Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

На уроке ребята работают в группах. Самостоятельно добывают новые знания. Учитель помогает, дополняет, комментирует. С помощью презентации показывает интересные факты. Используется занимательный материал: игры, загадки, инсценирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_v_3_kl_na_temu_v_tsarstve_gribov.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « В царстве грибов» 3Б класс Детковская М.В.

Цель: формировать представление о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать знания детей о грибах;

сформулировать правила сбора грибов;

создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;

различать части гриба; приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. Расширить знания о ядовитых грибах

Развивающие:

содействовать формированию критического мышления;

развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

создать условия для развития коммуникативных умений.

Воспитательные:

воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности; способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Оборудование:

Презентация, картинки с грибами, карточки с заданиями для работы в группах, корзинка(рисунок), карточки: микология, шляпка, ножка, грибница, плодовое тело.

Ход урока

1. Организационный этап.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

2. Мотивация к учебной деятельности.

«Мир освещается солнцем, а голова – знанием» /открыть на доске/

- Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания?

- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.

3. Проверка домашнего задания.

- На какие группы делят животных в зависимости от их питания? (Растительноядные, хищники, всеядные)

- Чем питаются растительноядные животные? Хищники? Всеядные? Приведите пример.

(Белка, заяц, олень, бобр, черепаха, корова, зебра, колорадский жук.

Лев, крокодил, тигр, акула, волк, лиса, енот, кошка, касатка.

Медведь, еж)

- Что такое цепь питания? (Взаимосвязь в питании всего живого). Приведите примеры.

4. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня по почте нам пришел подарок от лесовичка.

-Посмотрите, что это за подарок? Для чего нам лукошко?

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока!

- Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов. (Написана тема на доске) На доску вешается гриб.

-Какие задачи поставим перед собой?(Слайд)

Какие бывают грибы? Как собрать грибы?

Строение грибов? Разнообразие грибов?

Роль грибов в природе? Грибы питаются, размножаются? Как?

-Как вы думаете гриб - это живая или неживая природа? Почему?

- Давайте подумаем, к какому царству можно отнести грибы?

-К царству растений можем? Почему?

-Какие части растений вам известны?

-А есть ли у грибов эти части?

- К царству животных можем? Почему?

- Что умеют делать животные?

- А грибы могут передвигаться?

- Вывод: Это особое царство природы. Если это отдельное царство, значит есть отдельная наука, которая изучает грибы. Давайте вспомним, какая наука изучает растения? Животных?

- А грибы изучает наука …микология. (На доску карточку) («микос – гриб, «логос» - наука)

- Давайте посмотрим части гриба. В этом вам помогут слова для справок. (Дети прикрепляют на доску карточки с названиями частей гриба).

-Проверьте себя по учебнику с.112

-Назовите те части гриба, которые находятся над землёй

-Другая часть находится под землёй и называется грибницей.

-Чтобы узнать, какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику.

-Какая часть играет важную роль в жизни грибов. Почему?

- Поднимите руку те, кто собирал грибы?

-Как вы наверное заметили, грибы растут группками, семейками. Их можно собрать несколько в одном месте, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её месте пробивается вверх плодовое тело.) (Слайд)

- У грибов нет семян. Грибы размножаются спорами. (Карточка на доску) Споры образуются в шляпках грибов. Когда споры попадают в благоприятные условия, из них формируется грибница. А из грибницы растут грибы.

Вывод: грибы размножаются спорами.

- Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Посмотрите в учебник с.112 рис.2.

Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

Вывод: грибы дружат с деревьями.

5. Физминутка.

6. Работа с новым материалом.

- А знаете ли вы, что на нашей планете более 100 тыс. видов грибов. При этом для человека важны приблизительно 500 видов.

-Чтобы больше узнать о грибах поработаем в группах.

1 группа. «Почему грибы так назвали»

Соотнесите название грибов с их описанием. (Слайд)

Волнушка Растёт под осинами.

Лисичка Мух ловит. Отрава для людей и мух.

Маслёнок Вокруг пня растёт.

Мухомор Растёт под берёзами.

Опёнок За цвет.

Подберёзовик По краям шляпки – волны.

