Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сенина Наталья Валерьевна

На этом уроке ребята, познакомятся с царством грибов, узнают о многообразии грибов, их строении. А также познакомятся с правилами сбора грибов. На уроке  используются разные формы организации: работа в паре, индивидуальная работа, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «В царстве грибов

 Цели:

 - формировать представления о многообразии грибов, выявить их характерные признаки, по которым определить принадлежность к конкретной группе;

- познакомить с особенностями строения гриба.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, муляжи грибов, карточки, тесты, памятки, лист самооценки, предметные картинки, корзинки, банка с грибами, печенье грибы, атлас – определитель, звукозапись «Голоса леса», таблетки,  корочка с плесенью.

                                             Ход урока

1. Организационный момент.

Звенит звонок. Ребята входят в класс, становятся возле доски.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках, и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

 - А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движение руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет, передаст пожатие рукой соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Стали в круг. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому).

- До меня сигнал дошел,

Начинаем разговор.

Дети садятся за парты.

2. Актуализация опорных знаний.

1 слайд (лес, музыка)

- Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Чудные тайны откроете эти.

- Ребята, а что же такое лес?

- Какое значение имеет лес в природе?

- А для нас (человека)  какое значение имеет лес?

- Итак, мы отправляемся в лес на природу (фонограмма « Голоса птиц»).

 - Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти?

- Какие еще правила друзей природы вы знаете?

 - А пока мы с вами весело шагам, давайте вспомним, что такое природа?

- Какая бывает природа?

2 слайд (живая и неживая)

- Чем отличается живая природа от неживой?

- А на какие два мира можно разделить живую природу?

3 слайд (растения и животные)

3. Формулирование темы, постановка цели

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру « Кто внимательный ?» ( работа в парах)

 - У вас на столах конверты, в которых находятся картинки. Распределите картинки на группы (растения, животные).

- В какую группу вы поместили шампиньон?

-  Можно его отнести к миру растений? Почему?

- А какие части растений нам известны?

- Есть ли они у грибов?

- Можем ли мы с уверенностью отнести грибы к миру растений?

- А к миру животных?

- Значит, какая у нас сегодня будет задача на уроке? (Познакомиться с грибами, узнать о них побольше и разместить картинку в нужную группу).

Какова же  тема урока?

4 слайд (В царстве грибов)

- Если это царство грибов и нам нужно много узнать о них, то для этого давайте представим, что мы с вами грибочки в лесу. ( В корзиночках лежат шапочки грибочков, дети надевают их).

4. Изучение нового материала

- Ребята, существует даже целая наука, которая занимается изучением грибов. Она называется «микология».

5 слайд (микология: « микос» - гриб, «логос» - наука).

- Как можно перевести «микология» с латыни?

- Я вам предлагаю план изучения темы урока, у вас на парте лежит таблица с этим планом. Давайте посмотрим, с чего необходимо начать.

План

1. Строение гриба

2. Как питается гриб. Особенности питания грибов.

3. Значение грибов в природе.

4. Какие бывают грибы.

- Итак, рассмотрим строение гриба. Для этого поработаем в парах. У вас на парте лежит картинка, на которой изображен гриб. Подпишите части гриба, которые вы знаете.

- Какие части гриба подписали?

- Шляпка и ножка находятся над землей. Поэтому называют надземная часть. А еще есть подземная часть. Что же это? Давайте обратимся к учебнику на с. 112.

  - На что похожа грибница? Действительно, она состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землей на десятки метров.

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как по – вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " - Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас. "Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- Прочитайте второй пункт плана. Так как же питается гриб?

-  А сейчас обратите внимание на рисунок 2 на с. 112. Предположите, что здесь изображено?

- Посмотрите на доску.

6 слайд (дубовик, подберезовик, подосиновик)

- О чем говорят названия этих грибов?

- Почему так происходит? (Дети предполагают свои версии)

 Проверьте себя по тексту учебника. Прочитайте еще раз второй пункт изучения темы. Можете ответить на вопрос?

- Что – то приуныли грибочки. Вот закапал дождик, тянутся, растут грибочки (дети встают из - за парт).

