Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру (Перспектива)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_.doc487.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Аксаринская основная общеобразовательная школа»  Заинского муниципального района РТ

         

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО:

________ Хуснутдинова Н.Р.

Протокол №   от «     » августа  2018г.

Согласовано

Заместитель  директора по УР:

________ Файзуллина И.Б.

«    »                            2018г.

Утверждаю

Директор  МБОУ «Аксаринская ООШ»

________Гиляев А.И.

приказ №      от «    »             2018г.

                                                                   

                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Окружающий мир»

начального общего образования

1 класс

базового уровня

учителя высшей   квалификационной категории Хуснутдиновой Н.Р.

с. Аксарино

2018-2019 учебный год

I.Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • различать природу и культуру;
  • различать живую и неживую природу;
  • отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
  • различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
  • соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
  • называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
  • распознавать и называть комнатные растения;
  • ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
  • различать деревья, кустарники, травянистые растения;
  • устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
  • называть наиболее распространенные растения своей местности;
  • различать культурные и дикорастущие растения;
  • различать лиственные и хвойные деревья;
  • называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
  • называть фрукты, овощи, ягоды;
  • отличать животных от растений;
  • распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
  • перечислять группы животных и их существенные признаки;
  • различать домашних и диких животных;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
  • называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
  • приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;
  • ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
  • называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
  • правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
  • определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
  • правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
  • определять ближайшие родственные связи в семье;
  • работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
  • находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;
  • перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
  • определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
  • понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
  • определять достопримечательности Москвы и своего региона;
  • определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
  • находить место России на земном шаре.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);
  • эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
  • целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);
  • положительное отношение к школе, учебной деятельности;
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира:
  • ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям -  учебнику, рабочей тетради и пр.; 
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
  • освоение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.

Метапредметные результаты

Познавательные:
Обучающиеся научатся: 

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

Регулятивные:
Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/
  • неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 

                                                                       

II. Содержание курса

  1. Мы и наш мир. 10 ч.  Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека. Мы – люди. Как мы общаемся с миром.  Люди – творцы культуры. За страницами учебника «Мы и наш мир.
  2. Наш класс в школе. 13 ч.

Наш класс в школе. Мы – дружный класс урок- игра. Учитель – наставник и   друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями? Что растет у школы? Мир за стеклянным берегом.  Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу – время, потехе – час. Книга – друг и наставник. За страницами учебника «Наш класс».

  1. Наш дом и семья. 15 ч.

Мы в семье. Моя семья – часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в

Мы в городе. Мы в селе. Красота любимого города. Красота родного села. Природа в городе. Что растет в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живет в парке.

Экскурсия. Мы помним наших земляков. Все профессии важны. За страницами учебника «Город и село». Экскурсия.

  1. Родная страна. 8 ч.

Россия – наша Родина. Москва – столица России. Мы – семья народов России. Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки. За страницами учебника «Родная страна»

  1. Человек и окружающий мир. 5 ч.

Взгляни на человека.  Всему свой черед. У каждого времени свой плод. Я – часть мира.

За страницами учебника «Человек и окружающий мир»

                                       III.  Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе

УМК «Перспектива» А.А.Плешаков  М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение»

Тема

Виды учебной деятельности учащихся

         Дата

план

факт

                                                                                                        Мы и наш мир. 10 ч.

1

Что такое окружающий мир

Нәрсә ул әйләнә-тирә дөнья

Рассказ о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Ориентация в конструкции и системе навигации учебника. Обсуждение правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составление режима дня

05.09

2

Природа

Табигать

Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Оформлять свои мысли в устной речи.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности

07.09

3

Неживая и живая природа.

Терек һәм терек булмаган табигать.

Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

11.09

4

Культура. 

Мәдәният.Элек һәм хәзер.

Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края

14.09

5

Стартовая диагностика.

Диагностик эш.

Коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил выполнения задания.

Индивидуальная – слушание и принятие данного учителем задания, планирование действия согласно поставленной задаче; выполнение диагностических заданий, выявление собственных проблем в знаниях и умениях; планирование их ликвидации.

18.09

6

Анализ  стартовой диагностики. Природа в творчестве человека.

