Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"
методическая разработка по теме

Черемных Наталия Владимировна

Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_cheremnykh.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир (автор учебника О.Т. Поглазова)

Класс: 1

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

 Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы.

Автор: Н.В.Черемных; МБОУ «СОШ №1» г. Горнозаводска

Основные цели:

  1. Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора;
  2. Выделить группы съедобных и несъедобных грибов;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе;
  4. Тренировать способности к умению учиться.

Демонстрационный материал:

- презентация к уроку или картинки;

Раздаточный материал:

- тетради, учебники;

- муляжи грибов;

- карточки «Правила поведения в природе;

- магниты «смайлики» для этапа рефлексии.

                                                         Ход урока.

  1. Мотивация.

            Вот звонок нам дал сигнал

            Поработать час настал

            Так что время не теряем

            И работать начинаем.

- На каком уроке вы присутствуете?

- Какую тему повторяли на прошлом уроке?

- Кто вам сообщил новые знания? (открыли самостоятельно)

- Как вы думаете всему ли вы научились по этой теме?

- Что вы предлагаете?

- Как вы будете открывать новые знания?

2. Актуализация.

    Сегодня у нас необычный урок. Давайте мы попутешествуем по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? (лес)

    А чтобы мы в пути не заблудились, нас будет сопровождать старичок-Лесовичок. Он хозяин леса, в лесу он всё знает. Ему очень жаль, что зимой люди мало ходят в лес. Поэтому он приглашает нас сегодня в летний лес. Но помни, что ты в лесу гость. А в гостях нужно вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда к ним приходишь.

     - Лесовичок спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу? (презентация)

3. Выявление места и причины затруднения.

    - Отгадайте загадку. Сформулируйте тему урока.

                          В лесу на одной ножке

                           Выросла лепёшка.( гриб)

- Определите цель урока.

- Что же такое грибы?

- Что бы вы хотели о них узнать?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

     - А нужны ли грибы в лесу?

     В старину грибы называли губы. По строению грибы отличаются и от растений и от животных. Они выделены в особое царство.

      - Давайте рассмотрим как устроен гриб.

5. Реализация построенного проекта.

     - Откройте учебники.

     - Рассмотрите строение гриба. Назовите его части.(работа в паре)

     - Дети называют части гриба и прикрепляют карточки.

    « Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок»

      - Лесовичок хочет узнать,какие грибы вам приходилось собирать?

    « Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь»

     - А как правильно собирать грибы?(срезать ножом)

     - На территории нашего Горнозаводского района находится заповедник Басеги. В заповеднике растёт около двухсот видов грибов. Там они оберегаются и охраняются.(показ заповедника и книги)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    - А на нашей полянке грибы подружились с деревьями и поселились под ними.

                               Ай да гриб богатырь

                               Вот ведь как раздался вширь

                               С белоснежной крепкой ножкой

                               Еле-еле влез в лукошко.   (белый гриб)

Белый гриб называют царём грибов. (прикрепляем корону)

Боровик-это второе название гриба. Это самый лучший гриб наших лесов. Белыми их называют из-за цвета шляпки, потому что на срезе они не темнеют, мякоть их остаётся белой.

                             Этот гриб один из лучших,

                             Он с берёзкой неразлучный.

                             Поднялся на пёстрой ножке

                             Тоже просится в лукошко

                              Никаких сомнений нет

                              С ним вкусней любой обед!     ( подберёзовик)

        В народе этот гриб называется абабок. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета.

 Подберёзовик растёт быстрее всех грибов, по 4-5см в сутки.

                                     Под осинкой огоньком

                                     Шляпка заалела

                                     Полюбуемся  грибком

                                     И срываем смело

                                     Украшает он собой грибников корзины

                                     Вот подарок нам какой от простой осины.   ( подосиновик)

       Этот гриб встречается в тех местах, где растёт осина, за что и получил своё название.

        - А почему гриб выбрал место именно под осиной?

                                      Нас не зря зовут лисички

                                      Мы лукавые систрички

                                      Старой жёлтою листвой

                                      Мы укрылись с головой.      (лисички)

                           Название этих грибов схоже с названием лесного зверя. Они растут только компаниями.

