Главные вкладки

    урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

    Пинтера Ирина Ивановна

    1 класс по программе "Гармония"

    автор учебника О. Т. Поглазова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор урока Пинтера Ирина Ивановна

    Место работы, должность:  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Татищево», учитель начальных классов

    Предмет – окружающий мир

    Класс – 1

    Автор УМК «Гармония»: О. Т. Поглазова (окружающий мир)

    Тема урока: «Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами»

    Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Цель: расширить знания учащихся о грибах и их разнообразии;

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. Актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы;
    2. Сформулировать правила сбора грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных;
    3. Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
    4. Учить детей правильному поведению в природе;

     Развивающие:

    1. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;
    2. Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
    3. Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;

     Воспитательные: 

    1. Воспитывать гуманную, творческую личность;
    2. Воспитывать уважение и любовь к родному краю;
    3. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью;

    Здоровьесберегающие:

    1. Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;
    2. Частая смена видов деятельности учащихся;

    Оборудование: ИКТ (презентация), буклеты, жетоны – грибочки

    Информационные источники:

    http://images.yandex.ru, http://images.yandex.ru/yandsearch,

    http://www.medn.ru/statyi/Nesedobnyegriby.html 

    http://wikigrib.ru/category/nesedobnye-griby/ 

    http://okafish.ru/grib/jadovit.htm 


    Сценарий  урока

    Этап урока

    Содержание этапа

    Деятельность обучающихся

    Формируемые  УУД

    1. Орг.  момент.

    Самоопределение к деятельности

    Приветствие

    Собираюсь на пороге

     В воскресенье поутру.

     В сапоги вдеваю ноги,

     И рюкзак с собой беру.

     Все тропинки,

     Все дорожки

     Обойду в густом лесу,

     Все грибы в своём лукошке

     Я из леса унесу!

     Не растут грибы на грядке,

     А в траве играют в прятки.

     Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

     Я уже иду искать!

    - Сегодня  мы с вами отправляемся на прогулку в лес.

    - Посмотрите, кто нам шагает на встречу?

    - Я – весёлый мужичок,

    Старичок-лесовичок.

    Я в моём лесу живу,

    Охраняю здесь траву,

    Все деревья и кусты,

    Берегу листы, цветы.

    Каждой птичке и зверьку

    Помогаю, как могу.

    Зайцы, белки и ежи,

    Совы, сойки и стрижи,

    Бабочки и червячки,

    Пчелки, осы и жучки -

    От мала до велика

    Любят все лесовика.

    Вы зачем сюда пришли?

    Что с собою принесли?

    Если вы пришли с добром,

    Награжу вас всех потом.

    - Ребята, мы с добром пришли в лес?

    - Как нужно вести себя в лесу?

    (в течение всего урока за каждый правильный ответ дети получают жетон в виде грибка двух цветов)

    Подготовка к работе


















    Слайд



    - Старичок – лесовичок



















    Рассказывают правила поведения в лесу

    Личностные: формировать мотивацию к обучению;

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    - Какая бывает природа?

    - Назовите растения и животных, о которых говорил Лесовичок?

    - Посмотрите мы пришли с вами на небольшой лужок. Сколько здесь грибов!?

    - К какой природе, мы отнесем грибы? Докажите.



    - Почему грибы находятся недалеко от деревьев?





    - На какие две группы делятся грибы?

    Как человек использует грибы?

    - Лесовичок предлагает поиграть с вами  в игру: «Положи грибок  в корзинку» 

    (мальчики складывают грибы с трубчатой шляпкой, девочки с пластинчатой)

    Под листами на поляне

    В прятки девочки играли.

    Притаились три сестрички

    Светло-желтые… (лисички)

    В роще у берёзки

    Повстречались тёзки!

     (Подберезовик)

    Нет грибов дружней, чем эти, -

    Знают взрослые и дети -

    На пеньках растут в лесу,

    Как веснушки на носу.

     (Опята)

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых.

    Меня увидишь за версту -

    Зовусь я - …

     (подосиновик)

    Вдоль лесных дорожек

    Много белых ножек

    В шляпках разноцветных,

    Издали приметных.

    Собирай, не мешкай!