Подосиновик Шляпка словно маслом помазана.

Рыжик Растут семейкой кажутся рыжими по цвету.

- Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки.

- Что общего у всех этих грибов? (Шляпка)

- Верно. Такие грибы называют шляпочные.

- Как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете?

- Он покроется вот такой плесенью. (Слайд)

- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие - ПЛЕСНЕВЫЕ. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

- На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! (Слайд) С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.

Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.

2 группа. «Для чего нужны грибы растениям и животным леса, человеку?»

-Вставьте пропущенные слова

Многие животные питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари.

Некоторые животные лечатся мухомором – это лось, сороки.

Гриб чага растёт на берёзе. Им лечат язву желудка, опухоли.

Гриб – дрожжи применяется в хлебопечении.

Слова для справок: животные, чага, мухомор, дрожжи.

- Какое значение имеют грибы для человека? Для животных?

- Грибы имеют важное значение для человека. Они употребляются в пищу.

Шляпки грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

3 группа. «Как собирать грибы?»

Пользуясь учебником, обоснуйте правила сбора грибов

Создание памятки.

1. Собирать только знакомые грибы.

2. Не разрушай грибницу.

3. Грибы срезай ножом.

4. Собирай молодые грибы.

5. Не собирай грибы возле дорог и промышленных предприятий.

Из-за деятельности человека некоторые грибы занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране. В учебнике на с.113 посмотрите на эти грибы. Вася, прочитай их название.

Вывод: собирай грибы правильно. Некоторые грибы нуждаются в охране.

- Как собирать грибы мы выяснили. Я предлагаю отправиться за грибами и набрать наше лукошко. (У детей картинки грибов. Отгадывают и прикрепляют на доску.)

1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)

2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)

3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)

4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке. (Подберёзовик)

5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)

6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся …
(Белый.)

7. Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит. (Поганка)

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

/съедобные, несъедобные/ Карточки вешаются на доску.

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. В учебнике на с.114-115 показаны некоторые такие грибы. Давайте их рассмотрим. (Работа с учебником)

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

- Зачем природа создала ядовитые грибы? Выступления детей.

«Значение для природы и человека ядовитых грибов»

1. Я - бледная поганка,

очень опасна для человека, но

Я нужна деревьям.

Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

А ещё меня используют для

приготовления сильных лекарств.

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

красивее своих съедобных собратьев.

Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

Опавшие сучья.

Мы - санитары леса!

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

- Вывод: ядовитые грибы тоже нужны природе.

- Мы сегодня много говорили о грибах. Исходя из этого продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал …

7. Рефлексия.

- Вернемся к началу урока. Работаем с нашем кластером. (Слайд)

8. Итог урока.

- Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой и кто не доволен.

-Оценки.

9. Домашнее задание.

С.112-117, вопросы. Задание по желанию: интересные факты о грибах.

1. Я - бледная поганка,

очень опасна для человека, но

Я нужна деревьям.

Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

А ещё меня используют для

приготовления сильных лекарств.

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

красивее своих съедобных собратьев.

Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

Опавшие сучья.

Мы - санитары леса!

1 группа. «Почему грибы так назвали»

Соотнесите название грибов с их описанием.

Волнушка Растёт под осинами.

Лисичка Мух ловит. Отрава для людей и мух.

Маслёнок Вокруг пня растёт.

Мухомор Растут семейкой кажутся рыжими по цвету.

Опёнок Растёт под берёзами.

Подберёзовик За цвет.

Подосиновик По краям шляпки – волны.

Рыжик Шляпка словно маслом помазана.

2 группа. «Для чего нужны грибы растениям и животным леса, человеку?»

Вставьте пропущенные слова

Многие ………… питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари.

Некоторые животные лечатся …………. – это лось, сороки.

Гриб ………. растёт на берёзе. Им лечат язву желудка, опухоли.

Гриб - ………….. применяется в хлебопечении.

Слова для справок: животные, чага, мухомор, дрожжи.

3 группа. «Как собирать грибы?»

Пользуясь учебником с.115, обоснуйте правила сбора грибов.

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

4. ___________________________________________________

5. __________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....

Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"

Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.Так   как   это   урок...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....