                                       Ах, какие мы заметные

                                       Грибники для нас- гроза!

                                       Шляпки наши разноцветные

                                       Всем бросаются в глаза.          ( сыроежки)

             Сыроежки составляет почти половину массы всех грибов, встречаются в наших лесах.

               - Почти все съедобные грибы содержит витамины. А чтобы не ошибиться в грибах, можно  почитать книги.( показ)

            Мальчик в учебнике тоже держит книгу. Он хочет нам что-то рассказать.

             - « Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»

             - А почему не всякий кузов кладут? ( есть ещё и ядовитые грибы)

           Ядовитые грибы очень похожи на съедобные. Их надо уметь отличать. Почти у всех ядовитых грибов есть юбочка. Самый ядовитый гриб- это бледная поганка. Если хоть немножко съешь этот гриб, который похож на боровик. Это сатанинский гриб. На срезе этого гриба мякоть краснеет. В нашей местности этот гриб не растёт.

                                       Очень гриб хорош собой

                                       Только нас не проведёшь

                                       Потому что он по слухам,

                                       Вреден всем, не только мухам!      ( мухомор)

                          Эти грибы являются украшением леса. Они служат лекарствами для лосей. Люди научились делать из них лечебные препараты.

      - Не надо собирать и старые грибы, в них тоже есть опасный для человека яд.  

      - Ребята, Лесовичок вас предупреждает, что в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.

                     Физминутка:

                     Ваня шёл, шёл,шёл,

                     И грибок нашёл,

                     Раз грибок, два грибок, три грибок

                     Положил их в кузовок.

               А смотрите Ваня корзинку на полянке оставил. Давайте проверим, какие Ваня грибы набрал?

Съедобные грибы с собой домой заберём, а что будем делать с несъедобными? Лесовичок предлагает оставить их в лесу животным.

- Смотрите, пока мы с вами грибы собирали, к нам птица прилетела, как её зовут? Как вы думайте, что ей надо на нашей полянке? (эта птица называется глухарь, она живёт в лесу и тоже питается грибами). А она нам что-то в клюве принесла, знак какой-то. Что он обозначает? (нельзя пинать грибы, даже несъедобные)

- А видел кто-то из вас в лесу наросты на деревьях?

- Лесовичок говорит, что это тоже грибы. Называются они трутовики. Они могут съесть дерево, питаясь его соком, дерево засыхает. (показ)

- А ещё есть гриб, который называется чага. Он тоже паразит, но ещё является и лекарственным.

7. Включение в систему знаний и повторение.

    - Что-то уже вечереет. Нам пора возвращаться домой. Лесовичок согласился нас проводить, но хочет проверить, что вы узнали сегодня о грибах. Он хочет загадать вам загадки.

1. Самый ядовитый гриб?

2. Этими грибами лечатся лоси?

3. Какой гриб называют царём грибов?

4. Название этих грибов схоже с названием лесного зверя?

5. Какие птицы едят грибы?

6. Какой из грибов растёт быстрее всех?

7. Может ли гриб дерево съесть?

8. У этих грибов шляпки бывают и красными, и жёлтыми, и бурыми?

-Молодцы, ребята! Лесовичок очень рад за вас.

8. Рефлексия учебной деятельности.

    - Какова была цель урока?

    - Достигли мы её?

    - Как это доказать?

    - Как вы открывали новое знание?

    - Оцените свою деятельность на уроке.

         (с помощью весёлых и грустных смайликов)

 

         

                                                                                                         

                                     

                   

           

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы".

Урок-ознакомление с понятием грибы. Выделение признаков растений и животных.Выделение в самостоятельное царство.Примеры и классификация....

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Грибы» 2 класс

Урок составлен с учётом требований ФГОС начального общего образования, по технологии системно-деятельностного обучения и обеспечивает реализацию учебной программы по предметной линии учебников УМК "Пе...

Конспект урока по окружающему миру"В царстве грибов"

Урок с использованием технологии критического мышления...

Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"

На этом уроке ребята, познакомятся с царством грибов, узнают о многообразии грибов, их строении. А также познакомятся с правилами сбора грибов. На уроке  используются разные формы организации: ра...