    Это … (Сыроежки)

    А живёт здесь главный гном.

     Шляпа тёмная на нём

     Гриб отважный, смелый

     И зовётся …(Белый.)

    Возле леса на опушке,

    Украшая тёмный бор,

    Вырос пёстрый, как Петрушка,

    Ядовитый … (мухомор)

    Смотрит свысока –

     ручки в бока.

     Красива и важна –

     да никому не нужна.

     (Бледная поганка)

    - Живая, неживая.

    (ребята перечисляют растения, животных, насекомых)

    Слайд


    - К живой природе, т. к. они растут, размножаются, питаются, дышат и умирают

    - Грибницы срастаются с корнями деревьев и обмениваются питательными веществами.

    - На трубчатые и пластинчатые.

    - В пищу, делают лекарства

    Выполняют задания, тренирующие способности разделять грибы на две группы.

    (дети выбирают грибы и кладут в корзинку)

    Личностные: формировать мотивацию к обучению;

    Познавательные: формировать самостоятельное создание способов решения проблемы

    Регулятивные: формировать умение ставить учебные задачи;

    1. Постановка учебной задачи

    - Давайте рассмотрим грибы в наших корзинках.

    - Что вы заметили?

    - Ребята, почему последние грибы не нужно брать в корзинку? 

    - Все ли грибы можно использовать в пищу?

    - Чтобы ответить на наши вопросы, предлагаю поработать по  следующему плану и провести небольшое исследование.

    Слайд








    Ставят цель, формируют тему урока

    Коммуникативные: формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации;

    Личностные: формировать умение высказывать свое мнение;


    1. Построение проекта и выхода из затруднения

    - Нам нужно выяснить, почему нельзя рвать ядовитые грибы, и как их можно отличить от съедобных грибов.

    - Кто может ответить на вопросы без подготовки?

    Работа по учебнику 2 часть стр.  20

    Алгоритм работы в группах (4-5 человек).

    1. Прочитай текст.
    2. Выбери, отметь главные мысли.
    3. Рассмотри иллюстрацию.
    4. Обсуди в группе.
    5. Составь план ответа.

    - Молодцы, ребята. Вы сказали все правильно, но лесное царство такое большое. Очень трудно его обойти за короткий срок.

     Мои помощники сейчас  покажут и расскажут о грибах, которые нельзя рвать, но и уничтожать тоже нельзя. Для этого выйдем на полянку.

    - Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)


    (ребята выдвигают версии ответа на поставленный вопрос)




    (после обсуждения отвечают по 1 ученику от группы, по необходимости в конце обсуждения дополняют)








    Слайд

    Иллюстративно рассказывает о 3-4 ядовитых грибах.

    (рассказывают заранее подготовленные дети) (приложение)

    Регулятивные:  формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

    Коммуникативные: формировать умением работать с  партнёра

    Познавательные: формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

    Личностные: формировать мотивацию к обучению; формировать умение высказывать свое мнение;


    1. Физ. минутка

    А сейчас пойдём собирать грибы, которые можно употреблять в пищу.

    - Как их называют одним словом?

     Раз – опёнок,

    Два – маслёнок,

    Три – красавец-боровик.

    Вот волнушка

    На опушке,

    Шампиньон и дождевик.

    Вот лисичка-невеличка,

    Подберёзовик-грибок,

    Вот еще сморчок,

    и трюфель,

    Груздь и рыжик золотой.

     Не привык с пустым лукошком

    Возвращаться я домой!




    - Съедобные.


    Слайд (звуки леса)


    Выполнят движения за учителем

    Личностные: формировать нравственно-этическая ориентацию

    Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других

    1. Первичное закрепление

    Игра на внимание:

    - Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку - если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши. (показываю и называю знакомые детям грибы)

    - Молодцы!

    - Ребята, какие правила необходимо соблюдать, когда собираешь грибы?

    Решают типовые задания









    Слайд




    Дети дают варианты ответов.

    Слайд (вывод правила сбора грибов)

    Регулятивные: формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

    Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других


    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    - Вот зашли мы с вами в рощицу.

    - Посмотрите, какое задание нам приготовил Старичок – лесовичок.

