Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы могут быть возбудителями болезний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_griby.docx355.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тем  «Царство грибы»

План урока

Проблема: понять почему грибы выделили в отдельное царство.

  1. Хочу начать наш урок со стихотворения, в нем скрыта тема урока.

Посмотри , мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает .

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

               - Ребята, какая основная мысль этого  стихотворения? Конечно же, природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

         - А что такое природа?(Все что нас окружает)

        - На какие 2 группы можно разделить природу? (живая и неживая)

  - Как отличить живую природу от неживой?

Живая природа имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться, а неживая природа-это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном состоянии. 

-Приведите примеры неживой природы (Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь)

-Приведите примеры живой природы  (многочисленные животные, растения, микроорганизмы).

2.Актуализация знаний

Ребята, давайте на какие  на какие царства ученые-биологи разделили живую природу?

- Как называется наука, которая изучает живую природу?(ботаника)

Учитель вспоминает вместе с детьми, какие царства живой природы были изучены ранее.

Как называются науки, изучающие эти царства.

Зоология-наука о животных.

Ботаника-наука о растениях.

Бактериология- наука о бактериях.

Микология-наука о грибах, которая считается разделом ботаники, поскольку ранее грибы относили к царству растений.

3. Сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир природы, проверим свои знания и узнаем новые сведения о природе, грибах и об особенных представителях живых организмов.

Грибы-особая группа клеточных организмов, имеющих сходство с растениями и животными.

Задание: у вас на столах лежит текст, в котором вы найдете информацию о сходствах грибов с растениями и животными. После того как вы прочитаете , необходимо заполнить таблицу. После заполнения  мы обсудим результаты.

Кейс

Грибы – растения или животные?

          Сначала грибы были отнесены к растениям, потом к животным, наконец, в ХIХ веке учёные выделили их в особое царство – царство грибов. Но почему люди не смогли сразу прийти к такому выводу?

         С растениями грибы роднит тот факт, что чаще всего грибы, как и растения, растут в земле, они не способны передвигаться. Грибы, как и некоторые растения, (папоротники, мхи) , размножаются спорами. А ещё грибы растут всю свою жизнь. Сколько бы времени не существовал гриб, то есть его грибница, находящаяся под землёй, она на протяжении всего времени будет расти и увеличиваться в размере. То же самое происходит и у растений. Даже тысячелетний дуб каждый год даёт небольшой, но всё-таки прирост.

         Грибы отличаются от растений по целому ряду важных признаков. Во-первых грибы никогда не бывают зелёного цвета, это потому что в их клетках отсутствует вещество хлорофилл, который содержится только в зелёных растениях. Во-вторых, растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят.  Грибы не способны  к этому. Они питаются готовыми питательными веществами, которые создала живая природа. В-третьих, у грибов нет листьев, цветов, плодов и других частей, которые есть у большинства растений.

         Может быть грибы – это животные? Грибы внешне ничем не напоминают животных ( у них нет лап, крыльев, шерсти, глаз, ушей, головы, туловища, хвоста и других частей тела). Животные растут только до начала размножения, а грибы всю жизнь.

        Но между грибами и животными существует небольшое количество общих черт. Например, грибы, так же как и животные, питаются только готовыми органическими веществами, которые производит живая природа – растения и животные. А ещё учёные-химики обнаружили в грибах особое вещество – хитин. Кроме грибов хитин был обнаружен только у насекомых  - скорпионов и раков.

        Вот почему учёные о грибах говорят: « Грибы – уникальные организмы. Это не растение и не животное – это то и другое».

Давайте рассмотрим таблица , в которой мы видим признаки сходства грибов с растениями и животными. И сделаем вывод, почему грибы выделили в отдельное царство.

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

-растут на земле

-неподвижны  

-неограниченный рост (растут в течении всей жизни)

 

-в клеточной оболочке содержится хитин(вещество, образующее наружный скелет членистоногих)

-питаются только готовыми органическими веществами

Справка. Полезные свойства хитина

Это вещество добавляют в целях усилить аромат и вкус пищи, улучшить внешний вид, или же используют в качестве консерванта. Существуют также пищевые добавки, в которых он содержится. Состав хитина таков, что это вещество обладает лечебными свойствами. Польза от него, как считается, следующая:

-защищает наш организм от действия радиоактивного излучения;

-повышает иммунитет;

-предупреждает развитие инсультов и инфарктов, поскольку усиливает действие препаратов, которые разжижают кровь;

- борется с различными воспалительными процессами; улучшает пищеварение (уменьшает кислотность желудочного сока, а также способствует росту полезных бифидобактерий);

- ускоряет процессы восстановления тканей

4.Работа с учебником

Мы привыкли в обычной жизни называть грибами те, что собрали в лесу. Но помимо леса, грибы можно встретить в повседневной жизни. Давайте попробуем разобраться ,на какие гриппы делятся все грибы.

Откройте стр. 53 учебника.

Плесневые грибы или плесень мы можем обнаружить на остатках пищи. Они любят тепло, влагу , питание. Могут быть опасны для здоровья, но могут приносить пользу(изготовление сыра или лекарств).

