Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Зайцева Надежда Юрьевна

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_gribov_3_kl.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Зайцева Н.Ю.

Полное название образовательного учреждения: Орловская область Кромской район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кромская начальная общеобразовательная школа»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 класс. УМК «Школа России»

Тема урока:   В царстве грибов 

Цель урока: познакомить учащихся с царством грибов.

Планируемые результаты:

предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный  интерес учащихся; воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для
формирования УУД:

личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Учебно-методическое обеспечение   «Окружающий мир» 3 класс , 1 часть . Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 часть .  

Время реализации урока (занятия): 40 мин

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы организации: фронтальная,   индивидуальная, парная.

 Оборудование: компьютер; проектор;  интерактивная доска; учебник «Окружающий мир» 3 класс; презентация «В царстве грибов».  Карточки желтого и зеленого цветов.

Технологическая карта урока окружающего мира

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу успешной работы.

Дарят улыбку   друг другу.

Личностные, коммуникативные, регулятивные

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 Вспомните, какая бывает природа?

 - Что относится к живой природе?

А что относится к неживой природе?

- Назовите признаки живых организмов.

 К какой группе относятся бактерии?

 

-  А на какие царства можно  разделить живую природу?

 -Живая и неживая.

Животные, растения, грибы и др.
Воздух, вода, Солнце и др.

Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.

Живая природа

 На царство животных и растений

Коммуникативные, познавательные

III.Постановка учебной задачи (сообщение темы)

 Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов.

А каким, вы узнаете отгадав загадки:.(  слайд 2)

Дайте общее название этим природным объектам.

К какому царству живой природы они относятся

-Можно грибы отнести к царству  растений? Почему?

-А к царству животных? 

Так как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке? (слайд3)

 

Подберезовик, лисички, рыжик, мухомор.

 Грибы

 

Царство грибов

Нет, потому что у них нет зеленой окраски, нет веток, листьев, стебля.

Нет, потому что у них нет хвоста, крыльев.

Поговорим о строении гриба.

Будем учится различать съедобные  и несъедобные грибы.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные

IV.Построение проекта выхода из затруднений

1.  В словаре С.И.Ожегова написано:

«Грибы- особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

- Ученые долго не могли решить, что это вообще такое- грибы?

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

- Какой вывод можем сделать?

Грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. (слайд4)

Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. (слайд5)  Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, паразиты и хищники. (слайд6)Многие грибы могут достигать огромных размеров. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

А некоторые можно увидеть только под микроскопом.(слайд7)

(слайд8)Грибы имеют Исключительно важное значение для человека.

Более 150 представителей этого царства человек употребляет в пищу. Они содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

(слайд9) Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и кустарников.

Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной.  

(слайд10) Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Часто гриб просто не может существовать без дерева. Белый гриб растет только в лесу. Если его грибницу перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.

(слайд11) В лесу можно видеть примеры еще более тесной «дружбы» гриба и растения. На стволах деревьев, на земле растут зеленовато-голубоватые образования. Это лишайники. Состоят они из гриба и водоросли, которые образуют единый организм. Отдельно жить они не могут. Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после рубки, валежник. Эти грибы — лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

2. Работа по учебнику (слайд12)

-Откройте учебник на стр.112-113, прочитайте текст.

 Из каких частей состоит гриб(слайд13)

Что такое грибница(слайд14)

Для чего нужна грибница?

 

Чему способствуют грибы?

Почему многие грибы связаны с деревьями? (слайд15)

3. Самостоятельная работа по рабочей тетради.

-Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. Откройте рабочую тетрадь стр.66  № 1.  Нарисуй схему строения гриба и подпиши егочасти.

4. Физминутка.  

5. Работа по учебнику. (слайд16)

На какие группы можно разделить грибы?

Грибы вкусны и питательны. Человек всегда употреблял их в пищу. Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже ядовитые

-Как же отличить съедобный гриб от несъедобного?

слайды17

- Откройте учебник на стр.114.

Сравним и научимся различать съедобные   и несъедобные грибы.

Внимательно прочитайте описание грибов- двойников. Найдите их на рисунке. Выделите отличительные признаки.

(слайды18-20)

 

6.  Работа в парах (слайд21)

Отравление ядовитыми грибами может привести к смертельному исходу, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

Сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте правила сбора грибов на странице учебника 115.

Какие  из них вам уже известны, а какие оказались новыми.          (слайд 22)             

7. Это интересно.

- Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. Что это?

(Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.)

-Среди царства грибов есть разные виды грибов.

Многие из них используются в пище и медицине:

(слайд 23,24) 

1)  Из особого гриба чага который растет на березе,  получают ценное лекарство — пенициллин. Им лечат болезни желудка, воспаление легких, бронхиты.

2)Гриб под названием дрожжи помогает выпекать вкусные булочки,

3)есть кефирный гриб и

4)гриб для изготовления сыра,

5)хорошо утолит жажду настой чайного гриба, завезенный из Японии.

(слайд 25) 

 Грибы- богатство леса! 

Относись к ним бережно!

Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой   охране!

Грибы- отдельное царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных

 

 

 

 

Шляпка. Ножка, плодовое тело, грибница.

Грибница- подземная часть гриба

Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней с минеральными  солями.

Грибы способствуют разрушению остатковорганизмов и образованию перегноя.

Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества которые растения производят на свету.

На съедобные и несъедобные.

 

 

Белый гриб

   Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки,  мякоть на срезе остаётся белой.

   

Желчный гриб

   Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки. Мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький гр

Шампиньон

   Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка.

   

Бледная поганка

   Шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Очень ядовитый

Опёнок осенний

   Шляпка снизу желтовато-белая, бахрома на ножке.

Ложный опёнок

   Шляпка снизу тёмная, на ножке нет кольца.

    Ядовитый.

Собирай только известные съедобные грибы!

Не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох.

Срезай грибы ножиком.

Не бери старые грибы.

Не собирай грибы вдоль  шоссейных дорог, городских скверах, и промышленных предприятий.

 

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, а на этапе самостоятельной работы еще и личностные

V . Рефлексия деятельности (итог урока)

(слайд 26) 

Из каких частей состоит гриб?

Как грибы связаны с деревьями?

Какое значение для леса имеют грибы?

Как правильно собирать грибы?

(слайд 27) 

  1. Я сегодня все понял (а), мне было интересно….(зеленый)
  2. У меня сегодня не все получалось…(желтый)

Личностные, познавательные, коммуникативные

VI. Информация о домашнем задании.

Рабочая тетрадь стр 68. Нарисуй грибы, которые тебе приходилось собирать, или наклей фотографию.

Использованная литература

  1. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
  3. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, издательство “Просвещение” – серия “Зеленый дом”), часть 1,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме " В царстве грибов"

Данный материал включает  технологическую карту урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме " В царстве грибов" и дополнительный материал к этому уроку....

технологическая карта урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА с использованием электронной формы учебника тема: "Куликовская битва"

Данный материал будет полезен учителям, реализующим ФГОС, работающим с информационными технологиями....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе « В царстве грибов».

На уроке учащиеся узнают о  разнообразии грибов,познакомятся  со строением шляпочных грибов,получат  представление о  съедобных и несъедобных грибах , о правилах их сбора....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК"Перспектива" по теме: "Начало Московского царства" (4 класс)

Урок открытия нового знания по теме: "Начало Московского царства" УМК "Перспектива" Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Цель: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с п...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...