Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Лопарева Елена Алексеевна

 

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков);

                           микроскоп;

                           демонстрационный материал: макеты грибов,  

                           упаковка таблеток пенициллина;

                           заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсин);

                           таблички с надписями;

                           презентация «Грибы»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_griby-osoboe_carstvo_prirody.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

                                                                             

                                                                   

                                                          Выполнила: Лопарева Елена Алексеевна

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                I квалификационной категории

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как

                     особом царстве живой природы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть                          

                           (автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков);

                           микроскоп;

                           демонстрационный материал: макеты грибов,  

                           упаковка таблеток пенициллина;

                           заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсин);

                           таблички с надписями;

                           презентация «Грибы»;

Ход урока

I Организационный момент

   Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе ненадолго и заблудишься!

II Повторение пройденного материала

- Что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес-это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й ярус – деревья пониже; нижние ярусы: 3-й ярус – кустарники, 4-й – травы, 5-й – мхи, грибы.)

- Какое значение имеет лес в природе? (ответы детей)

- А какую роль он играет в жизни человека? (ответы детей)

Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа-это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

-Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

На доске появляется схема:

                                  ПРИРОДА

         ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ

- Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)

- Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.

Игра «Кто внимательный?», если речь идет о живой природе, дети хлопают в ладоши. Например: небо, камень, дерево, солнце…

- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.)

На доске схема дополняется:

                                 ПРИРОДА

         ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ      ЖИВОТНЫЕ

III Изучение нового материала

      Сегодня во время лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Отгадайте загадку  и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

 (Это гриб. Речь пойдет о грибах.)

-Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.)

Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(опята, подберезовики, сыроежки.)

Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока.

На доске появляется карточка «Грибы».

- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (живая)

- Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)

-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений)

- Почему? (Они растут на земле.)

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плоды).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)

А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)

- А к миру животных? (Тоже нет).

- Так что же такое – грибы? (Наверное, это особый мир природы: ни растения, ни животные.)

Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Дополняем схему на доске).

- А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

- Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.)

- Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

(Одна часть грибов находится под землей, другая – над землей.)

- Как их можно назвать? (Надземная и подземная)

- Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки)

- Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?

(Наверное шляпка)

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А в месте ножка и шляпка, т.е. надземная часть, имеют название «плодовое тело». (Дополняем схему на доске.)

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба? Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)

- Какое бы вы дали название? (Ответы детей)

А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница».

Термины «плодовое тело», «грибница» выписываются на доске.

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.)

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете¸ почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия.

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей).

Давайте рассмотрим все возможные способы. Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

- Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо¸ так собирать нельзя)

Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? (Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте)

- Подходит нам этот способ? (Да)

Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия.

- Какие? (Дождь, солнце, ветер)

- Что может произойти с этой частью и грибницей? (Может высохнуть, загнить.)

Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли (демонстрация на пособии)

- Что происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.)

- Выберите способ, который наиболее верный.

- Итак, что же нового мы узнали о грибах? (Дети повторяют материал с опорой на иллюстрации и пособия на доске.)

На доске слова: подберезовик, подосиновик.

- Что можно сказать об этих грибах¸ исходя из их названий? (Они растут под осинами, под березами.)

Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые под дубами…

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.)

Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагай и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсин, покрытые плесенью.)

- Что это? (Плесень)

А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб)

- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)

- Можно назвать ее грибом? (Да)

- А чего нет у плесени? (Шляпки.)

- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (нет)

- А как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей)

Этот вид грибов называется «плесневые». Знали вы об этом?

- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).)

А кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.

- А как человек использует грибы? (В пищу)

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет)

- Почему? (Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)

Схема на доске приобретает вид:

                                 ПРИРОДА

         ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ      ЖИВОТНЫЕ  ГРИБЫ

 

                                         ШЛЯПОЧНЫЕ  ПЛЕСНЕВЫЕ

                     

                 

                        СЪЕДОБНЫЕ  НЕСЪЕДОБНЫЕ   ЯДОВИТЫЕ

Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить.

Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся)

Слышали такое слово – «антибиотики»? а «пенициллин»? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. (Учитель демонстрирует упаковки таблеток.)

Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука¸ посвященная их изучению. Она называется «микология».

На доске: микология, микос – гриб, логос – наука.

- Как можно перевести слово «микология» с латыни? (Наука о грибах.)

(Дети записывают определение слова «микология» в тетрадь: «Микология – наука о грибах.»)

Домашнее задание

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....