Урок литературного чтения "В.Д.Берестов "Хитрые грибы", 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Зиновьева Ольга Николаевна

Методическая разработка урока по учебнику "Литературное чтение. 2 класс". Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. по теме: "В.Д. Берестов "Хитрые грибы", "Грибы"  (из энциклопедии).

Цель деятельности педагога: познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова "Хитрые грибы" и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявлять различия между стихотворным художественным и прозаическим текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.cht_._v.d.berestov_hitrye_griby_-10.12.2020.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №26

городской округ Орехово - Зуево

Методическая разработка урока

по учебнику «Литературное чтение. 2 класс».                          Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

по теме: «В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Автор разработки:

Зиновьева Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

2020 год

Методическая разработка

 урока литературного чтения во 2 «Б» классе

учителя начальных классов: Зиновьевой О.Н.

Тема:  В.Д.Берестов «Хитрые грибы»,   «Грибы» (из энциклопедии).

Цель деятельности педагога:  - познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения  выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.  

Задачи:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре, в группе;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование:  магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, иллюстрации грибов,  корзина, литературный сундучок, карточки со словами, синквейн, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, музыка для физкультминутки, знаки для самооценки, смайлик, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы у нас получился хороший урок! Чтобы вы сегодня порадовали меня и себя хорошей работой и получили новые знания.                                                                                                                                           - У нас сегодня гости, поздороваемся! (Приветствие детей)                                                                                                                              -  Настроимся на урок:

- Прозвенел звонок весёлый,                                                                                                                                                                    Он позвал ребят всех в класс.                                                                                                                                                            Скажем дружно: «Здравствуй, школа!                                                                                                                                  Урок чтения у нас»

- В работе нам поможет речевая разминка.

II. Речевая  разминка.    

1.Таблица согласных.                                                                                                   - Дышим, произносим четко.   … строка.

2.Скороговорка

Повтори без запинки:

На осинке росинки

Засверкали утром

Перламутром.

-Что такое перламутр? (твердый внутренний слой раковин некоторых моллюсков-ценное вещество с переливчатой радужной окраской;  переливчатый, серебристо-розовый)

Очень красивый.

Работа в паре (грустно-ворчливо, с вопросом, - с восхищением-радостно-с восклицательной интонацией) Как лучше? Прочти вслух. Прочтем хором.

III. Проверка дом. задания     Б.Заходер «Что красивее всего?»

-Сегодня мы узнаем, за что же мы любим природу русскую, что по вашему мнению красивее всего? (хрестоматия с.286-287)

-Поможет мне Тимофей  (за автора 2 абзаца и последний), за мальчика Тимур(только вопрос) Далее чтение по 4 строчки.

-А как вы считаете «Что красивее всего»?

 –Время поработать Литературному сундучку, прочитайте своё  произведение и положите в наш сундучок частичку своего творчества.

Первый ученик. – Я сочинила рассказ “Радуга”.

Второй ученик. – Я написала маленькое стихотворение “Осенние монетки”.

Третий ученик. – Стихотворение «Снежинки»

 – Молодцы. Очень хорошо подготовили домашнее задание: выразительно читали, сами придумали рассказы и написали стихотворения.

– Вы все получаете отметку “5”!

IV. Музыкальная пауза.

 – А теперь превратимся в осенние листочки и немного отдохнем.

(Один учащийся под плавную музыку – вальс читает стихотворение С.Есенина “Закружилась листва золотая”. Остальные дети с листочками в руках выполняют танцевальные движения)

С.Есенин.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

V. Самоопределение к деятельности                                                                                                                                                                          – Отгадайте загадку:                                    

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд                                                                                                                                                                                                                                                                В шапках молодцы стоят. (Грибы)

       - Чему будет посвящен наш урок? – Наша задача? (узнать новое)

- Где растут грибы? (в лесах, на лугах, на деревьях, на пнях, в земле…)

-  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. /Открыть доску/

-  Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает? (ягоды, грибы, лекарственные растения, чистый воздух…) 

VI. Работа над новым материалом.

1. Проблемный вопрос.  

- Нам сегодня предстоит многое узнать о грибах.  Помогут нам в этом разноцветные грибочки – сигналы.                                                                                    Зелёный – да, я согласен с утверждением.                                                            Красный – нет, не согласен или сомневаюсь.

Игра «Согласны ли вы, что..?»

- Грибы – это растения.  

- Это животные.

- Существует особое царство живой природы.

- Грибов на свете около 1 млн.

- Плесень – это гриб.

- Грибы растут на деревьях.

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся.

 (На доске представлена схема.)

http://festival.1september.ru/articles/620445/img1.gif

2. Работа с научной статьей.

 – Для ответа на этот вопрос откройте учебник чтения на с.77  и прочитайте текст “Грибы”.

1) Первичное самостоятельное восприятие текста.

 – Что интересного вы узнали из текста о грибах?  (Грибы – это не растения и не животные.)                                                                                                                                        – Так что же такое грибы?  (Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

2) Повторное чтение текста вслух. «Чтение за лидером» (затем по цепочке)

3) Беседа после чтения.

- Сколько видов грибов существует?

 – О каких грибах говорится в этом тексте?  (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе;  о съедобных и несъедобных грибах)

- Какие съедобные грибы вам известны?    Несъедобные?  (Примеры)

  • Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и Подберёзовики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и разноцветные Сыроежки, и блестящие Маслята, и растущие кучками на старых пнях Опята.                                                                         -   Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами.  Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.
  • И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками, и на высокую даму в белой шляпке, которая смотрит свысока, да никому не нужна. Это Бледная Поганка.                                                    

3. - Дети, а кто является автором этого текста?    ( Автора нет. Написано, что текст   взят из энциклопедии.)

