Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Ольга Леонидовна Харченко

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальными заданиями, заданиями для работы в парах и группах, лист самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc65.5 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx118.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс 2

Тема: В царстве грибов

Цель: - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы.

             

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты  и деятельность учащихся

Узнают об особом царстве живой природы - грибы

Научатся  правилам работы в парах и группах

Познавательные: извлекать нужную информацию из текста, строить высказывание по модели, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно – речевые действия, строить взаимоотношения  в соответствии с правилами работы в группе.

Тип  урока:  учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий

Форма проведения: урок - практикум

Оборудование:  проектор, экран,  демонстрационный материал,  макеты грибов, кроссворды, карточки, схемы,     учебник «Окружающий мир».  

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

               

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

    Будем отвечать активно!

    Хорошо себя вести,

    Чтобы гости дорогие

    Захотели вновь прийти!

- Окружающий нас мир интересно познавать!

- Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

- Вы любите путешествовать?

- Я вам предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза, послушать  внимательно и определить , куда мы сегодня отправимся.

(Голоса птиц с музыкальным сопровождением.)

- Правильно, сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес.

-А что такое лес?  (Лес – это природное сообщество.)

- Какую роль играет лес   в жизни человека? (Ответы детей.)

- А, что такое природа?

 ( Природа – это то, что нас окружает, что не создано руками человека.)

- Распределите слова  записанные в карточки №1 на две группы

                         

                          Приложение №1

- По какому признаку разделили? (живая, неживая)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Индивидуальная работа

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Тема нашего урока спряталась в загадке.

Землю пробуравил

Корешок оставил

Сам на свет явился

Шапочкой прикрылся

(гриб)

- В какую группу отнесете грибы?( живая природа)

- Докажите.( растут, питаются, размножаются)

- Сформулируйте тему  сегодняшнего урока. («Царство грибов»)

- Почему грибы отнесены в отдельное царство? (отличаются строением)

- Верно. Сегодня на уроке мы отправляемся в царство грибов.

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

- На какие вопросы получить ответы?

               План.

1. Разнообразие грибов

2. Строение грибов

3. Классификация грибов

4. Значение в жизни человека

5. Места обитания

- Какие грибы вы знаете?

- Что общего в их строении? (шляпка, ножка)

- Уточним ответы. Найдем информацию в учебнике с. 70

- Все ли части гриба вы назвали? -

- Назовите недостающие части. (грибница, споры)

- А что такое грибница?

- Какую роль выполняют споры? 

- Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники, лишайники, водоросли)

Сообщение ученика о строении гриба

- А теперь поиграем в игру «Близнецы» (взявшись за руки дети вырезают модель гриба)

Приложение №2

- Чем ваши модели гриба отличаются от настоящих? (размером , формой, цветом , запахом)

- С какой целью вы выполняли это задание? (знать строение гриба, уметь создавать модель гриба)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Личностные УУД:

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ΙΙΙ. Применение нового знания

- А кто знает, как нужно собирать грибы? (1.Не разрушать грибницу. 2.Грибы надо срезать ножом 3.Не сбивать ядовитые грибы - ими лечатся животные)

-Очень приятно возвращаться домой с полной корзиной грибов!

- А вот и корзинка с грибами.

- Если вы сможете разгадать кроссворд, то узнаете какие грибы лежат у меня в корзинке.

 Приложение №3

 (Та группа, которая закончила работу, делают домик (руки вместе).

   Проверка (кроссворд заполняется на слайде)

 - Кто сможет найти  эти грибы у меня в корзинке.

- Кто  знает как называют сбор грибов? (Ответы)  

- Возьмите карточку № 4. Если вы впишите буквы,  в указанные линиями клеточки, то узнаете это название.

- А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы)  ------- Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.

- А вы знаете, где  надо искать грибы? (Ответы)

- У каждого гриба есть свои любимые места обитания.

 - Перед вами задание, прочитайте его и попробуйте выполнить. Если возникнут затруднения обратитесь за информацией к учебнику с. 71

 Приложение № 5.

(Проверка. Дети выходят к доске от группы один человек. Карточки прикрепляют на доску)

- Что подсказало вам какие грибы искать в каком месте? (Названия грибов, учебник)

- Давайте проверим правильно ли вы определили любимые места грибов..

- Что скажете? Правильно ли мы соединили?

- С какой целью выполняли задание? (знать места обитания грибов)

                         (Прослушивание песни про поганку)

- Почему зайчонок не стал собирать эти грибы? (ядовитые)

- На какие группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

- Как человек использует  съедобные грибы?

- Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны, очень богаты белками. Иногда их даже называют "вторым  мясом".  Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 72. Составьте пары: съедобный гриб и ядовитый гриб, с которым можно его спутать. (Ответы)

- Определите признаки по которым можно отличить съедобный гриб от несъедобного.