Дрожжи. Они часто встречаются в природе. Участвуют в процессе брожения(используют в хлебопечении, в виноделии). Тело дрожжевых грибов сильно отличается от всех остальных из-за того, что оно состоит всего-навсего из одной клетки и поэтому не образует мицелия (грибницы).

Шляпочные грибы делятся на трубчатые, у которых снизу шляпки губка и пластинчатых, у которых снизу шляпки пластинка.

5. Давайте вспомним строение шляпочного  гриба. ( Шляпку и ножку, что находится на поверхности земли, называют плодовое тело)

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.

- Из чего состоит подземная часть? На что она похожа? (Состоит из нитей. Похожа на паутину.)

- Какое название ей бы дали?

- Грибница. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

6. – Ребята, кто из вас с родителями увлекается сбором грибов?

– Скажите, сбор грибов – занятие легкое? Почему?

– Да, действительно, чтобы собирать грибы необходимо хорошо в них разбираться? А что это значит?

(Знать, какие грибы съедобные, а какие нет).

- Знаете ли вы, где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов?

Деревья и грибы дружат между собой. Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их. Грибница становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях (крахмал и сахар).

 Съедобные

 Несъедобные(ядовитые)

 Эти грибы часто сосуществуют с деревьями и кустарниками и селятся рядом.

 Эти грибы опасны! Имеют множество двойников. Ядовитые грибы имеют горький вкус и неприятный запах, но бледная поганка почти не имеет запаха, поэтому её легко перепутать.

7.У нас осталась еще одна важная тема, это размножение грибов. Сейчас мы рассмотрим какие способы размножения бывают.

Вегетативное размножение грибов

Как правило, часть грибницы отделяется, становясь самостоятельным организмом. Достаточно, чтобы от основного организма отделилась часть грибницы и из нее вырастет новый организм. На примере дрожжей рассмотрим размножение, которое называется почкование. На клетке появляется маленькое выпячивание, которое растёт, образуя так называемую почку и постепенно превращается в самостоятельную клетку, которая в состоянии отделиться и, в конечном итоге, - отделяется.

Бесполое размножение у грибов

Осуществляется такое размножение с помощью легких и маленьких спор. Споры могут «путешествовать» покрывая огромные расстояния, прилипая к шерсти животных или переносясь с ветром (как чаще всего и происходит). Кроме того, они не тонут в воде. Путешествие может быть довольно длительным и, как только споры попадают в подходящие условия, сразу же начинают развиваться.Споры таких грибов отличаются большой подвижностью, оснащены жгутиком, и способны преодолевать по воздуху свыше тысячи километров.

Половое размножение у грибов

в процессе  споры прорастают и сначала сливаются с оболочками, а затем с ядрами, из чего впоследствии развивается новый организм.

8.Вместе с вами хотелось бы рассмотреть на примере шляпочного грибы, как происходит процесс размножения.

Именно на их примере можно более подробно «прощупать» теорию размножения грибов. То, что подавляюще большинство людей именуют грибом, на самом деле является его плодовым телом, которое выращивается грибом (мицелием) для реализации процесса размножения. На языке науки плодовые тела еще называют органами спороношения.

Состоят они из ножки и шляпки, которые представляют собой пучки гиф высокой плотности. В верхней части находятся споры. Шляпка делится на две части. Верхняя часть плотная и покрыта окрашенной кожицей, под которой и находится нижний слой. Именно в нижнем слое и находятся споры. У одних грибов нижний слой является трубчатым, а у других пластинчатым.

К числу последних относятся шампиньоны и сыроежки, тогда как к первым – подберезовики и маслята. В нижнем слое шляпки может созреть несколько миллионов спор. Высыпавшись на почву, они затем разносятся самыми различными способами (животными, людьми, ветром, водой и даже насекомыми)

9.И последнее, что мы рассмотрим, какую роль грибы играют в природе и в жизни человека. И вам предстоит заполнить таблицу.

Кейс

    Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений, а так же повышают плодородие почвы. Многие животные используют грибы в качестве корма. Могут образовывать симбиоз с другими организмами . Например, бразильские муравьи и термиты имеют подземные “грибные сады”, они пережёвывают листья и “засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям.

       Многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца. Шляпочные грибы используются в медицине . Например средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре. Плесневые грибы служат источником антибиотиков. Дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога.

      Вместе с тем некоторые грибы – возбудители болезней человека и домашних животных (стригущий лишай и др.). Грибы – паразиты культурных растений трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса отрицательно влияют на рост и развитие растений. Грибы могут разрушать деревянные постройки человека. А ещё грибами можно отравиться.

Отрицательная роль грибов в природе и жизни человека

Положительная роль грибов в природе и жизни человека

-возбудители болезней человека и домашних животных

-грибы-паразиты отрицательно влияют на рост культурных растений

-разрушают постройки человека

-грибами можно отравиться

-разлагают останки животных и растений

-повышают плодородие почвы

-пища для животных

-продукт питания для человека

-шляпочные грибы используют в медицине

-плесневые грибы служат источником антибиотиков

-дрожжевые грибы используют в хлебопечении, виноделии, изготовление сыров, кефира, творога.

10.Вывод.

Давайте подведем итоге нашего урока, удалось ли нам узнать почему грибы выделили в отдельное царство? Какие сходства различия есть в животными и растениями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...