Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Миронова Ирина Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: В царстве грибов

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о грибах как особом царстве живой природы

развитие умений

  • различать съедобные и несъедобные грибы.
  • воспитывать бережное отношение к природе в целом и к царству грибов в частности;
  • способствовать воспитанию правильного поведения в природе.

УУД на уроке:

Познавательные:

-находить информацию в тексте;

- представлять информацию, используя ИКТ;

 -сравнивать факты

- анализировать и обобщать

 -устанавливать причину и ее следствие;

-осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Регулятивные:

-определить цель (проблему)

-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в -сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные:

 -выражать  свои мысли и действия;

 -создавать устные и письменные тексты;

- работать в паре.

работать в группе.

Предметные:

-уметь  работать с учебником.

Личностные:

-  оценивать ситуацию

Ход урока

Орг.момент:

Встало солнышко давно,

 Заглянуло к нам в окно.

 Торопись скорее в класс,

 Интересно здесь у нас!

- Мы  начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил,

И знанье новое открыл.

И то, что мне пришлось узнать,

Могу теперь всем рассказать»

I. Актуализация знаний.

-А вспомните, пожалуйста, что такое природа?

-Какая бывает природа? (живая и неживая)

-Что мы относим к живой природе? (животные, растения, грибы, микроорганизмы…)

-А что мы отнесем к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, …)

Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост, и развитие, смерть).

-Давайте поиграем в игру «Живое –неживое».Я буду показывать картинки, если на ней изображена живая природа- вы хлопаете в ладоши, а если неживая –сидите тихо.

-Молодцы, а сейчас мы продолжим  разговор о живой природе.    

-Назовите известные нам уже  царства. (царства растений и царство животных)

(дополняем схему на презентации)

-Представьте, что мы с вами оказались в лесу.

- Ребята, а что такое лес?

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе?

- А для человека какое значение имеет лес?

II. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы познакомимся с удивительным видом, который не относится ни к растениям, ни к животным. А какой это вид вы узнаете отгадав загадку.

Я под шапкою цветной на ноге стою одной,

 У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.

-Что это? (Это гриб)

-Назовите тему нашего урока.

(Тема нашего урока - грибы.)

- Как вы думаете, важна ли эта тема, может ли она пригодиться в жизни и в каких ситуациях? (Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами.))

- Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с видами грибов, научиться различать грибы, узнаем о строении грибов, их разнообразии, значении в природе и жизни людей. Будем учится различать съедобные  и несъедобные грибы, правильно собирать грибы.)

III. Работа по теме урока.

1.  Просмотр презентации

1-2 сл.

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Их выделили в отдельное царство.

Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тысяч  разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.

Грибы имеют большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Грибы содержат витамины , белки и полезные вещества.

Многие грибы «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же отдает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Грибы быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы - санитары леса. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

3 сл. Отличие грибов от растений.

Подумай: бывают ли грибы зеленого цвета? Нет, не бывают. Встречаются сыроежки зеленоватого оттенка, но про них не скажешь «зеленые». Грибы не имеют зеленой окраски – это первое отличие грибов от растений. Второе отличие: грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества.

4 сл. Какие бывают грибы?

Шляпочные, трубчатые, пластинчатые.

Шляпочные грибы имеют шляпку, их еще называют трубчатыми, потому что споры,     с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры.

- Сейчас вы прочитаете первые два обзаца учебника на с.112. Вам нужно прочитать внимательно, чтобы ответить на следующие вопросы.

-Сколько видов грибов известно ученым? (100 тысяч)

- Из каких частей состоит гриб? ( Из шляпки, ножки, грибницы).

-Что такое грибница? (Подземная часть гриба).

-Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)

- Почему многие грибы тесно связаны  с деревьями? ( Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)

- Для чего грибы нужны лесу? (Грибами питаются многие лесные жители)

Чтение текста в учебнике на с. 112-113.

18 сл. Строение гриба.

- Из каких частей состоит гриб? ( Из шляпки, ножки, грибницы).

-Что такое грибница? (Подземная часть гриба).

-Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)

- Почему многие грибы тесно связаны  с деревьями? ( Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)

5-18 сл. Какие бывают грибы. Съедобные и несъедобные грибы. (Рассказ родителей).

- На какие группы можно разделить грибы? ( На съедобные и несъедобные).

-Назовите съедобные грибы.

-Назовите несъедобные грибы.

Как различить съедобные и несъедобные грибы?

Игра «Узнай гриб»

-Ребята, для чего нужна нам Красная книга?

-Правильно, грибы тоже оказались на страницах этой книги. Давайте посмотрим их.

сл. Грибы из Красной книги.

19 сл. Как размножаются грибы.

20 сл. Как собирать грибы.

Правила сбора грибов. (Работа в парах)

- Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.

- Если гриб тебе незнаком, спроси у взрослых, у более опытных грибников.

- Гриб надо срезать ножом.

- Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.

-Не собирай  и не ешь перезрелые, червивые, испорченные грибы. В них может быть опасный для человека яд.

- Нельзя собирать возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

- Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, - лучше его не брать.

-Сейчас я приглашаю Елену Ивановну, которая расскажет Вам о некоторых видах грибов.

Сообщение

Есть еще один плесневый гриб, это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.

Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.

К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человеком. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.

Березовый гриб (чага) растет на стволах берез и достигает крупных размеров. Это твердые наросты черного цвета. Внутренняя часть коричневая. Гриб проникает внутрь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. В народной медицине применяют настои из плодов тел как внутреннее средство при тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях.

Чайный гриб. Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии, Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, при склерозе у пожилых людей, при простудных заболеваниях и ангине.

IV. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 (с.54)

-Прочитай задание.

-Нарисуй схему строения гриба. Подпиши его части. Взаимопроверка.

№2. (с.55)

-Прочитай задание. Рассмотри рисунки. Назовите грибы, которые изображены.

-Почему они занесены в Красную книгу?

-Какие еще грибы занесены в Красную книгу?

№3 (с.55)

- Прочитайте задание. Запиши по три примера съедобных и несъедобных грибов. Проверка.

V. Рефлексия. Игра «Доскажи словечко»

-Сейчас я проверю хорошие ли вы грибники. Я загадываю загадки о грибах, вы отгадываете

Глубоко был спрятан он,

 Раз, два, три – и вышел вон.

 И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.

 (Боровик.)

Стоял на крепкой ножке,

 Теперь лежит в лукошке.

Я в крепкой шапочке расту

 Среди корней осиновых

 Меня увидишь за версту,

 Зовусь я...

 (Подосиновик.)

Стоял на крепкой ножке,

 Теперь лежит в лукошке.

Не спорю – не белый,

 Я братцы, по проще

 Расту я обычно в березовой роще.

(Подберезовик.)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Сорвал я красный гриб в лесу,

 Любуюсь на его красу:

 На белой он ножке,

 На шляпке горошки.

 (Мухомор.)

Стоял на крепкой ножке,

 Теперь лежит в лукошке.

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке

 Его не украсит.

 А называют бледной...

 (Поганкой.)

VI.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Из чего состоит гриб?

-Какие правила сбора грибов вы будите выполнять?

-Какой вывод  мы с вами сделаем? Давайте проверим с выводом мудрой черепахи.

- Оцените свою работу.

-Мне очень приятно было работать сегодня с вами на уроке. Спасибо.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"

Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"

Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...