и как их можно отличить от съедобных грибов.

    - Кто может ответить на вопросы без подготовки?

    Работа по учебнику 2 часть стр.  20

    Алгоритм работы в группах (4-5 человек).

    1. Прочитай текст.
    2. Выбери, отметь главные мысли.
    3. Рассмотри иллюстрацию.
    4. Обсуди в группе.
    5. Составь план ответа.

    - Молодцы, ребята. Вы сказали все правильно, но лесное царство такое большое. Очень трудно его обойти за короткий срок.

     Мои помощники сейчас  покажут и расскажут о грибах, которые нельзя рвать, но и уничтожать тоже нельзя. Для этого выйдем на полянку.

    - Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

    (ребята выдвигают версии ответа на поставленный вопрос)

    (после обсуждения отвечают по 1 ученику от группы, по необходимости в конце обсуждения дополняют)

    Слайд

    Иллюстративно рассказывает о 3-4 ядовитых грибах.

    (рассказывают заранее подготовленные дети) (приложение)

    Регулятивные:  формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

    Коммуникативные: формировать умением работать с  партнёра

    Познавательные: формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

    Личностные: формировать мотивацию к обучению; формировать умение высказывать свое мнение;

    1. Физ. минутка

    А сейчас пойдём собирать грибы, которые можно употреблять в пищу.

    - Как их называют одним словом?

     Раз – опёнок,

    Два – маслёнок,

    Три – красавец-боровик.

    Вот волнушка

    На опушке,

    Шампиньон и дождевик.

    Вот лисичка-невеличка,

    Подберёзовик-грибок,

    Вот еще сморчок,

    и трюфель,

    Груздь и рыжик золотой.

     Не привык с пустым лукошком

    Возвращаться я домой!

    - Съедобные.

    Слайд (звуки леса)

    Выполнят движения за учителем

    Личностные: формировать нравственно-этическая ориентацию

    Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других

    1. Первичное закрепление

    Игра на внимание:

    - Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку - если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши. (показываю и называю знакомые детям грибы)

    - Молодцы!

    - Ребята, какие правила необходимо соблюдать, когда собираешь грибы?

    Решают типовые задания

    Слайд

    Дети дают варианты ответов.

    Слайд (вывод правила сбора грибов)

    Регулятивные: формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

    Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    - Вот зашли мы с вами в рощицу.

    - Посмотрите, какое задание нам приготовил Старичок – лесовичок.

    Работа в  тетради на стр. 10 (часть 2)

    Задание 1.

    - На какие группы будем делить грибы?

    - Девочки будут объединять съедобные грибы, а мальчики несъедобные.

    - На съедобные и несъедобные

    Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку (в паре), сравнивая с эталоном. Слайд

    Регулятивные: формировать умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Познавательные: формировать умение представлять информацию в виде схемы;

    Личностные: формировать умение высказывать свое мнение;

    1.  Рефлексия деятельности (итог)

    - Пора выбираться из леса. - Хорошо было в лесу?

    - О чем  вам рассказывал  Старичок – лесовичок?

    - Зачем нужно это знать?

    - Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему?

    - Давайте посмотрим, на партах у каждого есть жетоны грибочки.

    - Почему они разного цвета?

    - При сборе грибов,  что надо помнить?

    - Вот мы и вернулись в класс.

    - С каким настроением вы пришли с нашей прогулки по лесу?

    - Сегодня все хорошо поработали и Старичок – лесовичок дарит вам буклет памятку «В лес за грибами»

    - Спасибо за урок!

    Соотносят цель и результаты

    - Жетоны зеленого цвета это грибы съедобные

    - Жетоны красного цвета это грибы несъедобные

    - Собирать только знакомые съедобные грибы.

    Слайд

    Буклеты

    Личностные: формировать умение высказывать свое мнение и эмоции;

    Приложение

    Желчный гриб.

    Желчный гриб является несъедобным, так как обладает очень горьким вкусом и, вероятно, ядовит. Растёт с июля по сентябрь на песчаной почве в хвойных лесах, иногда на гнилых, обросших мхом пнях и на основании стволов деревьев.

    Внешне схож с белым грибом и берёзовиком. Однако отличить его от съедобных грибов достаточно легко. На ножке у него тёмный сетчатый рисунок, грязновато-розовый трубчатый слой, горькая и розовеющая мякоть.

    Бледная поганка.

    Плодовое тело шляпконожечное, в молодом возрасте яйцевидное, полностью покрытое плёнкой. Шляпка 5—15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая, от полушаровидной до плоской формы, с гладким краем и волокнистой поверхностью.

    Мякоть белая, мясистая, не меняет цвет при повреждении, со слабовыраженным вкусом и запахом.

    Ножка цилиндрическая, с утолщением в основании. Цвет — как у шляпки или беловатый, часто покрыта муаровым рисунком.

    На кожице шляпки остатки покрывала обычно отсутствуют, иногда могут быть плотные плёнчатые обрывки.

    Мухомор пантерный.

    Растёт в широколиственных, смешанных и хвойных лесах, чаще на песчаной почве, с июля по октябрь. Шляпка до 12 см в диаметре, сначала почти шаровидная, колокольчатая, потом распростертая, в центре с широким бугорком, по краю обычно рубчатая, серо-коричневая, оливково-серая, буроватая, кожица клейкая, с многочисленными белыми бородавками, расположенными концентрическими окружностями.

    Ложноопенок серно-желтый.

     Несъедобны из-за горького вкуса, неприятного запаха, иногда случаются и отравления. Эти грибы растут, как и опенки осенние, на пнях и гнилой древесине, у основания стволов деревьев и на корнях большими колониями и по форме схожи с опенками осенними. Однако их легко можно отличать по окраске шляпок, пластинок и мякоти.

    У ложноопенка серно-желтого шляпка зеленовато-желтая или серно-желтая, в центре красноватая или красно-буроватая. Пластинки серно-желтые, потом оливковые, у старых буро-зеленоватые или оливково-желтые. Мякоть желтая.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по окружающему миру "Съедобные грибы"

    Презентация предназначена для уроков окружающего мира.  Полезная информация о съедобных грибах и их видах....

    урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"

    1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...

    Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"

    Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить...

    Конспект урока по окружающему миру «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы», 2 класс

    Конспект урока  «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы» предназначен для изучения материала по окружающему миру во 2 классе с целью получения детьми знаний о правилах поведения в природе....

    Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс

    Разработка конспекта урока по  окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...

    Разработка конспекта урока по окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс

    Разработка конспекта урока по  окружающему миру, тема "Где живут белые медведи" УМК"Школа России" 1класс...