Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"
    методическая разработка по теме

    Черемных Наталия Владимировна

    Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учиться.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_cheremnykh.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: окружающий мир (автор учебника О.Т. Поглазова)

    Класс: 1

    Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

     Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы.

    Автор: Н.В.Черемных; МБОУ «СОШ №1» г. Горнозаводска

    Основные цели:

    1. Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора;
    2. Выделить группы съедобных и несъедобных грибов;
    3. Воспитывать бережное отношение к природе;
    4. Тренировать способности к умению учиться.

    Демонстрационный материал:

    - презентация к уроку или картинки;

    Раздаточный материал:

    - тетради, учебники;

    - муляжи грибов;

    - карточки «Правила поведения в природе;

    - магниты «смайлики» для этапа рефлексии.

                                                             Ход урока.

    1. Мотивация.

                Вот звонок нам дал сигнал

                Поработать час настал

                Так что время не теряем

                И работать начинаем.

    - На каком уроке вы присутствуете?

    - Какую тему повторяли на прошлом уроке?

    - Кто вам сообщил новые знания? (открыли самостоятельно)

    - Как вы думаете всему ли вы научились по этой теме?

    - Что вы предлагаете?

    - Как вы будете открывать новые знания?

    2. Актуализация.

        Сегодня у нас необычный урок. Давайте мы попутешествуем по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? (лес)

        А чтобы мы в пути не заблудились, нас будет сопровождать старичок-Лесовичок. Он хозяин леса, в лесу он всё знает. Ему очень жаль, что зимой люди мало ходят в лес. Поэтому он приглашает нас сегодня в летний лес. Но помни, что ты в лесу гость. А в гостях нужно вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда к ним приходишь.

         - Лесовичок спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу? (презентация)

    3. Выявление места и причины затруднения.

        - Отгадайте загадку. Сформулируйте тему урока.

                              В лесу на одной ножке

                               Выросла лепёшка.( гриб)

    - Определите цель урока.

    - Что же такое грибы?

    - Что бы вы хотели о них узнать?

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

         - А нужны ли грибы в лесу?

         В старину грибы называли губы. По строению грибы отличаются и от растений и от животных. Они выделены в особое царство.

          - Давайте рассмотрим как устроен гриб.

    5. Реализация построенного проекта.

         - Откройте учебники.

         - Рассмотрите строение гриба. Назовите его части.(работа в паре)

         - Дети называют части гриба и прикрепляют карточки.

        « Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок»

          - Лесовичок хочет узнать,какие грибы вам приходилось собирать?

        « Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь»

         - А как правильно собирать грибы?(срезать ножом)

         - На территории нашего Горнозаводского района находится заповедник Басеги. В заповеднике растёт около двухсот видов грибов. Там они оберегаются и охраняются.(показ заповедника и книги)

    6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

        - А на нашей полянке грибы подружились с деревьями и поселились под ними.

                                   Ай да гриб богатырь

                                   Вот ведь как раздался вширь

                                   С белоснежной крепкой ножкой

                                   Еле-еле влез в лукошко.   (белый гриб)

    Белый гриб называют царём грибов. (прикрепляем корону)

    Боровик-это второе название гриба. Это самый лучший гриб наших лесов. Белыми их называют из-за цвета шляпки, потому что на срезе они не темнеют, мякоть их остаётся белой.

                                 Этот гриб один из лучших,

                                 Он с берёзкой неразлучный.

                                 Поднялся на пёстрой ножке

                                 Тоже просится в лукошко

                                  Никаких сомнений нет

                                  С ним вкусней любой обед!     ( подберёзовик)

            В народе этот гриб называется абабок. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета.

     Подберёзовик растёт быстрее всех грибов, по 4-5см в сутки.

                                         Под осинкой огоньком

                                         Шляпка заалела

                                         Полюбуемся  грибком

                                         И срываем смело

                                         Украшает он собой грибников корзины

                                         Вот подарок нам какой от простой осины.   ( подосиновик)

           Этот гриб встречается в тех местах, где растёт осина, за что и получил своё название.

            - А почему гриб выбрал место именно под осиной?

                                          Нас не зря зовут лисички

                                          Мы лукавые систрички

                                          Старой жёлтою листвой

                                          Мы укрылись с головой.      (лисички)

                               Название этих грибов схоже с названием лесного зверя. Они растут только компаниями.

