Главные вкладки

    В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie.docx32.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    КЛАСС: 2

    ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

    УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

    УЧИТЕЛЬ: КАЛЬНИЦКАЯ Л.А.

    Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

    Цель:

    - познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

    Задачи:

    - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

    - отрабатывать навыки выразительного чтения;

    - расширить знания о грибах;

    - учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

    - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

    - развивать память, речь, внимание;

    - воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

    Познавательные УУД:

    - умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

    - умение ориентироваться в учебнике;

    - умение находить вопросы в тексте;

    - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

    Коммуникативные УУД:

    - умение слушать и понимать других;

    - умение правильно оформлять свои мысли;

    - умение грамотно строить речевые высказывания;

    - умение работать в паре;

    Регулятивные УУД:

    -умение прогнозировать работу;

    -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Личностные УУД:

    - умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

    -умение выражать эмоции.

    Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д.Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

    Ход урока

    I.Организационный момент

    - Прозвенел звонок сейчас,

    Он позвал ребят всех в класс.

    Урок чтения у нас!

    Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость и хорошее настроение.

    Речевая разминка

    Лена искала булавку.

    Булавка упала под лавку.

    Под лавку залезть было лень,

    Лена искала весь день.

    Прочитать медленно, с ускорением, с удивлением, сожалением, сердито, весело

    II.Актуализация знаний. Постановка целей урока

    Проверка дом. задания

    -Произведения какого раздела учебника мы читаем ?(Люблю природу русскую.Осень).

    -Что объединяет все произведения, которые мы читали?

    - Ребята, когда я готовилась к уроку, то мне встретилась загадка, которую, принесла на урок, она поможет вам определить о чем пойдет речь на уроке:

    И на горке, и под горкой,

    Под березой и под елкой,

    Хороводами и в ряд

    В шапках молодцы стоят. (Грибы)

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

    III. Выявление места и причины затруднения

    Итак, мы сегодня говорим о грибах.

    Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

    1. Подготовка к восприятию.

    - Кто из вас любит собирать грибы?

     ( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

    А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами .

    -Прочтите название произведения В. Берестова , которое мы будем читать.(вывесить название стихотворения)

    -Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении, почему автор называет грибы « хитрыми »?

    2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)

    6. Словарная работа

    Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

    -Подберите синоним к этому слову

    Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

    (словами выставляются на слайде)

    3.Беседа.

    -Как называются такие произведения? (стихи) вывесить карточку

    - Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

    -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как называются тексты в которых передается настроение, чувства от автора читателю? (художественный текст - вывесить карточку)

    4.Чтение стихотворение про себя.

     (Учитель подходит к слабым детям при чтении)

    7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

    Кто автор произведения? (поэт –карточка на доску)

    -Что автор взял с собой в лес? Прочитайте.

    -Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

    -Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

    -Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

    -Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

    8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

    - Будем учиться читать стихотворение выразительно.

    -Найдите в тексте восклицательное предложение.

    Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

    -Прочтите вопросительное предложение.

    -Какое слово надо выделить голосом? (где-же)

    -Прочтите выразительно это предложение.

    5. Чтение вслух

    - Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

    Что мы должны передать при чтении? (чувства, настроения) карточка на доску

    Вывод:

     Как вы думаете грибы – это растение или нет? (дети высказывают предположения)

    Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

     - В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

    IV.Открытие детьми нового знания

    а) Работа с текстом «Грибы», с.77 (вывесить карточку с названием текста)

    - Чтобы разрешить ваш спор, сейчас мы поработаем с текстом на с.77

    1) Первичное чтение,(с.77)

    ( читают подготовленные ученики)

    2) Работа по плану:

    Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать по плану. (план на столе)

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?

    4. Кто является автором этого текста?

    ( Автора нет.Написано, что текст взят из энциклопедии.)

    - Как называется человек , который пишет научные тексты?(вывесить карточку –ученый)

    Кто знает, что такое энциклопедия?

    Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

    Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

    Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах. (карточка - сведения, информация, факты)

    Поэтому этот текст называется –научный текст(карточка на доску)

    - Какие бывают энциклопедии?

    Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

    Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях

    (Учитель показывает названные издания).

    - В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

    - Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

    -Как найти быстро информацию о грибах?

    VI.Физкультминутка

    Притворяшки

    Дружно встаньте, детвора,

    Отдохнуть пришла пора!

    Притворитесь-ка совой –

    Повертите головой.

    Притворитесь тучками –

    Потрясите ручками.

    Притворитесь свинками

    И потритесь спинками.

    V. Первичное закрепление

    в) Сравнение художественного текста и научного.

    Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. 1 текст –научный , а 2 текст можно назвать научным?

    - Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

    Можно сказать, что у них есть что-то общее?

    ( Да, у них одна тема – грибы.)

    А чем они отличаются?

    (Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

    Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

    ( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

    Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

    Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

    А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

    Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

    Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

    На доске выставляются таблички:

    В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

    VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

    IX.Домашнее задание

    Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

    По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

    Найти информацию в энциклопедии или Интернете о грибах

    X.Рефлексия. Подведение итогов урока

    - Чему был посвящён наш урок?

    - Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

    -Сегодня на уроке я узнал….

    -Я похвалил бы себя за….

    -Сегодня я сумел….

    -Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

    -Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?

    План:

    1. Что такое грибы? (растение или нет)
    2. Сколько видов грибов существует на свете?
    3. О каких грибах говорится в тексте?
    4. Кто является автором этого текста?


     УЧЁНЫЙ

    НАУЧНЫЙ ТЕКСТ

    ПОЭТ     ТЕКСТ

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В.Д.Берестов "Хитрые грибы"

    Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"...

    Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

    Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

    План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"

    Урок литературного чтения во втором классе.Тема урока  "В.Берестов  "Хитрые грибы". Грибы (из эциклопедии)"...

    Берестов Хитрые грибы

    Урок в технологии РКМЧП...

    Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

    Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

    УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».

    Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...

    Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

    Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....