    Работа в  тетради на стр. 10 (часть 2)

    Задание 1.

    - На какие группы будем делить грибы?

    - Девочки будут объединять съедобные грибы, а мальчики несъедобные.









    - На съедобные и несъедобные

    Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку (в паре), сравнивая с эталоном. Слайд

    Регулятивные: формировать умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Познавательные: формировать умение представлять информацию в виде схемы;

    Личностные: формировать умение высказывать свое мнение;

    1.  Рефлексия деятельности (итог)

    - Пора выбираться из леса. - Хорошо было в лесу?

    - О чем  вам рассказывал  Старичок – лесовичок?

    - Зачем нужно это знать?

    - Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему?

    - Давайте посмотрим, на партах у каждого есть жетоны грибочки.

    - Почему они разного цвета?





    - При сборе грибов,  что надо помнить?


    - Вот мы и вернулись в класс.

    - С каким настроением вы пришли с нашей прогулки по лесу?

    - Сегодня все хорошо поработали и Старичок – лесовичок дарит вам буклет памятку «В лес за грибами»

    - Спасибо за урок!

    Соотносят цель и результаты









    - Жетоны зеленого цвета это грибы съедобные

    - Жетоны красного цвета это грибы несъедобные

    - Собирать только знакомые съедобные грибы.

    Слайд








    Буклеты

    Личностные: формировать умение высказывать свое мнение и эмоции;

    Приложение

    Желчный гриб.

    Желчный гриб является несъедобным, так как обладает очень горьким вкусом и, вероятно, ядовит. Растёт с июля по сентябрь на песчаной почве в хвойных лесах, иногда на гнилых, обросших мхом пнях и на основании стволов деревьев.

    Внешне схож с белым грибом и берёзовиком. Однако отличить его от съедобных грибов достаточно легко. На ножке у него тёмный сетчатый рисунок, грязновато-розовый трубчатый слой, горькая и розовеющая мякоть.

    Бледная поганка.

    Плодовое тело шляпконожечное, в молодом возрасте яйцевидное, полностью покрытое плёнкой. Шляпка 5—15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая, от полушаровидной до плоской формы, с гладким краем и волокнистой поверхностью.

    Мякоть белая, мясистая, не меняет цвет при повреждении, со слабовыраженным вкусом и запахом.

    Ножка цилиндрическая, с утолщением в основании. Цвет — как у шляпки или беловатый, часто покрыта муаровым рисунком.

    На кожице шляпки остатки покрывала обычно отсутствуют, иногда могут быть плотные плёнчатые обрывки.

    Мухомор пантерный.

    Растёт в широколиственных, смешанных и хвойных лесах, чаще на песчаной почве, с июля по октябрь. Шляпка до 12 см в диаметре, сначала почти шаровидная, колокольчатая, потом распростертая, в центре с широким бугорком, по краю обычно рубчатая, серо-коричневая, оливково-серая, буроватая, кожица клейкая, с многочисленными белыми бородавками, расположенными концентрическими окружностями.

    Ложноопенок серно-желтый.

     Несъедобны из-за горького вкуса, неприятного запаха, иногда случаются и отравления. Эти грибы растут, как и опенки осенние, на пнях и гнилой древесине, у основания стволов деревьев и на корнях большими колониями и по форме схожи с опенками осенними. Однако их легко можно отличать по окраске шляпок, пластинок и мякоти.

    У ложноопенка серно-желтого шляпка зеленовато-желтая или серно-желтая, в центре красноватая или красно-буроватая. Пластинки серно-желтые, потом оливковые, у старых буро-зеленоватые или оливково-желтые. Мякоть желтая.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ЯДОВИТЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ДВОЙНИКИ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ. ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ »

    Двадцать девятый  урок в разделе программы «Человек и природа»Тема урока: Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных  грибов. Правила сбора грибов.Цель урока: создать условия для формирования...

    Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"

    Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.Так   как   это   урок...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема "В царстве грибов"

    Данный материал содержит план и конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"....

    Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

    Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...

    Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа РОССИИ", тема "Ядовитые грибы и растения"

    Презентация поможет провести урок окружающего мира или беседу по ОБЖ перед летними каникулами....