Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кошелева Татьяна Сергеевна

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии).

 Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта41.01 КБ
Файл Презентация2.31 МБ
Файл Анализ урока13.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»

Технологическая карта урока

по литературному чтению

Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии).

 Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

               

                                                                                                                                                                        Кошелева Т.С.

2016г

Ф.И.О.: Кошелева Татьяна Сергеевна

Программа: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Раздел: Люблю природу русскую. Осень

Место урока в изучаемой теме: 6 урок

Время реализации урока: 40 минут

Год: 2016/2017 уч. г.

Класс: 2«В»

Тема урока: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Цель: Создание условий для формирования умения  выявлять различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом, через знакомство учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах

  Задачи урока:

     Образовательные:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

 - учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

 - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

     Развивающие:

- развивать память, речь, внимание, мышление, навыки сравнения, обобщения; развивать творческое воображение; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

  Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью, создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в парах,  чувства ответственности к учебному труду, обогащать  эмоциональную сферу.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Парная

- Фронтальная

- Индивидуальная

Оборудование:

Для учителя:

- Учебник для второго класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

- Компьютер, запись музыки для выхода детей, муляжи грибов, портрет В.Д.Берестова, лукошко, карточки со словами, аудиозапись стихотворения, энциклопедии, толковый словарь, иллюстрации необычных грибов экран, мультимедийный проектор, диск с экскурсией

Для учащихся:

- Учебник для второго  класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

, карточки для работы в группе, знаки для самооценки, диффиренцированное домашнее задание        

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

- умение выделять, формулировать познавательные цели,  проблемы

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции.

- самоопределение

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча-ние

Планируемые результаты

1.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель: положительный психологический, эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу на уроке

Приветствует обучающихся и гостей

-Прозвенел звонок. А это, значит начинается урок литературного чтения. Мы рады приветствовать гостей в нашем классе. Пусть всем нам сегодня здесь будет светло: Гостям - уютно, а нам - легко.

- Сегодняшний урок я хочу начать такими словами «Добрые люди день начинают работой»

-А к вам относятся эти слова?

Приветствуют учителя

 - Да, мы тоже – работаем – учимся, это тоже труд.

Метод:  стимулирование и мотивация учащихся

Познавательные УУД:

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

2.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

 3 мин)

Цель: активизация знаний, постановка задач урока, планирование работы через беседу

-Произведения какого  раздела учебника  мы читаем?

- Какие произведения мы читали? Назовите.

- Чем  хороша осень?

-Что было задано на дом?

-Благодаря вам, ребята, в классе появилась замечательная выставка «Люблю природу русскую.Осень. Все ваши работы будут обязатено оценены.

-Сегодня на урок я вам принесла что-то интересное… (Достаёт муляжи г грибов)

-Как вы думаете, зачем нам на уроке чтения грибы?

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке?

А чему будем учиться на  уроке чтения?

-Люблю природу русскую. Осень

-Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»,

К.Бальмонт «Поспевает брусника…»,

А.Фет «Ласточки пропали», А.Плещеев «Осень наступила» и др.

- Деревья в разноцветном уборе, листопад, птицы стаями улетают в теплые края, созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов

-Нарисовать иллюстрацию к прочитанным произведениям

Высказывают предположения

Ставят учебные задачи

-Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы

Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации диалог, подводя-щий к теме диалог.

Муляжи грибов

 

Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы

Коммуникативные УУД:

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- интерес к изучению предмета

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

3.

Изучение нового материала

 (10 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы - это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с.77

Первичное чтение,(с.77)

Беседа

 – Так что же такое грибы?

Повторное чтение текста вслух

- Прочитаем текст самостоятельно,  запоминая о каких грибах говорится в этом тексте?

-О каких необычных грибах говорится в т Плазмодий-гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается, перекатываясь с боку на бок.

-Дети, а кто является автором этого текста?

 – Кто знает, что такое энциклопедия?

-Где мы можем найти точный ответ?

-Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова.

-Есть разные энциклопедии …

(Учитель демонстрирует энциклопедии.)

-Ребята, а вы всё знаете о грибах?

-А хотите узнать?

Сообщения о грибах (заранее подготовленный ученик)

 

Предположения детей

Читает подготовленный ученик

-Это особое царство природы, которое так и называется грибы

-В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе

-Трутовик, плесень

-Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

Предположения детей

-Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, в интернете

Читает ученик

-Нет

-Да

Сообщение

Метод:   словесный, проблем-ный, наглядный,практичес-кий

Иллюстрации грибов

Словарь Ожегова

Коммуникатив

ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:

 - умение сравнивать, делать выводы;

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

Личностные УУД:

-развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции;

- самоопределение;

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

Физкультминут

ка (1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Физкультминутка

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки, 
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём

Выполняют движения

Продолжение работы по теме урока(16 мин)

Работа в парах

-Сейчас вы прочитаете новую информацию о грибах. Будьте внимательны.

Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (важная- напишем «!», интересная – «+»).

-Ребята, а зачем мы отмечали важную и интересную информацию? 

Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

Подготовка к восприятию.

-Кому из вас приходилось собирать грибы? Расскажите.

–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым, отправившимся в лес за  грибами .

 ( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В.  Берестова,.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  « хитрыми »?

Первичное восприятие текста (аудиозапись)

Беседа.

- Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение, обращая внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно

Чтение вслух

Словарная работа(картинки)

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

Несколько детей читают стихотворения целиком.

-Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?

Виртуальная экскурсия

-А сейчас мы совершим путешествие в осенний лес. (включается проектор)

- Мы - в гостях у леса. Что нужно сделать ребята?

Приветствие леса:

По старинному русскому обычаю мы приветствуем храм Природы: поклонимся вправо - царю- батюшке Лесу (поклон);

Поклонимся влево - матушке Природе (поклон);

Поклон прямо - Яриле-Солнцу, началу жизни на Земле.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твой таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

На пеньке сидят братишки.

Все - в веснушках шалунишки. 
Эти дружные ребята называются ... 
(опята)

В белой кепке

Белый крепыш.

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс (Боровик)

А этот красавец на белой ножке,

Он в красной шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

-  А почему мухомор получил такое название?

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?

Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)

-   Почему их так назвали?

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

Ходят в рыженьких беретах,

осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... 
(лисички)

Предположения детей

Рассказы детей

Предположения детей

Ответы детей

Ответы детей

Чтение стихотворения

-Я заглядывал под кочки, под берёзовые пни…

-Видно я большой корзиной все грибы перепугал..

-Грибочки

Предположения детей

-Ох и хитрые грибочки!

-Где же спрятались они?

-Где

Ответы детей

-Поздороваться

-Подберёзовик

-Опята

-Боровик

-Мухомор

-Настоем этого гриба травили мух

-Нет, он служит лекарством для животных)

-Сыроежки

-Они любят сырые места, сухости не переносят

-Лисички

Метод:организация учебно-познава-тельной деятельно-сти

Портрет поэта

Аудиозапись

Презента

ция

4.

Закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Сравнение художественного текста и научного.

 – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а  какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

 – А чем они отличаются?

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

.

Предположения детей

-Да, у них одна тема – грибы.

-Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

-Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Метод:организация учебно-познава-тельной деятельно-сти

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

-формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции.

5.

Включение в систему знаний и повторение(2 мин)

Цель: активизация познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

-Какое домашнее задание хотели бы получить?

  • -Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.
  • -Найти своё стихотворение про грибы.
  • -Нарисовать иллюстрацию к прочитанным произведениям.

Предполагаемые ответы.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Прием: дифферен-цированное задание

(карточки)

ЛичностныеУУД:

-самоопределение

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2 мин)

Цель: Формирование объективной самооценки результатов деятельности

-Ребята, что мы запланировали на уроке, всё ли нам удалось?

Какой вывод мы получили?

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

Раскрасьте шляпу гриба

жёлтый -  у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал,

 зелёный -  я не  совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего  не получилось, было трудно.)

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Высказывания детей

Самооценка на при помощи  цвета

Знаки для самооцен

ки

Лукошко

Личностные УУД:

- оценка, самооценка 

собственной деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В лес за грибами

Слайд 2

Почему в лесу не летаю бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не жужжат над головой?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе по теме:

«В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Учитель: Кошелева Т.С.

Программа: «Школа России»

         Сегодня вашему вниманию был предложен урок литературного чтения во 2 классе по теме «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

           Данный урок является шестым уроком литературного чтения раздела «Люблю природу русскую. Осень»

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

            Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы. Цель: Создание условий для формирования умения  выявлять различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом, через знакомство учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах

  Задачи урока:

     Образовательные:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

 - учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

 - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

     Развивающие:

- развивать память, речь, внимание, мышление, навыки сравнения, обобщения; развивать творческое воображение; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

  Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью, создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в парах,  чувства ответственности к учебному труду, обогащать  эмоциональную сферу.

        Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для формирования умения  выявлять различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.     На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

         Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, парные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, проблемно-поисковых, практических  методов способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

         Использование компьютерных технологий, наглядности на уроке дало возможность целостного восприятия детьми  нового материала. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

          Для эмоционального восприятия материала я использовала демонстрационный материал, аудиозаписи, виртуальную экскурсию межпредметные связи.

         Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 2 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....

Работа с текстом. Связная речь. Художественные и научно – популярные тексты. Тест 5

Работа с текстом. Связная речь. Художественные и научно – популярные тексты....

Урок Литературы на тему: В. Берестов "Хитрые грибы"

Подробный конспект с интерактивной презентацией к Уроку Литературного чтения у 2 класса на тему: "В. Берестов "Хитрые грибы""....

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...