Конспект урока по окружающему миру «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Чичёва Ирина Ивановна

Конспект урока  «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы» предназначен для изучения материала по окружающему миру во 2 классе с целью получения детьми знаний о правилах поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы».

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с разнообразием растений,                               произрастающих в природе.

                      2. Предупредить об осторожности сбора плодов, ягод,   грибов и вреде некоторых видов растений для организма человека.

        3.Формировать знания правил поведения в природе.

                    4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: карточки с названиями растений, предметные картинки по теме, сказочные герои, фонограммы.

Ход урока:

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

(Звучит фрагмент детской песни «Улыбка»)

- Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любом деле. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах.

2. Актуализация знаний:

- Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. Но прежде, чем вы узнаете, куда именно лежит наш путь, я предлагаю повторить, что такое экстремальная ситуация в природной среде?

3. Проверка домашнего задания .

Дети дают объяснение экстремальной ситуации и отвечают, как они будут вести себя в той или иной ситуации.(Предлагаются варианты: жара, холод, ветер, снег, дождь, голод, жажда, отравление)

4. Сообщение темы и цели урока:

- Итак, я вижу, что к путешествию вы готовы. Угадайте, куда же мы отправимся?

        Дом со всех сторон открыт,

        Он резною крышей крыт.

        Заходи в зелёный дом -

        Чудеса увидишь в нём.

        (Лес)

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,

        Полон сказок и чудес!

        Ты о чём шумишь листвою

          Ночью тёмной, грозовою?

        Что нам шепчешь на заре,

        Весь в росе, как в серебре?

        Кто в глуши твоей таится?

        Что за зверь? Какая птица?

        Всё открой, не утаи:

                  Ты же видишь, мы свои.

- Для того, чтобы нам в лесу не заблудиться, мы возьмём с собой знатока лесных тропинок – Колобка. Он и укажет нам, какой дорогой идти.

Физминутка (в муз. сопровождении)

                                Вверх руки подняли и покачали –

                                Это деревья в лесу.

                               Руки согнули, кисти встряхнули –

                               Ветер сбивает росу.

                              В стороны руки, плавно помашем –

                              Это к нам птицы летят.

                              Где они сядут, тоже покажем –

                              Руки согнули назад.

2.Проблемное объяснение нового знания

- Чтобы наше путешествие было не просто интересным, но и полезным, Колобок в пути будет знакомить нас с растениями леса.

Если на пути нам встретятся ягоды, Колобок советует воспользоваться корзинкой, и собрать лесной урожай.

1) Кроссворд «Ягодный».

        

- Какие же ягоды кладёт лес в наши корзинки?

1.На припёке у пеньков         2.Будто снежный шар бела,

Много тонких стебельков.        По весне она цвела.

Каждый тонкий стебелёк        Нежный запах источала.

Держит алый огонёк.        А когда пора настала,

Разгибаем стебельки –         Разом сделалась она

Собираем огоньки.        Вся от ягоды черна.

        (Земляника)        (Черёмуха)

3.Вкус у ягоды хорош,                             4.Рассыпает солнце стрелы,

Но сорви её, поди-ка.                               Сосны зажигая.

Куст в колючках, будто ёж,                    Что за ягода созрела,

Вот и назван … (ежевика)                      Синяя такая?

                                           На кусточки, под листочки

                                  Кто-то бусы бросил, -

                                           Все поляны в синих точках

                         У зелёных сосен.

        (Черника)

5.Бусы красные висят,        6.Весной зеленела,

Из кустов на нас глядят.        Летом загорала,

Очень любят бусы эти         Осенью надела

Дети, птицы и медведи.        Красные кораллы.

        (Малина)        (Рябина)

7.Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

        (Клюква)

- Скажите, можно ли эти ягоды употреблять в пищу? Что вы знаете об их полезных свойствах?