Физкультминутка ( под запись «Голоса леса»)

Вот мы в лес пришли,                (маршируют)

Белый гриб нашли,                    (руки на поясе, показать важность гриба) 

Выросли маслята -                    (присели и слегка привстали)

Дружные ребята.

А опята - плясуны                    (выставление пятки, размах руками)

На поляне пляшут.

Шапочками машут,                    (машут правой рукой)

Раз грибок, еще грибок                    (наклоны вперед)

Положили в кузовок.                    (кладут в корзину)

5 Продолжение изучения материала

- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

- Прочитайте следующий пункт плана.

- А для этого мы с вами отправимся на «тихую охоту». Кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы) – вывешивается портрет.

- Грибы – это настоящее чудо. На нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Есть даже такие грибы, которые занесены в Красную книгу, они нуждаются в особой охране.

7 слайд ( грибы из Красной книги)

- К вам на урок я пришла не с пустыми руками. Я пришла с грибами (банка с маринованными грибами).

- Как вы думаете, где и когда я их собирала?

- Все ли грибы можно использовать в пищу? Значит, грибы делятся на съедобные и несъедобные. Как иначе  называются несъедобные, подберите синоним (ядовитые)

Работа с атласом – определителем в тетради на с. 67

- Прежде, чем нам  отправиться за грибами, давайте проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы? Возьмите тест. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ним согласны, то слева в пустой клетке поставьте «+», если нет – то ставьте « - ».

Работа в группах по тесту (запись «Голоса леса»).

- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.

( На доске вывешивается ключ к тесту. Проверка работы группы).

- Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы! Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов в учебнике. Значит, нам с вами есть еще чему учится.

Игра «Съедобное – несъедобное» (Работа с муляжами).

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игу «Съедобное – несъедобное». Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа набирает съедобные грибы (муляжи).

- Какие же вы оставили грибы. Назовите их еще раз. Это опасные грибы, с ними надо быть осторожными.

- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить?

- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами.

8 слайд (первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2 – 4 часа после употребления грибов).

Звонит мобильный телефон.

- Ой, ребята, извините, пожалуйста.

- Алло, доктор Пилюлькин?

- Как Вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы Вы подъехать к нам, ведь лучше врача нам никто об этом не расскажет.

- Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!

Входит доктор Пилюлькин

- Здравствуйте, ребята! Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?! Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1) При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать скорую помощь  по телефону… 03

2) До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

а) нужно давать пить маленькими глотками соленую воду в большом количестве до появления рвоты;

б) дать холодный чай или кофе;

в) уложить в постель на живот, положить грелку в ноги.

3) Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется. Запомнили?!

- Ну, мне пора! Рад был вам помочь! До свидания, ребята!

Доктор Пилюлькин уходит.

- Ребята, посмотрите доктор Пилюлькин что – то забыл. Что это? (таблетки). Вы слышали такое слово «антибиотики», «пенициллин»?

9 слайд (антибиотики, пенициллин).

Демонстрирую хлеб с плесенью.

- Оказывается, плесень – это тоже грибы, только очень маленькие. И из них делают лекарства, которыми мы лечимся. И таких грибков – карликов много. Например, с помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба и ароматных булочек, благодаря кефирному грибку, молоко превращается во вкусный кефир.

6 Рефлексия

- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. Я очень довольна вашей работой на уроке. Прощаясь с вами, я хотела бы раздать памятки о съедобных и несъедобных грибах. Внимательно изучите их, познакомьте с ними своих родителей, родственников. И всегда помните, что грибы могут быть не только вкусными, но и опасными для здоровья.

- Оцените свою работу на уроке ( лист самооценки)

Поработали на «5»,

А теперь всем отдыхать!

- Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали. Посмотрите, ваш лесной трофей превратился в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я вас угощаю. ( Детей угощаю съедобными грибами – печеньем).

- Спасибо за урок!

10 слайд – домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лес

Слайд 12

С.112-117 , Р.Т с.66-68 , Сообщение о грибах.



Предварительный просмотр:

      Правила сбора  грибов

1   Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

2  Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом.

3  Когда срежешь гриб, попробуй его на вкус.

4  Лучше собирай старые перезрелые грибы.

5  Не знаешь гриб – не бери его!

6 Собирай грибы возле дорог и промышленных предприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"

Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"

Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...