       Отличия  ядовитых и съедобных:

  1. Пленочное кольцо (кроме опенка)
  2. Цвет нижней стороны шляпки                          ложные опята
  3. Изменение цвета мякоти                                  желчный гриб
  4. Бородавки и лоскутки на шляпке
  5. Ярко окрашенные пластинки, запах                    ложные опята

- Послушайте сообщение об одном из  ядовитых грибов.

Сообщение  ученика

- Будьте внимательны в лесу и не кладите в корзинку этот ядовитый гриб.

- Как вы себя поведете, если нашли в лесу незнакомый гриб?

- Не зря в народе говорят «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу»

- Вам вряд ли приходилось видеть как растут грибы. Сегодня у нас с вами есть такая возможность: посмотреть рост грибов в ускоренной съёмке.

-Мы устали чуточку,

-Отдохнем минуточку.

- А теперь я предлагаю немного поиграть.

Игра "Съедобный, несъедобный" 

- Если я называю съедобный гриб, вы приседаете. Если называю несъедобный гриб – поднимаете руки вверх

(Лисички, мухомор, опята, сыроежки, желчный гриб, грузди, маслята, бледная поганка, ложные опята, дождевик, подосиновик, подберёзовик,  белый)

- С какой целью выполняли это задание? (Чтобы знать какие грибы съедобные, а какие нет)

- Если вы внимательно посмотрите на свой кроссворд, поставите в пустую клетку какую-то букву, то сможете найти название ещё одного необычного гриба.

 Слайд №16

- Где можно увидеть плесень?

- Посмотрите на блюдце. Кто может сказать, что это?

- Дрожжи. Это тоже грибы.

- Кто знает, где их используют?.

- О их строении и применении мы поговорим на следующем уроке.

(Ученик читает  стихотворение «Берегите люди лес»)

- Для чего  прочитали это стихотворение?

- Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их. - Объясните смысл последней  пословицы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

2) экологическое воспитание;

Работа в паре

Проверим себя и свои достижения

Работа в группах

ΙV. Домашнее задание

Нарисовать листовку «Берегите грибы!» 

V. Итог

Рефлексия

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что вы узнали впервые сегодня?

- Чему научились?

- Пригодится ли вам это в жизни?

- Что вам показалось самым интересным? 

- Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке.

- Заполните таблицу самооценки, которая находится на ваших столах.

 Приложение №6

- А теперь билетик на выход (синквейн) Приложение №7



Предварительный просмотр:

№1  - Распределите слова на две группы.

Медведь, вода, береза, солнце, лиса, камень.

http://funforkids.ru/paint/mushroom/mushroom072.gif

№3                http://stat16.privet.ru/lr/0a343418ec45dbd69b8d80360c5e2d19Разгадайте кроссвордКартинка 6 из 1012

1

2

http://www.znaika.com.ua/images/free/-lisicka.gif

3

4

5

6

http://www.znaika.com.ua/images/free/borovik1.gif

1) Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще                                         

2) Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –  золотистые ...                        

3) Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ...                                

4) Я – ценный гриб, я – царь грибов,

Бесценный дар грибных лесов.

Расту в дубраве и в бору.

Прославлен широко в миру.

                

5) Я родился в день дождливый 
Под осиной молодой, 
Круглый, гладенький, красивый, 
С ножкой толстой и прямой.                                        

6) В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный...                        

№4

- Впишите буквы в указанные линиями клеточки.

Х

Т

А

И

О

Я

Т

А

Х

О

№5 Работа в группах

подберёзовики                                                                   осины

сыроежки, грузди                                                                  моховые полянки

белый             пеньки

подосиновики          берёзы        

лисички           еловые леса

опята                                          берёза, дуб, хвойные деревья

                                                         Лист самооценки

Знаю строение гриба

Знаю съедобные и несъедобные грибы

Умею различать грибы-двойники

 Знаю места обитания

грибов

Умею самостоятельно находить информацию

Умею работать в парах и группах

Умение прогнозировать предстоящую работу(составлять план)        

     

                                      СИНКВЕЙН

1. ___________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4.____________________________________________________

5.____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"

Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....

конспект урока по окружающему миру 3 класс "Ядовитые грибы"

В доступной и интересной форме закрепляются знания учащихся о ядовитых грибах...

• Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова. Тема: "В царстве грибов"

Расширение знаний детей о грибах; знать их многообразие, значение; учить отличать съедобные грибы от несъедобных; воспитывать бережное отношение к ним; проводить не...

Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"

Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить...

Конспект урока по окружающему миру "Грибы"

интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) проводила в 1 классе. Задачей данного урока является знакомство детей с царством грибов....