Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: "Хитрый лис и умная уточка" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hitryy_lis_i_umnaya_utochka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 22.04.2022

Школа: Кунашакская СОШ

Класс: 2

Урок:

Время:   Кабинет:

Студент: Гафарова Лилия Рустамовна 

Группа: 42

Учитель:  Сайдахметова Аниса Мунировна

Методист:

Тема урока В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с сказкой В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка», умений анализировать произведение.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Умение выражать своё отношение к прочитанному;
  2. Умение выделять основную мысль.

Развивающие:

  1. Развить устную речь, словарный запас;
  2. Развить интерес к чтению.

Воспитательные:

  1. Воспитать бережное отношение к личным вещам;
  2. Воспитать добрые чувства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Сначала тихо садится первый ряд, затем второй ряд и третий ряд тоже присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

К: планирование учебного сотрудничества

Л: выражение эмоционального настроя с помощью жестов.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод: словесный

Прием: беседа

Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его произведение:

С. Чёрный – «Отважный пингвинёнок»

С.Михалков – «Ребята и утята»

Г.Снегирёв – «Страшный рассказ»

М.Пришвин – «Мой щенок»

Е.Чарушин – «Жеребёнок»

- Сверьте с экраном. У кого не так?

- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы помните произведения и авторов, которых изучали. А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного автора.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок и поймёшь.

- Теперь прочитаем хором медленно по слогам.

- А теперь прочитаем хором медленно словами?

- Теперь прочитаем хором быстро.

- Давайте прочтем весело.

- О каком авторе мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, сели ответите на вопрос: какая новая фамилия встретилась в стихотворении?

- Правильно. Какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 106 в учебнике. Какое название там дано?

- Выполняют работу:

С. Чёрный – «Жеребёнок»

С.Михалков – «Мой щенок»

Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок»

М.Пришвин – «Ребята и утята»

Е.Чарушин – «Страшный рассказ»

- Выполняют проверку.

- Читают про себя.

- Читают хором по слогам.

- Читают хором медленно

словами.

- Читают быстро.

- Читают весело.

- Бианки.

- Хитрый Лис и умная Уточка.

П: Выявление существенного.

Р: Самоопределение к деятельности.

К.: построение высказываний, ответов.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Метод: словесный

Прием: беседа  

Наглядный: демонстрация

 - Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Творчество Виталия Валентиновича Бианки и знакомство с произведением «Хитрый Лис и умная Уточка».

- Познакомиться с творчеством Виталия Валентиновича Бианки и произведением «Хитрый Лис и умная Уточка».

Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Метод: словесный, практический

Прием: беседа, выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

 - Какие произведения автора вы уже читали?

- Сейчас вы узнаете подробнее о Виталии Валентиновиче Бианки.

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) – писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного  ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы и растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

- Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр. 107. Как вы думаете, о ком произведение, которое мы будем изучать?

- Давайте прочитаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и умная уточка». Возьмите карандаш и отмечайте слова, которые при чтении вам будут не понятны.

- Мы прочитали произведение. Определите – это художественный текст или научный? Почему?

- Кто может определить, к какому жанру относится произведение?

- Почему?

- А какая это сказка? Почему?

- О чём эта сказка?

- Какие слова вы подчеркнули? (если не подчеркнули слова, то называть, а ребята находят их в тексте).

- Попробуйте сами объяснить эти выражения.

- Отвечают на вопрос.

- Слушают биографию В. Бианки.

- О лисе и уточке.

- Слушают произведение

- Художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства и эмоции.

- Это сказка.

- Есть зачин, троекратный повтор, сказочные слова, концовка.

- Авторская. Потому что её написал автор.

- О том, как Хитрый Лис пытался съесть умную Уточку.

- «утки в отлёт собрались», «утятиной раздобудусь», поднялась на крыло», «полынья» 

 

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К.: построение высказываний, ответов.

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: словесный, практический: анализ рассказа

Прием: беседа  

 - Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?

Найдите его в тексте и прочитайте.

- Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным? Почему?

- Как автор назвал Лиса?  Был ли он действительно хитрый.

- Какой автор показал свою Уточку?

- Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.

- Ребята, как вы думаете, случайно ли текст разделен на части?

- Сколько частей вы видите?

- Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. Правильно.

- Когда зимой Лис кинулся на Уточку, но она успела нырнуть под лед.

- Положительным – уточку, отрицательным – лиса.

- Хитрым. Да.

- Умной – перехитрила, терпеливой, т.к. выдержала столько страданий.

- Отвечают на вопрос.

- Нет.

- 3.

- Осень. Зима. Весна.

К: Построение речевых высказываний.

П.: Выявление существенного.

Презентация, видео

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Метод: практический

Прием: разыгрывают рассказ по ролям

-Сейчас, я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе чтецов.

-Даю 5 мин самостоятельно прочитать, подготовиться

-И мы с вами будем читать это стихотворение с выражением на оценку.

А потом определим, кто лучше всех справился с этим заданием.

-И так, кто желает?

Читают на оценку.

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Метод: частично-поисковый,

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнений

-Дети, кто помнит имя автора произведения, которое мы изучили?

-Поднимайте руку, кто что запомнил о писателе, о котором мы сегодня говорили.

-Чем учит нас это произведение?

 

-Совершенно верно!

-Валентин Бианки

- Сказка Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» учит никогда не отчаиваться в трудных ситуациях и всегда надеяться на лучшее.

П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Метод: словесный

Пием: беседа

-Какую цель мы ставили в начале урока?

 

-Добились ли мы данной цели?  

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы        «Да»        «Нет»

Я хорошо работал на уроке.                 

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.                 

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: с. 106-107 пересказ по плану.

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Все большие молодцы! Было приятно с вами работать, спасибо за урок!

- Познакомиться с творчеством Виталия Валентиновича Бианки и произведением «Хитрый Лис и умная Уточка».

Проводят анализ своей работы на уроке

Р: проведение оценки деятельности.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»» 4 класс, УМК Л.В. Занкова, учебник Свиридова В.Ю.

Данный конспект может быть исползован на уроках литературного чтения в 3-4 классе. Урок составлен по технологии системно-деятельностного подхода и технологии творческого чтения....

Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)

В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...