 – Кто знает, что такое энциклопедия?  (Это умная книга, которая учит многому умному.)

  • Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний (в переводе с франц.).  Это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

- Какие бывают энциклопедии?

  • Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
  • Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», «Техника», «Живой мир» и другие.      Энциклопедия юного натуралиста,    юного астронома.

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах? (Юн. нат., Медицинская – закладка)

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.                                                                                                             – Кто из вас собирал грибы?    - В какое время года собирают грибы?

4. Работа по карточкам.

 – А сейчас каждый из вас отправится на «тихую охоту», так еще называют сбор грибов.                                        

– Возьмите из конверта  карточку и прочитайте текст “Как надо собирать грибы”  (жужжащее чтение)

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

 – С какими правилами сбора грибов вы познакомились?  (Ответы детей.)

 – В тексте вам встретилось новое слово грибница.

– Кто знает, что обозначает это слово?

– Сейчас нам подробно об этом расскажут наши научные консультанты.

5. Знакомство с дополнительным сообщением.

1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2) Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3) А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

 – Что же такое грибница?    ( Грибница – это подземная часть гриба.)                                                                                                                                    – Как помогают грибы лесным жителям?  (Некоторыми ядовитыми для человека грибами лечатся животные.)                                                                                                                                  - Какие бывают грибы по размеру?  (от 1мм до 1,5 м)

                                                                                                                                                                      Вывод: так грибы – это растения или животные?    (Нет. Это особое царство живой природы - «Грибы»

6. Составление синквейна «Грибы»  (работа в группах).                                                                                                                    1) Грибы.                                                                                                                                                                                                                                                                           2) Съедобные и несъедобные.                                                                                                                                                                     3) Растут, красуются, прячутся.                                                                                                                                                        4) Это часть живой природы.                                                                                                                                                                                                            5) Царство.

VII.  Физкультминутка.

 – А теперь давайте еще немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Гриб-гриб, боровичок!     Сдвинул шляпку на бочок.                                                                    Сделал зонтик от жары из берёзовой коры.                                                                                       Ты не прячься, гриб, в траву, всё равно тебя сорву!                                                                                                 …………………………………………………………………

Меж еловых мягких лап                                                                                                                                                      Дождик тихо кап, кап, кап!                                                                                                                                                                           Где сучок давно засох,                                                                                                                                                                    Появился мох, мох, мох!                                                                                                                                                                              Где листок к листку прилип,                                                                                                                                                             Появился гриб, гриб, гриб!                                                                                                                                                                    - Кто нашел его, друзья?                                                                                                                                                                             - Это я, это я, это я, это все мои друзья!

VIII.  Продолжение работы по теме урока.  Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы»

1.Подготовка к восприятию.                                                                                                                                                                         – А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым,  отправившимся в лес за  грибами.                                                                                                                                                                                   - Вам знакомо имя этого автора?     Портрет                                                                                                                                                        (Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

- Прочтите название стихотворения В.  Берестова,  которое мы будем читать.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  « хитрыми »?

 2. Первичное восприятие текста   (аудиозапись).

3.Беседа.

- Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы               « хитрыми »?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Чтение стихотворение про себя.

- Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно.    Подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

5. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать.

6. Словарная работа

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев

- Подберите синоним к этому слову

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле. 

(Карточки со словами выставляются на доске)

 7. Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

- Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

- Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

- Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста (грибочки).

- Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?                                                                                                                                          - Найдите в тексте восклицательное предложение.                                                                 Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

- Прочтите вопросительное предложение.    ?                                                                                                                                    - Какое слово надо выделить голосом? (где   же)

-Прочтите выразительно это стихотворение.    (можно хором)

9. Сравнение художественного текста и научного.                                                                                                                                  – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.                                                                                                                              - Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?                                                                                                                                 – Можно сказать, что у них есть что-то общее?         (Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?                                                                                                                                                                      (Одно произведение – стихотворение, а другое – проза, научная статья.                                                                           Стихотворение  написал -  поэт,   а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?                                                                                                                    ( Когда мы слушали стихи,  то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как  прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и  какие есть грибы.)

  • Да, поэты  красоту природы в любое время года  передают через свои   впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь  музыкальной и ритмичной.
  • А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг,  описывает факты, события, научные сведения.

Вывод: Статья «Грибы» - это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение «Хитрые грибы » - художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

В. Берестов «Хитрые грибы»             «Грибы» (из энциклопедии)

стихотворение (есть рифма)               проза

художественное произведение           научный текст

поэт                                                        учёный

чувства, настроение                             факты, события, научные сведения

IX.Домашнее задание

Прочитать выраз. стихотворение (наизусть по желанию) и статью на с.76-77.

Нарисовать съедобные и несъедобные грибы - подписать их названия.

X.Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Чему был посвящён наш урок?                                                                                                     – Что же такое грибы? (Особое царство живой природы)                                     - Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал….

- Я похвалил бы себя за….

- После урока мне захотелось….

- Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания? (в природе, при сборе грибов, мы сами должны заботиться о своем здоровье и безопасной жизни.                      Не брать несъедобные грибы и даже те, в которых сомневаешься.)

- Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.                                                                                        – Выберите  грибок определённого цвета:

зелёный - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;

красный - у меня  не всё получилось, нужно быть активнее, было трудно.)

 - Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

- Я бы тоже оценила вашу работу высоко (показываю смайлик), молодцы.                                                                                 – Особенно  активно  работали: … .

- Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина + презентация к уроку "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

Урок литературного чтения в 3-м классепо сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.) Урок построен по технологии критического мышления...

Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"

Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"...