урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Пинтера Ирина Ивановна

1 класс по программе "Гармония"

автор учебника О. Т. Поглазова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока Пинтера Ирина Ивановна

Место работы, должность:  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Татищево», учитель начальных классов

Предмет – окружающий мир

Класс – 1

Автор УМК «Гармония»: О. Т. Поглазова (окружающий мир)

Тема урока: «Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами»

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: расширить знания учащихся о грибах и их разнообразии;

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы;
  2. Сформулировать правила сбора грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных;
  3. Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
  4. Учить детей правильному поведению в природе;

 Развивающие:

  1. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;
  2. Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
  3. Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;

 Воспитательные: 

  1. Воспитывать гуманную, творческую личность;
  2. Воспитывать уважение и любовь к родному краю;
  3. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью;

Здоровьесберегающие:

  1. Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;
  2. Частая смена видов деятельности учащихся;

Оборудование: ИКТ (презентация), буклеты, жетоны – грибочки

Информационные источники:

http://images.yandex.ru, http://images.yandex.ru/yandsearch,

http://www.medn.ru/statyi/Nesedobnyegriby.html 

http://wikigrib.ru/category/nesedobnye-griby/ 

http://okafish.ru/grib/jadovit.htm 


Сценарий  урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Формируемые  УУД

  1. Орг.  момент.

Самоопределение к деятельности

Приветствие

Собираюсь на пороге

 В воскресенье поутру.

 В сапоги вдеваю ноги,

 И рюкзак с собой беру.

 Все тропинки,

 Все дорожки

 Обойду в густом лесу,

 Все грибы в своём лукошке

 Я из леса унесу!

 Не растут грибы на грядке,

 А в траве играют в прятки.

 Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

 Я уже иду искать!

- Сегодня  мы с вами отправляемся на прогулку в лес.

- Посмотрите, кто нам шагает на встречу?

- Я – весёлый мужичок,

Старичок-лесовичок.

Я в моём лесу живу,

Охраняю здесь траву,

Все деревья и кусты,

Берегу листы, цветы.

Каждой птичке и зверьку

Помогаю, как могу.

Зайцы, белки и ежи,

Совы, сойки и стрижи,

Бабочки и червячки,

Пчелки, осы и жучки -

От мала до велика

Любят все лесовика.

Вы зачем сюда пришли?

Что с собою принесли?

Если вы пришли с добром,

Награжу вас всех потом.

- Ребята, мы с добром пришли в лес?

- Как нужно вести себя в лесу?

(в течение всего урока за каждый правильный ответ дети получают жетон в виде грибка двух цветов)

Подготовка к работе


















Слайд



- Старичок – лесовичок



















Рассказывают правила поведения в лесу

Личностные: формировать мотивацию к обучению;

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Какая бывает природа?

- Назовите растения и животных, о которых говорил Лесовичок?

- Посмотрите мы пришли с вами на небольшой лужок. Сколько здесь грибов!?

- К какой природе, мы отнесем грибы? Докажите.



- Почему грибы находятся недалеко от деревьев?





- На какие две группы делятся грибы?

Как человек использует грибы?

- Лесовичок предлагает поиграть с вами  в игру: «Положи грибок  в корзинку» 

(мальчики складывают грибы с трубчатой шляпкой, девочки с пластинчатой)

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички

Светло-желтые… (лисички)

В роще у берёзки

Повстречались тёзки!

 (Подберезовик)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

 (Опята)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

 (подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это … (Сыроежки)

А живёт здесь главный гном.

 Шляпа тёмная на нём

 Гриб отважный, смелый

 И зовётся …(Белый.)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый … (мухомор)

Смотрит свысока –

 ручки в бока.

 Красива и важна –

 да никому не нужна.

 (Бледная поганка)

- Живая, неживая.

(ребята перечисляют растения, животных, насекомых)

Слайд


- К живой природе, т. к. они растут, размножаются, питаются, дышат и умирают

- Грибницы срастаются с корнями деревьев и обмениваются питательными веществами.

- На трубчатые и пластинчатые.

- В пищу, делают лекарства

Выполняют задания, тренирующие способности разделять грибы на две группы.

(дети выбирают грибы и кладут в корзинку)

Личностные: формировать мотивацию к обучению;

Познавательные: формировать самостоятельное создание способов решения проблемы

Регулятивные: формировать умение ставить учебные задачи;

  1. Постановка учебной задачи

- Давайте рассмотрим грибы в наших корзинках.

- Что вы заметили?

- Ребята, почему последние грибы не нужно брать в корзинку? 

- Все ли грибы можно использовать в пищу?

- Чтобы ответить на наши вопросы, предлагаю поработать по  следующему плану и провести небольшое исследование.

Слайд








Ставят цель, формируют тему урока

Коммуникативные: формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации;

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение;


  1. Построение проекта и выхода из затруднения

- Нам нужно выяснить, почему нельзя рвать ядовитые грибы, и как их можно отличить от съедобных грибов.

- Кто может ответить на вопросы без подготовки?

Работа по учебнику 2 часть стр.  20

Алгоритм работы в группах (4-5 человек).

  1. Прочитай текст.
  2. Выбери, отметь главные мысли.
  3. Рассмотри иллюстрацию.
  4. Обсуди в группе.
  5. Составь план ответа.

- Молодцы, ребята. Вы сказали все правильно, но лесное царство такое большое. Очень трудно его обойти за короткий срок.

 Мои помощники сейчас  покажут и расскажут о грибах, которые нельзя рвать, но и уничтожать тоже нельзя. Для этого выйдем на полянку.

- Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)


(ребята выдвигают версии ответа на поставленный вопрос)




(после обсуждения отвечают по 1 ученику от группы, по необходимости в конце обсуждения дополняют)








Слайд

Иллюстративно рассказывает о 3-4 ядовитых грибах.

(рассказывают заранее подготовленные дети) (приложение)

Регулятивные:  формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

Коммуникативные: формировать умением работать с  партнёра

Познавательные: формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Личностные: формировать мотивацию к обучению; формировать умение высказывать свое мнение;


  1. Физ. минутка

А сейчас пойдём собирать грибы, которые можно употреблять в пищу.

- Как их называют одним словом?

 Раз – опёнок,

Два – маслёнок,

Три – красавец-боровик.

Вот волнушка

На опушке,

Шампиньон и дождевик.

Вот лисичка-невеличка,

Подберёзовик-грибок,

Вот еще сморчок,

и трюфель,

Груздь и рыжик золотой.

 Не привык с пустым лукошком

Возвращаться я домой!




- Съедобные.


Слайд (звуки леса)


Выполнят движения за учителем

Личностные: формировать нравственно-этическая ориентацию

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других

  1. Первичное закрепление

Игра на внимание:

- Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку - если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши. (показываю и называю знакомые детям грибы)

- Молодцы!

- Ребята, какие правила необходимо соблюдать, когда собираешь грибы?

Решают типовые задания









Слайд




Дети дают варианты ответов.

Слайд (вывод правила сбора грибов)

Регулятивные: формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Вот зашли мы с вами в рощицу.

- Посмотрите, какое задание нам приготовил Старичок – лесовичок.

Работа в  тетради на стр. 10 (часть 2)

Задание 1.

- На какие группы будем делить грибы?

- Девочки будут объединять съедобные грибы, а мальчики несъедобные.









- На съедобные и несъедобные

Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку (в паре), сравнивая с эталоном. Слайд

Регулятивные: формировать умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные: формировать умение представлять информацию в виде схемы;

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение;

  1.  Рефлексия деятельности (итог)

- Пора выбираться из леса. - Хорошо было в лесу?

- О чем  вам рассказывал  Старичок – лесовичок?

- Зачем нужно это знать?

- Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему?

- Давайте посмотрим, на партах у каждого есть жетоны грибочки.

- Почему они разного цвета?





- При сборе грибов,  что надо помнить?


- Вот мы и вернулись в класс.

- С каким настроением вы пришли с нашей прогулки по лесу?

- Сегодня все хорошо поработали и Старичок – лесовичок дарит вам буклет памятку «В лес за грибами»

- Спасибо за урок!

Соотносят цель и результаты









- Жетоны зеленого цвета это грибы съедобные

- Жетоны красного цвета это грибы несъедобные

- Собирать только знакомые съедобные грибы.

Слайд








Буклеты

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение и эмоции;

Приложение

Желчный гриб.

Желчный гриб является несъедобным, так как обладает очень горьким вкусом и, вероятно, ядовит. Растёт с июля по сентябрь на песчаной почве в хвойных лесах, иногда на гнилых, обросших мхом пнях и на основании стволов деревьев.

Внешне схож с белым грибом и берёзовиком. Однако отличить его от съедобных грибов достаточно легко. На ножке у него тёмный сетчатый рисунок, грязновато-розовый трубчатый слой, горькая и розовеющая мякоть.

Бледная поганка.

Плодовое тело шляпконожечное, в молодом возрасте яйцевидное, полностью покрытое плёнкой. Шляпка 5—15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая, от полушаровидной до плоской формы, с гладким краем и волокнистой поверхностью.

Мякоть белая, мясистая, не меняет цвет при повреждении, со слабовыраженным вкусом и запахом.

Ножка цилиндрическая, с утолщением в основании. Цвет — как у шляпки или беловатый, часто покрыта муаровым рисунком.

На кожице шляпки остатки покрывала обычно отсутствуют, иногда могут быть плотные плёнчатые обрывки.

Мухомор пантерный.

Растёт в широколиственных, смешанных и хвойных лесах, чаще на песчаной почве, с июля по октябрь. Шляпка до 12 см в диаметре, сначала почти шаровидная, колокольчатая, потом распростертая, в центре с широким бугорком, по краю обычно рубчатая, серо-коричневая, оливково-серая, буроватая, кожица клейкая, с многочисленными белыми бородавками, расположенными концентрическими окружностями.

Ложноопенок серно-желтый.

 Несъедобны из-за горького вкуса, неприятного запаха, иногда случаются и отравления. Эти грибы растут, как и опенки осенние, на пнях и гнилой древесине, у основания стволов деревьев и на корнях большими колониями и по форме схожи с опенками осенними. Однако их легко можно отличать по окраске шляпок, пластинок и мякоти.

У ложноопенка серно-желтого шляпка зеленовато-желтая или серно-желтая, в центре красноватая или красно-буроватая. Пластинки серно-желтые, потом оливковые, у старых буро-зеленоватые или оливково-желтые. Мякоть желтая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ЯДОВИТЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ДВОЙНИКИ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ. ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ »

Двадцать девятый  урок в разделе программы «Человек и природа»Тема урока: Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных  грибов. Правила сбора грибов.Цель урока: создать условия для формирования...

Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"

Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.Так   как   это   урок...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема "В царстве грибов"

Данный материал содержит план и конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа РОССИИ", тема "Ядовитые грибы и растения"

Презентация поможет провести урок окружающего мира или беседу по ОБЖ перед летними каникулами....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....