                                           Ах, какие мы заметные

                                           Грибники для нас- гроза!

                                           Шляпки наши разноцветные

                                           Всем бросаются в глаза.          ( сыроежки)

                 Сыроежки составляет почти половину массы всех грибов, встречаются в наших лесах.

                   - Почти все съедобные грибы содержит витамины. А чтобы не ошибиться в грибах, можно  почитать книги.( показ)

                Мальчик в учебнике тоже держит книгу. Он хочет нам что-то рассказать.

                 - « Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»

                 - А почему не всякий кузов кладут? ( есть ещё и ядовитые грибы)

               Ядовитые грибы очень похожи на съедобные. Их надо уметь отличать. Почти у всех ядовитых грибов есть юбочка. Самый ядовитый гриб- это бледная поганка. Если хоть немножко съешь этот гриб, который похож на боровик. Это сатанинский гриб. На срезе этого гриба мякоть краснеет. В нашей местности этот гриб не растёт.

                                           Очень гриб хорош собой

                                           Только нас не проведёшь

                                           Потому что он по слухам,

                                           Вреден всем, не только мухам!      ( мухомор)

                              Эти грибы являются украшением леса. Они служат лекарствами для лосей. Люди научились делать из них лечебные препараты.

          - Не надо собирать и старые грибы, в них тоже есть опасный для человека яд.  

          - Ребята, Лесовичок вас предупреждает, что в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.

                         Физминутка:

                         Ваня шёл, шёл,шёл,

                         И грибок нашёл,

                         Раз грибок, два грибок, три грибок

                         Положил их в кузовок.

                   А смотрите Ваня корзинку на полянке оставил. Давайте проверим, какие Ваня грибы набрал?

    Съедобные грибы с собой домой заберём, а что будем делать с несъедобными? Лесовичок предлагает оставить их в лесу животным.

    - Смотрите, пока мы с вами грибы собирали, к нам птица прилетела, как её зовут? Как вы думайте, что ей надо на нашей полянке? (эта птица называется глухарь, она живёт в лесу и тоже питается грибами). А она нам что-то в клюве принесла, знак какой-то. Что он обозначает? (нельзя пинать грибы, даже несъедобные)

    - А видел кто-то из вас в лесу наросты на деревьях?

    - Лесовичок говорит, что это тоже грибы. Называются они трутовики. Они могут съесть дерево, питаясь его соком, дерево засыхает. (показ)

    - А ещё есть гриб, который называется чага. Он тоже паразит, но ещё является и лекарственным.

    7. Включение в систему знаний и повторение.

        - Что-то уже вечереет. Нам пора возвращаться домой. Лесовичок согласился нас проводить, но хочет проверить, что вы узнали сегодня о грибах. Он хочет загадать вам загадки.

    1. Самый ядовитый гриб?

    2. Этими грибами лечатся лоси?

    3. Какой гриб называют царём грибов?

    4. Название этих грибов схоже с названием лесного зверя?

    5. Какие птицы едят грибы?

    6. Какой из грибов растёт быстрее всех?

    7. Может ли гриб дерево съесть?

    8. У этих грибов шляпки бывают и красными, и жёлтыми, и бурыми?

    -Молодцы, ребята! Лесовичок очень рад за вас.

    8. Рефлексия учебной деятельности.

        - Какова была цель урока?

        - Достигли мы её?

        - Как это доказать?

        - Как вы открывали новое знание?

        - Оцените свою деятельность на уроке.

             (с помощью весёлых и грустных смайликов)

     

             

                                                                                                             

                                         

                       

               

     

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы".

    Урок-ознакомление с понятием грибы. Выделение признаков растений и животных.Выделение в самостоятельное царство.Примеры и классификация....

    Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"

    Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...

    Конспект урока по окружающему миру по теме: «Грибы» 2 класс

    Урок составлен с учётом требований ФГОС начального общего образования, по технологии системно-деятельностного обучения и обеспечивает реализацию учебной программы по предметной линии учебников УМК "Пе...

    Конспект урока по окружающему миру"В царстве грибов"

    Урок с использованием технологии критического мышления...

    Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"

    На этом уроке ребята, познакомятся с царством грибов, узнают о многообразии грибов, их строении. А также познакомятся с правилами сбора грибов. На уроке  используются разные формы организации: ра...