Диагностик эшкә анализ.Кеше иҗатында табигать. Мы – люди. 

Без-кешеләр

Систематизируют виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.

Узнают и устно описывают образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Чтение схемы изготовления игрушки. Изготовление игрушки по схеме из природного материала

Знакомство с внешним обликом людей разного возраста и национальностей. Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека.

Оценить эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности

21.09

7

Как мы общаемся с миром.

Без дөнья белән ничек аралаша

быз?

Определять и называть органы чувств.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать

собственную речь

25.09

8

Люди – творцы культуры.

Кешеләр-мәдәниятне тудыручылар

Определять своими слова ми красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблю дая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совмест ной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместного группового проекта «Подарки осени»

28.09

9

10

За страницами учебника «Мы и наш мир. Экскурсия

“Без һәм безнең дөнья”

Экскурсия.

За страницами учебника «Мы и наш мир. Обобщающий урок. “Без һәм безнең дөнья”

Бүлекне йомгаклау

Путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы

Обобщение и закрепление пройденного материала и результатов наблюдения во время экскурсии. Заключительная беседа, выводы.

02.10

05.10

                                                                                                           Наш класс. 13 ч

11

Наш класс в школе.

Мәктәптә безнең сыйныф.

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века

09.10

12

Мы – дружный класс

Без-дус, тату сыйныф.

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Составлять предложения со словами «МЫ», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим родным языком, в учебной и внеклассной деятельности

12.10

13

Учитель – наставник и друг. Укытучы-остаз һәм иптәш.

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома

16.10

14

Природа в классе

 Сыйныф бүлмәсендәге табигать

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Рисовать или фотографировать комнатные растения своего класса. Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сала (вместе со взрослыми)

19.10

15

Как ухаживать за комнатными

растениями

Бүлмә гөлләрен ничек карап үстерергә

Мәктәп янында нәрсәләр үсә?

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы)

Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку.

Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения,

23.10

16

Мәктәп янында нәрсәләр үсә?

Классифицировать   растения   по   изученным   признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение рисовать или фотографировать его

26.10

17

 Мир за стеклянным берегом.  

Пыяла ярлар артындагы дөнья.

Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток

Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы

30.10

18

Кто еще у нас живет?      

Бездә тагын

нинди хайваннар яши?

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку.

Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода и подбирать корм дня животных живого уголка

09.11

19

Какие бывают животные

Нинди хайваннар була?

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

 Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

13.11

20

Делу – время

Эш агачы һәрвакыт

та бик юмарт китерер җимеш.

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час».  Давать характерис тику распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам подходящие пословицы. Объяснять их смысл, моделировать ситуацию безуспешной работы, кор ректировать её ход. Приво дить примеры успешности работы на уроках

16.11

21

Книга – друг и наставник

Китап-дус, остаз.

Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг»

20.11

22

Потехе – час

Эш беткәч  уйнарга ярый.

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игровою поведения. Приводить примеры развивающих игр. в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые и играли старшие члены семьи. Дополнять выстав ку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабу шек и дедушек. Сравни вать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»

23.11

23

За страницами учебника «Наш класс»

“Безнең сыйныф”

теманы йомгаклау

Участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края.

27.11

                                                                                                       Наш дом и семья. 15 ч.

24

 Мы в семье

Безнең өй һәм гаилә.

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из  членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье

30.11

25

Моя семья – часть моего народа

Минем гаиләм- халкымның бер өлеше.

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять колыбель ную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстри ровать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа.

Называть

имена героев лю бимых в семье народных сказок, былин, преданий.

04.12

26

Природа в доме

Өйдәге табигать.  

Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображён ных комнат, объяснять причины различий. Расска зывать о предметах приро ды в своём доме, обсуж дать их роль в нашей своей  жизни, в жизни семьи, оценивать   своё отношение к ним. Узна вать на фотографиях растения и животных, вы делять те из них. которые есть в доме. Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома, рисовать и фотографировать их.

07.12

27

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество

Безнең өйгә су,газ,электр кайдан килә?

Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы.

Анализировать рисунки и объяснять путь воды, газа  и электричества в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании

11.12

28

Красивые камни в нашем доме

Өебездәге матур ташлар

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней. Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.

Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы

14.12

29

Комнатные растения у нас дома.

Безнең өйдәге гөлләр.

Определять названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.

Узнавать комнатные растения по характерным признакам. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома.

Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома рисовать или фотографировать их.

18.12

30

Выйдем в сад

Бакчага чыгабыз.

Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять

самопроверку.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты  и овощи своею сада, огорода.

21.12

31

 Овощи и фрукты на нашем столе.

Яшелчәләр һәм җиләк-җимешләр Юл билгеләре тамгалары        

Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. Работа со взрослыми: учиться готовить овощной или фруктовый салат, записывать рецепт блюда.

25.12

32

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

Икмәк,ботка,чәй һәм кофе турында.

Прослушивать и обсуждать рассказ, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу. Рассказывать, откуда берутся хлеб, чай, кофе.

Соотносить   растения и получаемые из них продукты питания. 

Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку. Фантазировать, что можно испечь из теста. Ра бота со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху

11.01

33

Дикорастущие и культурные растения

Кыргый һәм культура

лы үсемлекләр

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растения на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие — культурные)

15.01

34

Собака в нашем доме

Безнең йорттагы мәче,эт

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фото графиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак, узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры по род собак. Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. Работа со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её.

18.01

35

Кошка в нашем доме

Безнең йорттагы мәче.Йорт хайваннары белән аралашканда куркынычсызлык кагыйдәләре

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком

Знакомиться по учебнику с породами   кошек.

Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей кошке и уходе за ней. Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки. Проектное задание: составить фото рассказ или сочинить сказку о своей кошке или другом домашнем питомце

22.01

36

Дикие и домашние животные

Кыргый һәм йорт хайваннары

Дүртаяклы дусларыбыз кайчан куркыныч тудыралар

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. Знакомиться с разворотом «Моя коллекция»; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигу рок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своих игрушках в виде животных.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи

25.01

37

С утра до вечера.      

Иртәдән кичкә кадәр.Газ плитәсе,

электр приборлары,суны белән

дөрес куллану.

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С по мощью условных знаков представлять  ОБЪЁМ домашнего труда каждого члена семьи. Знать  правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими.      

29.01

38

За страницами учебника «Наш дом и семья» “Безнең гаилә”темасын йомгаклау.

Выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц  «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи»

01.02

                                                                                                           Город и село. 14 ч.

39

Мы в городе

Без шәһәрдә.

Шәһәр юллары

Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов  

05.02

40

Мы в селе

Без авылда

Определять значение слов «земляки», «односельчане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные сельские занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых сёл от названия села, в том числе от названия родного или близлежащего села

08.02

41

Красота любимого города.

Безнең шәһәрләр матурлыгы.Шәһәрдә юл чатлары,билгеләре.Юлны аркылы чыгу.

Различать названия городов, связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города, называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города для выставки в классе.

12.02

42

Красота родного села.

 Туган авылым                                матурлыгы. Юл чатлары.

Различать названия сёл, связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик села, называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты села для выставки в классе.

15.02

43

Природа в городе

Шәһәр табигате

Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: выполнить рисунок на тему «Природа в городе»

19.02

44

Что растет в городе.

Шәһәрдә нәрсәләр үсә?

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам. Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки. Приводить примеры деревьев и кустарников своего города. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья   или   кустарник, посаженные своими руками

22.02

45

Чудесные цветники.

Гаҗәеп чәчәклек

ләр.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе. Знакомиться по мате риалом учебника с растения ми цветника. Рассказы о цветниках своего города. Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку. Выделять среди растений цветника тe, которые особенно нравятся, отображать свои предпочтения в рисунке. Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные своими руками

26.02

46

В ботаническом саду

Ботаника бакчасында

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду. Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад

01.03

47

Кто живет в парке

Паркта нинди хайваннар яши?

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам.  Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка. наблюдать за ними, фиксировать свои наблюдения по форме рисунков, фотографий

05.03

48

В зоопарке.

Зоопаркта.

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам, осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего города. Работать со взрослы ми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме

08.03

49

Войдем в музей!