- Колобок тоже хочет поделиться своими знаниями о пользе некоторых растений (дети читают краткие сведения о растениях).

2) Ядовитые растения.

- Но среди лесных ягод есть и такие, что могут принести вред здоровью. Поэтому при сборе ягод нужно быть очень внимательными: если не знаешь, какое это растение, то лучше не стоит трогать его плоды.

- Внимание! Колобок предупреждает и просит вас запомнить ядовитые растения: волчье лыко, вороний глаз. 

3) « Грибная полянка».

- А кто же из нас не собирал в лесу грибы? Узнайте их.

Я в красной шапочке расту                                     Лета первая примета:

Среди корней осиновых.                                 Под берёзой в холодке,

Меня увидишь за версту –         Гриб коричневого цвета

Зовусь я … (подосиновик)        На пятнистом корешке.

        (Подберёзовик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,                        Нет грибов дружней, чем эти,

В шляпках разноцветных,                       Знают взрослые и дети,

Издали приметных.                                  На пеньках растут в лесу,

Собирай, не мешкай.                                Как веснушки на носу.

Это …(сыроежки)        (Опята)

Ходят в рыженьких беретах,                     Он в лесу стоял,

Осень в лес приносят летом,                     Никто его не брал.

Очень дружные сестрички,                       В красной шапке модной,

Золотистые …(лисички)        Для людей не годный.        

        (Мухомор)

- Какой гриб не положили в корзину? Почему? Знаете ли вы ещё несъедобные грибы? (желчный гриб, бледная поганка, ложные опята)

- Назовите самый ядовитый гриб (Бледная поганка).

- Какой гриб называют «царём грибов»? (Белый)

- Знаете ли вы как правильно собирать грибы?

- Что может произойти, если в корзине окажется ядовитый гриб?

4) Правила сбора грибов.

  1. Не бери гриб, если сомневаешься в нём, собирай только знакомые тебе грибы.
  2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые тебе грибы.
  3. Всегда старайся спрашивать взрослых, съедобны ли грибы, которые ты собрал.
  4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет.
  5. Не трогай ядовитые грибы, оставь их для животных.
  6. Ядовитыми бывают не только грибы, но и ягоды.
  7. Больше читай о грибах – будет меньше сомнений.

        Физминутка:

- Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов.

- Сколько здесь у нас грибов, столько сделаем прыжков.

5) Предлагается оценить ситуацию «Как сёстры собирали в лесу грибы».

          Старшая сестра Наташа позвала младшую Олю в лес. Девочки повязали косынки, взяли ножи и корзинки и отправились в лес. Они оказались на опушке. Под елью заметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа остановила её и предложила выкрутить гриб осторожно, не повредив грибницу, а сама аккуратно срезала боровик под другим деревом.

         Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать, но сестра не разрешила ей этого сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси.

- Кто из девочек поступал правильно, а кто ошибался?

6. Первичное закрепление

 Игра «Съедобное – несъедобное».

Учащиеся получают карточки с названиями растений. Дети по очереди произносят названия растений, а весь класс отвечает при помощи сигнальных карточек: зелёный – съедобное, красный – несъедобное.

(Земляника, волчье лыко, подберёзовик, сыроежки, вороний глаз, рябина, бледная поганка, ежевика, мухомор, белый гриб, опята ложные).

7. Итог урока (рефлексия деятельности)

- Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали ещё не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн га страдает от лесных пожаров; 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5 – 7 лет.

 - Что должен сделать человек в завершение лесной прогулки?

(собрать мусор, проверить: затушен ли костёр)

- Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родной земли. А лес поможет вам сохранить и укрепить ваше здоровье.

8. Домашнее задание: знать названия  ядовитых ягод и грибов, правила сбора грибов.

Резерв: Составить пословицы и поговорки (Собирай по ягодке -  наберёшь кузовок. Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь. Грибы ищут – по лесу рыщут. Спустя лето в лес по малину не ходят.)