Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Петрова Марина Михайловна

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2 класс

Тема урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

Цель урока: 

- познакомить обучающихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование: образцы детских энциклопедий, карточки с текстами, иллюстрации с изображением  грибов, хлеб с плесенью, корзина, пестер,     карточки со словами «трутовик», «пестер», «научный текст», «художественный текст».

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Ход урока

Дидактические цели  данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный этап

Создать  положительный настрой  учащихся и учителя.

Приветствует учащихся.

Проверяют готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.

 - Я назову природные явления: дождь, листопад, заморозки, иней, туман. О каком времени года идёт речь?

-Кому нравится это время года?

а). Давайте потренируем свою память. Возьмите листочки со стихотворением  Фета «Ласточки пропали». В стихотворении пропущены слова, поработайте в паре и запишите недостающие слова.

б). Выразительное чтение стихов  по учебнику на с. 70 – 71

Рассуждают, высказывают свое мнение.

Работают в паре, записывают слова на листочках.

Читают по учебнику домашнее задание.

3. Актуализация знаний

Нацелить  учащихся на восприятие нового материала.

Обеспечить положительную мотивацию.

Актуализировать знания учащихся.

- Ребята, почему я на урок принесла корзинку?

- Что бы вы хотели узнать о грибах? (На доске записываю вопросы, которые назовут дети. ) Например, Что такое грибы? Какие бывают грибы?  Где растут?)

- В течение урока попытаемся вместе ответить на эти вопросы, а так же поработаем с разными текстами, научимся выразительно читать стихотворение.

Высказывают свои предположения.

Формулируют вопросы

4. Освоение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысливание, первичное запоминание изучаемого материала. Создать организационные и содержательные условия для воспроизведения учащимися изучаемого материала.

1). Работа над статьёй «Грибы»

- Ребята, представьте человека, который приехал из Африки, и никогда в жизни не видел грибов. Как бы вы ему объяснили, что такое грибы?

- А вот, что же такое грибы, мы узнаем из текста на с. 77. (Текст читает подготовленный ученик).

- Что нового для себя вы узнали из текста?

- Что такое грибы?

- Сколько видов грибов существует?

- Названия, каких грибов встретились в тексте?

- Под текстом в скобках написано  - из энциклопедии. Что такое энциклопедия?

- Энциклопедия – книга, которая даст ответы на все ваши вопросы. Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой вопрос. Они называются универсальными.

Есть  энциклопедии, содержащие сведения об одной какой – либо отрасли науки. Например, о географии, космосе. В энциклопедиях содержаться научные сведения. Тексты, которые дают ответы на научные вопросы, называются научными текстами.

 (Учитель вывешивает на доску табличку со словами  «научный текст»)

- А кто мог написать научный текст о грибах? (Учёный, биолог, исследователь природы).

Выборочное чтение.

- Прочитайте, что же такое грибы.

- Сколько на свете грибов?

- Прочитайте предложение , в котором перечислены названия грибов.

- Какие названия грибов в тексте перечислены, но не нарисованы? (учитель показывает, как выглядит плесень и трутовик).

- Ребята, догадайтесь,  какой  предмет лежит у меня в корзине, так необходимый грибнику. (Нож)

- Зачем грибнику нужен нож?

Физкультминутка.

2). Работа над стихотворением В. Берестова  «Хитрые грибы».

- А вот, как может рассказать о грибах поэт,  мы узнаем  из стихотворения В. Берестова  «Хитрые грибы».

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

- Понравилось ли стихотворение?

- Какое настроение вызвало оно у вас?  Почему?

Чтение стихотворения самостоятельно вполголоса.

- Где искал рассказчик грибы?

- Чем рассказчик перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле рассказчик перепугать грибы большой корзиной?

- Почему  же он не нашёл ни одного грибка?

- Прочитайте строки , которые вызвали у вас улыбку.

- Какие картинки вы себе представили?

- Какое настроение передаёт нам автор?

- Прочитайте восклицательное предложение, вопросительное, передавая  настроение.

- А огорчился ли рассказчик, что не нашёл ни одного гриба?

- А вы бы огорчились на его месте?

- А почему не стоит огорчаться?

Ребята, текст, который передаёт настроение автора, называется художественный текст.   ( Учитель вывешивает табличку - художественный текст)

- Некоторые грибники берут в лес не только корзину, но и пестер. Пестер – это высокая плетёная корзина из прутьев или из бересты. (Одному ученику можно одеть пестер , дать в руки корзину, на голову одеть кепку).

Отвечают на вопрос.

Читают текст

Отвечают на вопросы текста.

Знакомятся с разными энциклопедиями.

Читают выборочно

Сравнивают иллюстрацию и текст статьи.

Выполняют разминку.

Читают текст.

Читают стихотворение вполголоса самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Учатся выразительно читать стихотворение.

Знакомятся с новым словом

5. Закрепление

Повышение уровня осмысления учебного материала.  Анализ соответствия  поставленной цели урока и достигнутых результатов.

- Вам какой текст о грибах больше понравился?

- А какой текст важней?

- Вам надо за 5 минут нарисовать рисунок о грибах.

- Какой текст вам лучше поможет нарисовать рисунок? (Художественный,   т. к. он передаёт чувства рассказчика).

Рисование. Обсуждение работ.

Рассуждают о важности обоих текстов.

Рисуют .

6. Информирование о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способа выполнения домашнего задания.

- Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию:

- нарисовать съедобные и несъедобные грибы;

- найти информацию в энциклопедии или Интернете о грибах.

Записывают в дневники домашнее задание.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Анализ соответствия  поставленной цели урока и достигнутых результатов.

- Ответили ли  мы на те вопросы, ответы на которые хотели узнать?

- Что вам понравилось на уроке?

- Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал….

- Я похвалил бы себя за….

- Сегодня я сумел….

- Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

- Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.

- Выберите грибок определённого цвета: зелёный - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен; красный - у меня не всё получилось, нужно быть активнее, было трудно.

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

- Я тоже оценила вашу работу высоко (показываю смайлик, выставляю оценки).

- Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

Урок литературного чтения "В.Д.Берестов "Хитрые грибы", 2 класс

Методическая разработка урока по учебнику "Литературное чтение. 2 класс". Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. по теме: "В.Д. Берестов "Хитрые грибы", ...

Конспект по литературному чтению В.Д.Берестов "Хитрые грибы" ( УМК "Школа России", 2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА Литературное чтениеТема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы».Цели деятельности учителя: ознакомить детей с произведением В. Берестова; расширить знания о съедобных ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....