(экскурсия)

Музейга керик.

 Мы помним наших земляков

Без якташларыбызны онытмый

быз.

Экскурсия в краеведческий музей. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и соблюдение на практике этих правил.

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвященных прославленным землякам и согражданах». Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Знание знаменитых земляков, умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести.

12.03

50

Интегрированная работа

Коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил выполнения задания.

Индивидуальная – слушание и принятие данного учителем задания, планирование действия согласно поставленной задаче; выполнение диагностических заданий, выявление собственных проблем в знаниях и умениях; планирование их ликвидации.

15.03

51

Все профессии важны.

Һөнәрләрнең һәркайсы яхшы!  

     

Обобщать известные сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать  способы и наблюдать этапы выращивания  хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять  известные профессии, соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий.

19.03

52

За страницами учебника «Город и село». Экскурсия

Авыл урамнары буйлап.

Практическое занятие.

Экскурсия по родному селу; посещение музея, библиотеки, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий

22.03

53

Россия – наша Родина

Россия-безнең Ватаныбыз

Обсуждать пословицы о ро дине, родной стороне. Исследовать понятие «малая роди на»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте Татарстана обозначение своего села, области, района. На карте России находить и показывать свой край.  Моделировать с помощью глобуса ситуацию полё та космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины

02.04

54

Москва – столица России.

Мәскәү-Россиянең башкаласы

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Прослушивание записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл

05.04

55

Мы – семья народов России.

Без –Россия халыклары гаиләсе.

Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюла традиционной кухни народов России и мира. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Находить общее и различное в песнях, игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку.

08.04

56

Природа России.

Россиянең табигате.

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны, в каких местах России уже удалось побывать, а где  хотелось бы побывать

12.04

57

Охрана природы

Табигатьне саклау.

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицатель ном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценка поступков человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в   этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы.

16.04

58

Красная книга России.

Россиянең Кызыл китабы.

Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Характеризовать отдельных представителей Красной книги. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках. Работать со взрослыми: на ходить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать и подбирать фотографии

19.04

59

Заповедные тропинки

Тыюлык сукмакла

ры

Совершать воображаемую экскурсию в заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему.

Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами сов ременных заповедников.

Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках.

 

23.04

60

За страницами учебника «Родная страна»

“Туган илем” бүлеген йомгаклау

Совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края, узнать о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России

26.04

                                                                                  Человек и окружающий мир. 5 ч

61

Взгляни на человека!

Кешегә күз сал!

Участвовать в дидакти ческой игре с использованием характерных масок, различать понятия: внешний облик -внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение ,желание ,мысли интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния, определения характера сверстников. Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице.

30.04

62

Всему свой черед.

Һәрнәрсәнең үз вакыты.

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражения лица, жесты, поза) с признаками характерными для природы весной (утром),летом(в полдень),осенью(вечером, зимой (в ночные сумерки) пословицы об отце; ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве

03.05

63

У каждого времени свой плод.

Һәр чорның үз җимеше.

Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображен один человек на разных возрастных этапах

07.05

64

Комплексная работа.

Коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил выполнения задания.

Индивидуальная – слушание и принятие данного учителем задания, планирование действия согласно поставленной задаче; выполнение диагностических заданий, выявление собственных проблем в знаниях и умениях; планирование их ликвидации.

10.05

65

Анализ комплексной работы.

Я – часть мира.

Мин-дөньяның бер өлеше.

Человек и окружающий мир

Кеше һәм әйләнә-тирә дөнья.

Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу)

Повторение и закрепление пройденного за год.

14.05

66

За страницами учебника «Человек и окружающий мир»

 Кеше һәм әйләнә-тирә дөнья.

Практик дәрес.

Подготовка коллективного проекта к выступлению в празднике «Последний звонок»

17.05

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,    внесенные в  КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру  УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа 3а класса по окружающему миру.

Рабочая программа выполнена по требованиям ФГОС....

Рабочая программа 4 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требо...

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...

Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"

Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"...

Рабочая программа 4 класс по окружающему миру

Данная рабочая программа по предмету «Математика» в 4  классе составлена на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начальног...